«Элекард» готовится к моменту, когда человеку запретят управлять автомобилем

Фото: Артем Изофатов

_J0A7538

Услышав о том, что компания «Элекард» разработала модель автомобиля, который ездит без водителя, я подумала: может, зря я месяц назад пошла учиться в авто­школу? Может, и незачем получать права, раз уже сконструирована машина-робот, и не каким-нибудь «Гуглом» или «Теслой», а томичами?.. Директор ГК «Элекард» Виктор Ширшин успокоил: порулить самостоятельно я еще успею, потому что до выхода на рынок «умных» автомобилей пройдет все же немало времени. Но томские разработчики этот момент точно приблизили, дав своему прототипу хорошее техническое зрение. То есть возможность анализировать видео в реальном времени и мгновенно принимать решения, исходя из ситуации на дороге.

На красный не поедет

…Элекардовская машинка пока не сопоставима по размерам с реальной – она похожа на радиоуправляемую модель из магазина игрушек. Собственно, это она и есть, только разработчики выкинули всю электронную начинку, оставив лишь колеса, раму и аккумулятор. На столе валяются уже ненужные джойстики от игрушки – теперь она умеет ездить без помощи оператора. Вместо водителя здесь веб-камера (тоже самая обычная), которая сканирует все, что встречается на дороге. Дорога в данном случае – это белая пластиковая полоса с черными линиями посередине. Такие мы сто раз видели на робототехнических выставках и соревнованиях. Даже школьники умеют программировать роботов так, чтобы они ездили строго по черной линии. Фишка этой конструкции – в наличии светофоров и дорожных знаков. Зеленый свет на светофоре включается – и автомобиль плавно стартует. Как только в поле зрения «глаза» появляется знак «Стоп», машина останавливается. При приближении к треугольнику «Уступи дорогу» замедляет скорость. Еще система умеет распознавать знаки «Пешеходный переход» и «Главная дорога», реагировать на пешеходов. В основе работы системы – два одноплатных компьютера (такие же, как в смартфоне). Первая плата распознает то, что видит камера, и передает на вторую плату информацию, с какой скоростью ехать, куда поворачивать. Сигнал со второго компьютера передается на мотор.

Глаз-алмаз

Ноу-хау как раз в том, чтобы научить систему правильно интерпретировать картинку с камеры. Поскольку «Элекард» признанный мировой лидер в разработке ПО для кодирования, декодирования, передачи и приема видео, грех было не заняться обработкой визуальной информации. Ведь робототехника – актуальный и быстроразвивающийся тренд.

– Все, что связано с механикой, электроникой, мехатроникой – это не наша специализация: с нуля создавать своего робота, наверное, не совсем правильно, – говорит Виктор Ширшин. – Но мы смогли предложить хорошее решение программного модуля, который отвечает за компьютерное, или техническое, зрение. Это та часть, которая позволяет анализировать видеоинформацию и передавать ее для принимающих решение узлов. То есть это глаза робота.

Пока у разработки обучающая функция: «Элекард» готовится к поставке нескольких комплексов в школы Томска, России и ближнего зарубежья для обучения робототехнике и далее – подготовке к международным соревнованиям в беспилотном автомобильном управлении.

– К работе над проектом мы подключили несколько студентов-третьекурсников, по сути, это та команда, которая в перспективе будет создавать более серьезные механизмы. Возможно, не автомобили, но устройства с техническим зрением, – продолжает Виктор Ширшин. – Сфера их применения может быть разной: от домашних роботов-пылесосов до электронных помощников в хирургических операциях. Я уверен, рано или поздно наступит время, когда с увеличением интенсивности движения на дорогах человеку будет запрещено самому ездить за рулем…

Пока роботу-автомобилю создают идеальные условия движения: максимально плоское освещение, по минимуму теней и бликов. Но с развитием системы их будут усложнять: добавятся темнота, туман, яркое встречное солнце… Человеческое зрение адаптировалось к ним в процессе эволюции, этот же путь должно пройти робототехническое зрение. Конечно, несравнимо быстрее

_J0A7503

В классических соревнованиях по беспилотному автомобильному управлению используются бутафорские знаки дорожного движения: на них установлены инфракрасные излучатели, сигнал с которых считывает инфракрасный приемник робота. Системы «Элекарда» отличаются именно тем, что умеют распознавать обычные знаки

_J0A7654

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двадцать − 12 =