Татьяна Александрова
Второй год подряд Томский госуниверситет проводит конференцию с весьма востребованной в современном обществе темой. На этот раз главное направление было обозначено как «HR-TREND-2016: Человеческое измерение университета».
Ученые из ТГУ, ВШЭ, МГПУ, «Сколково», многих других научных центров и компаний собрались, чтобы разработать механизмы эффективного управления человеческими ресурсами. Они должны помочь вузам не только безболезненно пережить период трансформаций, но и извлечь из этого пользу.
Изменения в системе российского образования происходят существенные. Это и международное продвижение вузов – участников проекта «5-100», и создание системы опорных вузов, и значительное возрастание роли университетов в развитии экономики регионов, и появление целого ряда новых вызовов, на которые вузам приходится отвечать.
Как безболезненно пережить трансформацию
– Итоги трехлетнего действия федерального проекта «5-100» показали, что в его реализации вузы идут разными путями. В условиях, когда нужно добиваться серьезных результатов, причем делать это в сжатые сроки, некоторые университеты, к сожалению, используют административный путь давления и принуждения персонала к изменениям. Такая политика входит в прямой конфликт с самой сущностью вузов – передачей знаний. Нам ближе иной подход: опереться на потенциал человека, сохранить его свободу и автономию, но при этом обеспечить продвижение университета в заданные сроки. Нужно помнить, что за нашими решениями стоят судьбы людей, без которых мы не достигнем поставленных целей, – задал тон конференции ректор ТГУ Эдуард Галажинский.
Он рассказал участникам о том, как ему видится участие вузов в экономическом развитии регионов в рамках нацпроекта. Тем более что ТГУ принимает непосредственное участие в разработке одного из его блоков – «Университеты как центры инновационного регионального развития или центры производства инноваций».
– По сути, в идеологию национального проекта образования заложена роль вузов в трансформации социально-экономической среды и поставлена задача – на их базе создать до 2025 года около 80 центров, которые как раз имеют опыт в быстром трансфере знаний, науки и образования в экономическую сферу региона и готовы брать ответственность за развитие целых регионов, – подчеркнул ректор ТГУ.
При этом он отметил, что нацпроект будет предъявлять к университетам новые требования. Выполнить их возможно только при условии создания «академической свободы, автономии и творчества при производстве знаний». Как же сохранить все это?
По мнению Эдуарда Галажинского, необходимо искать пути успешных трансформаций университетов с сохранением «академического ядра, ценностей и ориентиров».
– Самый большой вопрос – как опереться на потенциал человека, сохраняя свободу и автономию, создав инструменты поддержки внутренней мотивации, выставляя правильно внешние границы. Профессионалы в этой области должны будут не только обсудить действенные инструменты, но и сделать их достоянием широкого круга вузов, – обратился к экспертному сообществу ректор ТГУ.
Как защититься от эмоционального выгорания
По признанию одного из идеологов конференции эксперта из Московского государственного педуниверситета Олега Алексеева, входившего в международный консультативный совет программы «5-100», выставляемую для обсуждения тему организаторы нашли не сразу.
– Перебирая разные варианты и размышляя над ними, мы обнаружили, что чаще всего используем для характеристики ситуации в организациях эпитеты здоровья: душевный подъем, удовлетворенность, стресс, эмоциональное выгорание. Так и родилась тема 2016 года: здоровая организация, – пояснил Алексеев. – В последние годы многим отечественным профессиональным сообществам стало присуще такое явление, как эмоциональное выгорание. Это понятие указывает на моральную и психологическую усталость людей, лишившихся мотивации к созидательной деятельности. Нечто подобное происходит и в университетах. Что делать с этим недугом? Как лечить глубокий организационный невроз, душевную черствость, недоверие и безответственность, насилие и грубость? Ответы на эти вопросы мы должны найти в ходе нашей конференции.
Как подготовить новую генерацию управленцев
В рамках конференции эксперты обсудили широкий круг проблем: от внутриорганизационных исследований и организации внутриуниверситетской среды до новой генерации управленцев и подготовки HR-кадров.
Научный руководитель Института практической психологии НИУ ВШЭ Тахир Базаров и профессор университета Осло Татьяна Фумасоли рассказали о человеке в организации в условиях кризиса, об отношениях между учеными и администрацией университета, экономике постсоветской России.
С открытыми публичными лекциями выступили ведущие спикеры конференции – эксперт из ВШЭ Симон Кордонский, директор «Т-системы», независимый директор наблюдательного совета ПАО «Алроса» Олег Гринько, российский искусствовед, философ и общественный деятель Олег Генисаретский.
Во время конференции состоялась презентация книги «Анатомия организации» Олега Коновалова, имеющего опыт управления компаниями в Великобритании и России. В ней много говорится о здоровье организации, о том, откуда возникают и как могут лечиться ее болезни. Книга стремительно распространяется по миру. Работа Коновалова уже получила отзывы от Di Magazine (Financial Times), UK Trade & Investment.
Эту книгу вкупе с многочисленными докладами, сессиями, лекциями можно отнести к тем рецептам, которые были разработаны ведущими HR-экспертами для оздоровления российских университетов в период непростых преобразований.