Электрические будни сбытовой компании

Фото: Анатолий Тетенков

Кодин

Глава «Томскэнергосбыта» ответил на вопросы журналистов и читателей

Обычно сотрудники редакции «ТН» задают своему гостю самые разные вопросы, относящиеся как к профессиональной деятельности, так и к личной жизни. Однако генерального директора ОАО «Томск­энергосбыт» Александра Кодина мы «пытали» только на тему электроэнергии, так как мы все являемся потребителями и у нас накопилось множество вопросов именно по этому поводу.

– Александр Викторович, что такое «Томскэнергосбыт» сегодня, чем занимается ваше предприятие?

– Это гарантирующий поставщик электроэнергии на территории Томской области. Наша главная задача – безопасное и бесперебойное снабжение электроэнергией всех потребителей Томска и Томской области. Компания обслуживает порядка 12 тыс. юридических лиц и более 406 тыс. физических лиц. Мы покупаем электроэнергию на оптовом рынке, поставляем ее потребителям, выставляем счета и собираем плату.

Жителей Северска в силу специ­фики закрытого города обслуживает другой гарантирующий поставщик – «Городские электрические сети». Кроме того, на территории региона есть еще 23 гарантирующих поставщика, но это локальные дизель-генераторы, которые производят электро­энергию в тех деревнях и поселках области, где нет централизованного энергоснабжения.

– Из чего складываются тарифы на электроэнергию? Почему конечная цена электричества для потребителей в несколько раз выше, чем себестоимость его производства?

– Себестоимость производства электроэнергии у всех электростанций разная. Но по действующему законодательству у нас все генераторы работают на одном оптовом рынке электроэнергии и мощности (ОРЭМ). Цены на этом рынке формирует администратор торговой сети, который находится в Москве. Он смотрит режимы, выработку, перетоки и определяет стоимость для каждого региона отдельно. Цена каждый день и даже каждый час разная.

Конечная цена для потребителя складывается из нескольких частей: стоимость при покупке на оптовом рынке, стоимость транспортировки, сбытовая надбавка и оплата работы инфраструктурных подразделений, которые непосредственно связаны с транспортировкой и поставкой электроэнергии. Порядка 40% конечной стоимости составляет цена покупки, около 55% стоит транспортировка и примерно 5% – сбытовая надбавка и работа инфраструктурных подразделений, таких как системный оператор и Центр финансовых расчетов.

– Почему так много стоит транспортировка, если в реальности электричество никто не транспортирует, физически лампочка в Томске загорается, по сути, в то же самое мгновение, когда на Саяно-Шушенской ГЭС или любой другой станции включается рубильник?

– Да, включился рубильник, и ток «медленно-медленно» потек по проводам… Согласен. На сегодняшний день физическое понятие «электроэнергия» разделили чисто экономически. Объем в киловатт-часах можно купить на одной станции, мощность в киловаттах на другой станции, а лампочка от этого гореть не перестанет.

Что касается стоимости, то транспортировка – это регулируемый вид деятельности, там нет свободной цены, как на ОРЭМе. Сетевая компания подает свои затраты в департамент тарифного регулирования, который эти данные проверяет и устанавливает тариф, как правило, всегда меньший, чем предлагает сетевая компания. Причем величину потерь в сетях утверждает вообще Минэнерго.

От нас зависит только доля 5%, которая заложена в стоимости электроэнергии на сбытовую дея­тельность.

– Томичам часто приходят квитанции с непонятными цифрами начислений за электроэнергию на ОДН. В один месяц мало, в другой очень много. Почему так разнятся объемы потребления?

– Так складывается из-за того, что не у всех жителей есть электросчетчики. Объем потребления электроэнергии, поступившей в дом, фиксирует прибор учета, который установлен на вводе в дом. То есть это то, что потребили жильцы как внутри своих квартир, так и в местах общего пользования. И если у каких-то жителей нет индивидуальных приборов учета, то им эта величина определяется расчетным путем, который установлен законодательством и регулятором. То есть просто по нормативу.

И если в квартире прописан один человек, то и начисления производятся по нормативу на одного человека. А реально живет там, например, пять человек, которые совокупно потребляют в разы больше норматива на одного человека. И вот эта разница между величиной норматива и реальным потреблением распределяется в виде ОДН на всех собственников помещений в доме.

Кроме того, есть те, кто не передает показаний. Их плата определяется расчетным путем – вычисляется среднее потребление в месяц по итогам предыдущих шести месяцев. И не факт, что эти расчеты совпадают с реальными объемами потребления. Поэтому и получаются такие скачки в начислениях за ОДН.

Но на конец года, когда все стремятся передать показания счетчиков, реальные и начисленные объемы потребления практически сравниваются. Так что суммарно по году жители не переплачивают, не недоплачивают.

Мы предлагаем нашим клиентам очень много способов передачи показаний приборов учета. Они могут позвонить на автоответчик и в контакт-центр, могут передать данные по Интернету на наш сайт, с помощью SMS, вписать показания счетчика в квитанцию.

