Эксперт чиновнику коллега и партнер

TNews769_13

Когда идея становится мостиком

Экспертные советы идеологически возникли из понимания, что традиционная модель управления по образу пирамиды, противопоставляющая верх и низ, государство и граждан, работает все медленнее. Вертикаль власти подошла к пределу своей эффективности из-за сложностей с оперативной обработкой информации и затруднений с быстрым принятием решений. Труден, тернист и долог стал путь принятых наверху постановлений. Но раз так, то почему бы не подключить горизонтальные возможности? Нет, не те механизмы, как на рубеже 1950–1960-х годов: раз не справляется вертикаль, то вся ответственность была возложена на горизонтальные совнархозы. Идея другая – активно привлекать к управлению государством разнообразные институты гражданского общества. Понятно, что не к прямому участию: принцип единоначалия отменять абсолютно неразумно, отвечать должен кто-то один, а вот использовать конструктивные интеллектуальные мощности людей, имеющих разные профессиональные точки зрения для принятия важных решений, вполне актуально и своевременно.

Построение такой системы коллективного мозгового штурма началось с создания мостиков государственно-общественного взаимодействия с целью объединения специа-листов разного профиля под эгидой экспертных советов при губернаторе.

Пионеры экспертизы

В Томской области экспертные советы как полноценный институт кооперации неравнодушных граждан и власти начал свою работу в январе 2013 года.

Оглезнев– Нам есть чем гордиться, – утверждает Виталий Оглезнев, начальник департамента экспертно-аналитической работы администрации ТО, – это был первый опыт по созданию подобных советов в регионах РФ. Мы были в лидерах. Когда в ноябре 2012 года на федеральном уровне только заговорили о необходимости подключать местное экспертное сообщество к принятию значимых управленческих решений в политических, социально-экономических и других сферах, мы уже эту систему разработали.

Поскольку своих образцов в стране не было, то для теоретической модели опыт томичи взяли из мировой практики. В долгих спорах и столкновениях позиций адаптировали его к нашей действительности. В результате родилась рабочая конструкция, которую до сих пор припозднившиеся регионы страны принимают за основу.

Два года назад губернатор Томской области Сергей Жвачкин напутствовал рождение нового органа словами: «Задача экспертных советов – стать и коллективным замом, и общественным радиоканалом, по которому общество и бизнес могут транслировать информацию власти». А также пообещал,

что «отныне ни одно стратегическое решение областной исполнительной власти не получит развития без обсуждения на экспертных советах. Только ради этого мы меняли философию власти, основанную на открытости и готовности слышать».

Время собирать советы

Советы собираются раз в месяц, некоторые – чаще. Что примечательно, появилась этическая норма: отсутствовать на заседании неприлично. Как, впрочем, другой, содержательной нормой стало активное обсуждение вопросов, иногда даже жесткое. Автор статьи сам был свидетелем, как томичи заставили буквально вертеться словно уж на сковородке столичных исполнителей очень важной для ТО концепции развития.

В прошлом году советами были рассмотрены более 100 значимых вопросов, причем часть из рода перспективного планирования, как, например, стратегии и концепции социально-экономического развития ТО до 2030 года, инновационного развития до 2025 года, развития транспорта, медицинской и фармацевтической промышленности, сельских территорий, демографии, информационного общества. Общественная экспертиза внесла свой вклад в совершенствование законодательства региона, участвуя в разработке проектов и дополнений в областные законы – о проведении независимой оценки качества, о патентной системе налогообложения, о налоге на имущество организаций, о порядке заготовки пищевых лесных ресурсов.

Если посмотреть на перечень тактических решений, рекомендованных властным структурам, то они охватывают многие злободневные темы: усиление патрулирования сотрудниками полиции территории университетских городков для обеспечения безопасности иностранных студентов и специалистов (по информации Белого дома, иностранные студенты уже приносят области около 7 млрд рублей); разработку государственной программы утилизации старых речных судов, чтобы стимулировать обновление речного флота; меры по недопущению недобросовестными застройщиками строительства многоквартирных домов под видом индивидуального жилья; разработку дорожной карты, по которой исключается строи-тельство в зонах возможного затопления и подтопления. Три совета совместно рассматривали проект будущего украшения томских набережных – музея науки и техники.

