Эдит Сепп: Звягинцев достоин «Оскара»!

Статей на сайте: 123

23_1

Фестиваль современного европейского кино проходит в эти дни в Томске. Свои картины для сибирских зрителей представили режиссеры из Латвии, Литвы, Эстонии, Словении, Греции, Венгрии, Чехии, Словакии, Дании, Германии, Франции, Финляндии, Нидерландов. Кинофорум проходил в Калининграде 12 лет. Томская область стала вторым российским регионом, принявшим фестиваль. По такому случаю в Томск приехал посол Евросоюза в России Маркус Эдерер.

— Я думаю, любое государство, любой регион считает одной из главных своих задач повышение качества жизни, – отметил глава региона Сергей Жвачкин на открытии кинофестиваля. – Образование и культура помогают повышать качество жизни. Для Томска эти две сферы играют особую роль. У нас живут представители 140 национальностей, в наших университетах учатся студенты из 60 стран мира. И я уверен, что за десять фестивальных дней для тех, кто приобщится к искусству, посмотрит фильмы, пообщается с актерами и режиссерами, жизнь станет ярче, насыщеннее, интереснее.

Все дни для томичей, желающих поближе познакомиться с европейской культурой, широко распахнуты двери развлекательного комплекса Fакел. Что самое приятное – вход на все кинопоказы свободный.

В числе гостей фестиваля – директор Института кино Эстонии Эдит Сепп. В Томск она прилетела, чтобы поприветствовать зрителей кинофорума и провести открытую лекцию о секретах успеха и долголетия эстонского кино.

В беседе с корреспондентом «ТН» Эдит рассказала, за какими кинопремиями следит с особенным интересом, кто ее любимый российский режиссер и какого кино всем нам сегодня не хватает.

50 на 50 приветствуется

– Знатоки кинематографа говорят, что современные зрители зачастую отдают предпочтение не отечественным фильмам, а голливудскому кинопродукту. Даже если он сомнительного качества. В чем причина такого странного выбора?

– Англичане бы ответили на этот вопрос так: «Есть зрители для артхауса, а есть зрители для американского кино» (улыбается). Европейский кинематограф непростительно мало внимания уделяет продвижению своих фильмов. Когда бюджет на производство кино 5 миллионов евро, а на дистрибуцию только 250 тысяч евро – это не совсем правильно. Надо менять соотношение. Чтобы вложения на выпуск кинопродукции и ее продвижение на рынок составляли хотя бы 50 на 50.

– Какого кино нам сегодня не хватает?

– Если думаете, что я отвечу: «Артхауса», то это не так. Сейчас, как бы парадоксально ни звучало, практически нет фильмов для зрителей. Режиссеры снимают кино, не особенно задаваясь вопросом: «Для кого мы делаем эту конкретную картину?» Это проблема едва ли не всего мирового кинематографа.

Важно заниматься просвещением. Чтобы люди понимали и принимали разное кино. Согласитесь, когда на экране один только экшн, это скучно. Мне, кстати, кажется, что у России есть все шансы переломить ситуацию. Сужу в том числе по встрече с томичами. После лекции люди подходили ко мне, чтобы что-то обсудить, обменяться мнениями, сфотографироваться на память. Особенно приятно, что среди слушателей было много молодежи. Не могу похвастаться тем, что в Эстонии подобные мероприятия пользуются таким же успехом и популярностью. В России чувствуется живой интерес к кинематографу, его проблемам и возможным путям развития.

– Кто из российских деятелей кино вам интересен?

– Безусловно, Андрей Звягинцев. Это гениальный режиссер. Он действительно любит Россию. Потому что только через настоящую любовь и через настоящую боль за ее судьбу можно ТАК показывать свою страну, снимать ТАКОЕ кино. Справедливо, что «Нелюбовь» Звягинцева выдвинута от России на соискание премии «Оскар». У этой картины есть все шансы побороться за победу. И я очень хочу, чтобы она получила статуэтку.

Марсель Пруст, говорите?

– За какими кинофестивалями вы следите с особенным интересом?

– Их два. Это Международный Каннский фестиваль и американский «Оскар». С той лишь разницей, что Канны объединяют в основном фильмы, способные повлиять на общество – глубокие, психологические, иногда даже тяжелые, затрагивающие серьезные проблемы. На «Оскаре» картины попроще. Но тоже получается довольно любопытная подборка.