– В свое время «Томскэнерго­сбыт» централизованно поменял в домах устаревшие счетчики на новые. Но эти приборы стали часто ломаться. Почему? И почему вы меняете их на точно такие же?

– Это стопроцентная вина завода-изготовителя, и он эту вину безоговорочно признал. По словам производителя, проблема была чисто техническая. В некоторых домах мы меняли счетчики по три раза – десять штук в одном месяце, десять в другом, еще сколько-то в третьем. Завод все бракованные приборы заменил нам за свой счет и будет продолжать менять и дальше, если понадобится. В качестве бонуса производитель продлил гарантию еще на два года. На сегодняшний день этот вопрос с повестки дня снят, счетчики работают нормально.

– Насколько дисциплинированно абоненты платят за электроэнергию? Задолженность у населения большая?

– Платежная дисциплина оставляет желать лучшего. На сегодняшний день средняя дебиторская задолженность населения составляет чуть больше двух месяцев. То есть это как если бы все население области не рассчитывалось за электроэнергию два месяца.

– В каких случаях вы имеете право отключать электроэнергию должникам? Как это происходит? Сколько стоит подключение обратно?

– Этот механизм четко прописан в 354-м постановлении правительства. При отсутствии оплаты за два нормативных периода, то есть за два месяца, клиенту за 20 дней до введения ограничения отправляется уведомление об этом либо заказным письмом, либо под подпись. За три дня до ввода ограничения должнику приносят извещение под подпись о том, что его квартиру через три дня отключат. Если за эти три дня он не оплатил потребленную электроэнергию, то приходят высококвалифицированные специалисты и производят ограничение электроэнергии.

Если человек отказывается расписываться в получении уведомления, то привлекаем двух независимых свидетелей, которые зафиксируют, что мы его известили и он отказался расписаться. Зачастую привлекаем для этого старшего по дому или по подъезду. Отключить электроэнергию внезапно, без уведомления мы не можем. За незаконное отключение предусмотрена даже уголовная ответственность.

Чтобы подключить электричество обратно, абонент должен оплатить задолженность и стои­мость отключения и подключения в сумме 2?048 рублей. Так что дешевле вовремя оплачивать счета.

– Многие жители оплачивали квитанции через «Томсктелеком». Однако теперь при оплате ряда счетов, в том числе за электроэнергию, людям приходится дополнительно платить два процента от суммы платежей. Что случилось – у вас изменился договор с «Томсктелекомом»?

– Нет, с нашей стороны ничего не изменилось. У нас есть с ними договор на прием платежей, где прописана сумма нашей платы за данную услугу. Этот договор действует уже не первый год, и мы установленную в нем сумму не меняли. Так что вопрос надо задавать не нам, а «Томсктелекому».

– Зачастую жители понимают, что в их доме либо кто-то ворует электроэнергию, либо существуют большие потери на сетях, но сами провести энергоаудит и решить проблему не могут. Что в таких случаях делать, куда обратиться?

– Можно к нам. Или в другую профильную организацию. Мы начали предлагать услуги по проведению энергоаудита, как только вышел закон об энергосбережении. При аудите мы не только выявляем сторонние подключения, но и даем полную картину по энергопотреблению с мероприятиями, которые нужно сделать, чтобы снизить расход электроэнергии. Причем аудит мы делаем по всем ресурсам – по теплу, воде. Энергетические обследования мы сделали уже в 72 многоквартирных домах. Услуга платная.

 – А сколько это стоит?

– Это зависит от дома.

– Например, для стандартной пятиэтажной хрущевки с четырьмя подъездами?

– Комплексный аудит обойдется примерно в 50–70 тыс. руб­лей. Но можно заказать аудит отдельно по электросетевому хозяйству. Или тепловизионную съемку, чтобы выявить ситуацию по теплопотреблению. Но все это очень индивидуально, назвать конкретную стоимость просто так невозможно. Вы должны сказать, какой результат вы хотите получить. Исходя из этого мы предложим вам то, что можем реально сделать.

– Насколько эти мероприятия окупаются?

– Мы реализуем энергосервисные контракты в бюджетных учреждениях, и в целом при внедрении энергосберегающих мероприятий получается примерно 30% экономии по теплу, 18–20% по воде и порядка 10–15% по электроэнергии.

– Ваша компания одна из первых заключила энергосервисный контракт с бюджетным учреждением в 2011 году. Вы это направление сейчас развиваете? Насколько это для вас важно?

– Мы продолжаем работать с бюджетными организациями. Не ограничиваемся только проведением энергоаудита и предлагаем заключать энергосервисные контракты. То есть когда мы вкладываем свои средства в энергосберегающие мероприя­тия, а потом возвращаем их себе за счет экономии коммунальных ресурсов. Причем не полностью забираем, а делимся с предприятиями: 70% забираем в счет проведенных работ и поставленного оборудования, а остальное остается предприятиям на их нужды. На данный момент мы выполнили 12 таких контрактов и планируем заниматься этим дальше.