Философия действия

– Сейчас система находится в состоянии саморазвития, – резюмирует Виталий Оглезнев, – проект прошел проверку, получился таким, как и задумывался. Эксперты уже прекрасно знают, что делать. Вопроса «а как?» теперь нет. Полученный опыт позволил специалистам из народа не только анализировать проекты документов и решений, но и самим рассматривать социально значимые вопросы, потому что их позиция стала мнением opinion makers (людей, к которым прислушиваются). Так, по инициативе академика Ростислава Карпова эксперты проработали вопрос о давно назревшей оптимизации системы кардиологической помощи в области. Более того, члены советов стали создавать свои собственные инициативные рабочие группы, и именно так была создана альтернативная стратегия инновационного развития ТО.

Отмеченный Правительством РФ наработанный опыт и обнародованные результаты томских экспертов позволили даже привлечь их к оценке проектов федеральных программ и реализации положений указов президента РФ.

Сейчас уже можно сказать, что идея себя оправдала. Замысел руководства области сработал. Философия открытой власти не пылится под сукном.

Теперь все важные стратегические документы, касающиеся развития региона (краткосрочные и долгосрочные), проходят через систему экспертных советов. Когда важный документ после всех необходимых процедур направляется к главе региона, то к нему, как правило, прикладывается экспертное заключение. Губернатор всегда интересуется, рассматривалась ли эта тема на экспертном совете. Если вдруг этого не было, то он бумаги возвращает на доработку. Без вариантов.

Возглавляют советы хорошо известные среди экспертного сообщества профессионалы: совет по экономике – управляющий томским филиалом Газпромбанка Дмитрий Литвиненко, по внутренней политике – заведующий кафедрой политологии философского факультета НИ ТГУ профессор Алексей Щербинин, по промышленной политике – декан геолого-географического факультета НИ ТГУ Геннадий Татьянин, по социальной политике – директор Губернаторского Светленского лицея Александр Сайбединов, по строительству и инфраструктуре – ректор ТГАСУ Виктор Власов, по инвестиционной политике и имущественным отношениям – президент некоммерческого партнерства «МПО работодателей Томской области» Кирилл Новожилов, по агропромышленной политике и природопользованию – генеральный директор ОАО «Томские мельницы» Евгений Рубцов, по научно-образовательному комплексу и инновационной политике – директор Института физики прочности и материаловедения СО РАН Сергей Псахье, по территориальному развитию и взаимодействию с органами местного самоуправления – бывший глава Асиновского района Василий Сорокин.

мнения

Александр Ратахин, директор по развитию бизнеса ГК «АТЕК»:

– Наличие таких советов при заместителях губернатора придает уверенности высокопоставленным чиновникам в правильности принятия решений, а также обеспечивает доступ к множеству нестандартных идей от людей на местах, что называется, накоротке, быстро и без волокиты. При этом модель поведения и обсуждений в таких советах резко отличается от процедур чиновников, что вносит еще одну незаменимую проекцию в управление областью.

Елена Петрова, председатель правления некоммерческого детского благотворительного фонда им. Алены Петровой:

– Прежде всего экспертный совет нужен для связи с народом на местах. Это тот мостик, когда мы можем сказать власти, что делается недостаточно, например в сфере медицины. Программы работают, но люди не знают о своих льготах и встревожены. Экспертный совет с независимых позиций доносит до власти информацию: что неэффективно работает, чего не хватает и как это исправить.

Организация томского экспертного сообщества проста: девять советов при заместителях губернатора, курирующих свои сферы жизни области от экономики до «социалки» и международного сотрудничества. В каждом совете по 15 экспертов – итого 135 человек, пришедших на три года через весьма замысловатое сито отбора (например, на последнем этапе несколько сотен экспертов выбирали лучших из себя самих). Случайных людей нет, как нет и людей, занимающих чиновничьи посты, а также представительств политических партий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два + 13 =