Экология вне опасности

IMG_5913

Плановая проверка готовности к чрезвычайным ситуациям

Томское районное нефтепроводное управление ОАО «Центрсибнефтепровод» провело масштабные учения. По легенде, аварийный разлив нефти случился на подводном переходе через реку Чаю. Нефтепроводчики выстроили несколько рубежей боновых заграждений, собрали всю нефть и устранили повреждение. Все было сделано профессионально и в срок.

Вероятность угрозы невелика, но реальна

«Центрсибнефтепровод» делает все возможное для предупреждения аварий на переходах нефтепроводов через реки – планово и своевременно обследует, диагностирует и ремонтирует их, контролирует состояние современными системами, в том числе телеуправления. Однако от случайностей (землетрясение, внешнее механическое воздействие и т.д.) никто не застрахован. Поэтому сотрудники Томского РНУ ежегодно проводят учения на каждом водном объекте. Проверяют знание теории и практики. Процесс находится на контроле у Главного управления МЧС по Томской области.

09.00. Оператор нефтеперекачивающей станции «Молчаново» Томского РНУ Александр Путинцев по указанию заместителя главного инженера ОАО «Центр­сибнефтепровод» Геннадия Кривицкого получает от посредника вводную: «На поверхности реки Чаи местными жителями обнаружено нефтяное пятно, увеличивающееся в размерах. Место расположения – район размещения подводного перехода линейной части магистрального нефтепровода через реку Чаю». Диаметр нефтепровода – 1 200 мм, переход выполнен в двухниточном исполнении. Чая впадает в Обь. Угроза для экологии выглядит достаточно серьезной…

Александр Путинцев делает объявление всему персоналу, а после этого – еще несколько звонков. Тут же в операторской НПС «Молчаново» (именно здесь стартовали учения, местная линейная аварийно-эксплуатационная служба является ответственной за участок нефтепровода в районе Чажемто) начинает верещать тревожный сигнал. Кажется, все должны забегать туда-сюда в хаотичном, но на самом деле организованном движении. Но сотрудники ведут себя спокойно. У сторонних наблюдателей возникает вопрос: действительно ли произошла авария? Почему никто никуда не торопится? Оказалось, все просто. Пока торопиться должны только пять человек, входящих в патрульную группу. Два линейных нефтепроводчика и три сотрудника службы безопасности быстро собираются и выезжают на место для подтверждения, определения характера и масштаба повреждения нефтепровода.

Место предполагаемого повреждения находится на реке Чае в районе Чажемто – около полутора часов езды от Молчанова. Остальные в это время не бездействуют. Уже готовятся к выезду основные силы. Это небыстрый процесс, нужно поднять на технику все необходимое оборудование: нефтесборщики, емкости для сбора нефти, боновые заграждения для локализации загрязнения, моторную лодку для установки этих самых заграждений, сформировать колонны…

Три рубежа

Во время сбора сил и средств начальник отдела эксплуатации Томского РНУ, и.о. главного инженера Андрей Денисов объясняет суть и ход учений. В АК «Транснефть» приняты собственные ПЛАРНы – планы ликвидации аварийных разливов нефти. Они разрабатываются специальным подразделением компании и согласовываются в соответствии с действующим законодательством РФ. В соответствии с ними на локализацию разлива нефти дается всего четыре часа после поступления подтверждения от патрульной группы.

Основные действия при подобных авариях проводятся сразу в трех местах. Первая точка (первый рубеж) – непосредственно место условной аварии и проведения ремонтных работ по восстановлению целостности неф­тепровода. Туда выдвигаются сотрудники центральной ремонтной службы «Семилужки». Ехать им далеко – около 300 км. Вторая точка находится в 11 км ниже по течению реки от подводного перехода магистрального нефтепровода. Это основной рубеж для локализации и ликвидации последствий выхода нефти.

– На втором рубеже мы будем выставлять два каскада бонов и береговую линию, – говорит Андрей Денисов. – Заграждения не позволят нефти пройти дальше по течению. Береговая линия ставится, чтобы нефть не выносило на землю и она не загрязняла дополнительные участки. В образованные бонами карманы на воде нужно установить специальные нефтесборщики, которые будут собирать и откачивать нефть в специальные емкости на берегу с последующим вывозом на ближайшую нефтеперекачивающую станцию.

Есть еще и третий рубеж – дублирующий. Там тоже устанавливаются боновые заграждения – в случае прохода через второй рубеж части нефтяного пятна. Он находится в 19 км ниже по течению Чаи от места условной аварии. Туда в момент подтверждения выхода нефти патрульной группой выезжают сотрудники ЦРС «Парабель».

До первых «апельсинов»

Через два с небольшим часа после поступления первого сообщения об аварии на второй рубеж прибывают основные силы. Местность огорожена, кругом таблички – «бригада ликвидации разлива нефти», «штаб» и так далее. Рыбаков вежливо просят половить рыбу в другом месте.

Работы начинаются с проб воды, за них ответственность несет экоаналитическая лаборатория Томского РНУ. Нефть до этого рубежа еще не дошла и дойдет нескоро. Дело в том, что сотрудники Томского РНУ закончат устранять последствия разлива, только когда пробы воды будут идентичны тем, которые брались именно до прихода нефти.

Самое сложное и продолжительное – установить боновые заграждения. Это своеобразные поплавки, которые скрываются в воде на 20 см и возвышаются над поверхностью на 30–50 см (в зависимости от типа). Так как нефть легче воды, боны не дают ей пройти дальше по течению. Каждый бон длиной 10 м. Нужно установить три линии по 210 м. Нефтепроводчики разгружают два КамАЗа с бонами, соединяют заграждения между собой, с помощью моторной лодки тянут их от одного берега к другому (причем не просто поперек, а под определенным углом, чтобы в дело не вмешалось течение), где закрепляют специальными якорями.

Следом в карманах устанавливаются нефтесборщики (они благодаря специальному покрытию впитывают в себя нефть и фильтруют воду), а на берегу – емкости для сбора черной жидкости. Основной акцент делается на первый карман – там используется нефтесборщик большей производительности.

Параллельно свои действия отрабатывают и другие службы. В частности, добровольная пожарная дружина Томского РНУ тушит условный пожар в одной из емкостей с нефтью. Скорая помощь приехала, чтобы госпитализировать одного из рабочих, условно сломавшего ногу. А повар НПС «Молчаново» утоляет вовсе даже не условный голод сотрудников предприятия.

– Все оборудование установлено, мы на 100% готовы к приходу нефтяного пятна, – говорит заместитель начальника НПС «Молчаново» Томского РНУ ОАО «Центрсибнефтепровод» Виктор Фадеев. – Уложились во все нормативы, даже со значительным опережением сработали. Готовы к локализации аварии. Ниже боновых заграждений нефтяное пятно не распространится.

Формальное завершение учений – приход на второй рубеж условной нефти. Это оказываются небольшие оранжевые шарики. Нефтепроводчики называют их апельсинами. Шарики приплывают сначала по одному, а потом толпой. Даже через первый каскад линии боновых заграждений не смог пройти ни один из них.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемь + 8 =