– Какие они – сегодняшние молодые ребята, решившие, что кинематограф станет их профессией?

– Меня удивляет, что они мало знают историю кино. И больше того: совершенно ей не интересуются! Эти ребята живут в каком-то своем маленьком мире, не стремясь смотреть по сторонам и расширять кругозор. Они считают неважной и неинтересной информацию о том, как развивался кинематограф в разное время и в разных странах, какие фильмы становились символами эпохи, определяли дальнейшее развитие киноиндустрии, какие мастера работали до них. А ведь это будущие режиссеры, сценаристы, продюсеры! Как они будут делать свое кино вне общего профессионального контекста, я не очень понимаю. Хотя случается иногда кому-то из них снять неплохое кино.

Справка «ТН»

Эдит Сепп изучала кинематографию сначала в Польше, потом в Великобритании, где в 1997 году получила степень магистра в области кинорежиссуры. В разные годы работала ассистентом режиссера на киностудии «Таллинфильм», как продюсер и режиссер создавала программы для BBC. Способствовала созданию международной магистерской программы по кинематографии в Балтийской школе кино и СМИ Таллинского университета. В 2010 году стала советником по кинематографии Министерства культуры Эстонии, с 2013 года – директор Института кино Эстонии. Руководитель международного проекта ENGAGE, поддержанного программой MEDIA Европейского союза.

– Чем можно объяснить такое отношение молодого поколения к будущей профессии?

– Виновата бешеная скорость современной жизни. И обилие информации вокруг. Ребята занимаются, интересуются, изучают то, что касается сегодняшней нашей жизни. А информации, которую нужно успеть впитать и осмыслить, повторюсь, очень много. На «несовременное» просто времени и сил не остается. И еще удружили соцсети. Люди приучаются к тому, что информация должна быть простой и короткой. Взять ее, скажем, из «Фейсбука» для молодежи – естественное положение вещей. А предложение узнать ту же самую информацию, прочитав роман Марселя Пруста, покажется странным.

Так же и с кино. Сужу даже по своей 13-летней дочери. Чтобы она заинтересовалась каким-то фильмом, я должна ей объяснить, почему эту картину нужно посмотреть. Сейчас мы в Эстонии уделяем серьезное внимание кинопросвещению молодежи. Вкус к хорошему, качественному, настоящему кино можно воспитывать. И нужно!

Не забывайте про зеркало!

– Есть ли универсальные секреты – как сделать успешное кино?

– Если бы они были, все мы производили бы исключительно киношедевры (смеется). Я могла бы сказать, что большая доля успеха зависит от хорошего сценария, но и это – не рецепт. Ведь потом к работе над картиной подключаются режиссер, актеры, операторы. И не факт, что из отличного сценария получится отличный фильм. Наверное, не ошибусь, если скажу, что у зрителей пользуются успехом кинокартины, понятные в эмоциональном плане. Когда смотришь на экран и говоришь себе: «Я понимаю то, что вижу. Это – про нас и про нашу жизнь».

– Как вы относитесь к госзаказу в кинематографе?

– Ничего плохого в этом не вижу. Если государство дает деньги, значит, хочет, чтобы был снят фильм для народа. Без госзаказа развитие киноиндустрии будет диктовать рынок. И снимать режиссеры будут только комедии, мелодрамы. Ну разве что за редким исключением.

– Какие темы важно поднимать в сегодняшнем кино?

– Нужно говорить об экологической ситуации в мире. Мы пользуемся ресурсами природы, не особенно заботясь о ней в ответ. Чем все это обернется для нас?

О нашем общем будущем. Многие люди живут сегодняшним днем, полагая, что будущее от них не зависит. Но это не так.

О смене ценностных ориентиров в обществе. Молодежи становится скучно просто зарабатывать деньги. Им хочется не шикарную квартиру в небоскребе, а небольшой домик за городом, где они будут выращивать для себя капусту на своем огороде. Да, пока таких ребят не много, но они есть! Они есть и в Эстонии, и в Англии, и во Франции, и в России. Это тоже тема для осмысления в кино. Кинематограф по-настоящему интересен, когда он становится для общества зеркалом.

Фото: Вероника Белецкая

RSS статьи.  Cсылка на статью: 
Теги: ,
Вы можете пропустить до конца и оставить ответ. Pinging в настоящее время не допускается.

Модератор сайта оставляет за собой право удалять высказывания, нарушающие правила корректного общения и ведения дискуссий..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 + 1 =