– В Томске есть дом с высшим классом энергоэффективности А. Расходы на энергосберегающие технологии такого уровня окупаются? Сколько сейчас экономят жители?

– Да, мы довели старый двухэтажный дом по ул. Тверской, 90б, находившийся в очень плохом состоянии, до высшего класса энергоэффективности. Это был проект областной администрации. Мы выиграли конкурс по проведению энергосервисных работ и сотворили совместно с администрацией это чудо, пока единственное в Томске. Заменили систему отопления, тепловой узел обычного элеваторного типа заменили на автоматизированный. Провели реконструкцию электросетевого хозяйства. Утеплили конструкцию основного фасада и крыши, заменили старые окна на стеклопакеты. То есть применили все современные энергосберегающие технологии.

В результате потребление тепла, самого дорогого ресурса, снизилось на 30%. В целом сроки окупаемости составили 5–7 лет. Это вполне приемлемо для нормального инвестиционного проекта.

– Будут ли в Томской области вводить социальные нормы на электроэнергию? Что показал опыт других регионов по введению социальных норм?

– Этот вопрос сильно будировали в середине прошлого года. В шести регионах России сделали пилотные проекты по введению социальных норм на электроэнергию. Результаты оказались очень разные, так как изначально во всех регионах была разная ситуация. Например, в Орле сделали социальную норму, которая кратно перекрывала индивидуальное энергопотребление, поэтому там пилотный проект провалился. А в Чите и до этого была социальная норма на электроэнергию, читинцы к этому привыкли и давно разработали механизмы по компенсации превышения норм, так что для них все было просто.

В итоге решение о введении социальных норм отдали на откуп региональным властям.

– В отопительный сезон этого года коммунальное хозяйство области вошло практически без проблем, вовремя и без скандалов были включены даже локальные котельные, у которых были большие проблемы с платой за электроэнергию. Как удалось решить эту задачу?

– Действительно, в прошлом году на начало отопительного сезона 44 котельных области были ограничены от энергоснабжения за задолженности. А в отопительный сезон этого года нам удалось войти нормально, без потрясений. Вместе с газовиками, угольщиками и районными властями мы нашли механизм того, как избежать тех проблем, которые мешали нам в прошлом. Мы помогаем жилищным компаниям в районах собирать плату за тепло, воду, газ, вывоз мусора и распределяем эти денежные средства по энергоснабжающим организациям. Даже если у жилищного предприятия есть дебиторская задолженность, то понятно, в какие сроки и в каком объеме она будет гаситься. Поэтому отопительный сезон начался спокойно, без введения чрезвычайной ситуации, как это было в прошлом году в некоторых районах области.

 – В этом году вашему предприятию исполняется 70 лет. Как вы будете праздновать юбилей?

– 19 октября 1944 года из состава «Запсибэнерго» было выделено самостоятельное хозрасчетное предприятие «Энерго­сбыт». Тогда в регионе была только одна станция – ­ТЭЦ-1. В 1945 году была запущена в эксплуатацию ГРЭС-2. Потом мы стали «Энергонадзором», затем «Энергонадзором» в составе «Томскэнерго». Далее были переименованы в предприятие «Энергосбыт «Томскэнерго». А в 2005 году путем реорганизации мы выделились в отдельное предприятие «Томская энерго­сбытовая компания». В прошлом году вошли в состав крупного холдинга «Интер РАО», основными акционерами которого являются государственные компании.

Юбилей будем отмечать торжественно, но скромно. Совместим его с празднованием Дня энергетика. Приглашать каких-то дорогих звезд не будем, обойдемся собственными талантами, которых в нашем полутысячном коллективе хватает.

справка «ТН»

Александр Кодин окончил факультет автоматики и электроэнергетики ТПУ, экономический факультет ТГУ и Академию народного хозяйства. В «Томскэнергосбыте» работает с 1998 года, был инспектором, начальником инспекции, главным инженером, техническим директором, коммерческим директором. В апреле 2014 года стал генеральным директором. 43 года, женат, воспитывает двоих детей.

Прямая линия

– У нас в подъезде стоят энергосберегающие лампы. А если установить датчики движения, это снизит расход электроэнергии?

– Энергосберегающие лампы потребляют меньше, чем лампы накаливания. Но чтобы сократить энергопотребление еще больше, на лестничных клетках надо действительно установить датчики движения. Тогда лампы будут гореть не постоянно, а только во время движения людей в подъезде. Стоит это не очень дорого, а эффект значительный.

– Установка многотарифного счетчика позволит сократить энергопотребление? Насколько это выгодно?

– Ночью стоимость электроэнергии примерно на четверть дешевле. Но, прежде чем устанавливать многотарифный прибор учета, надо все как следует подсчитать. Если вы ведете ночной образ жизни, включаете на ночь стиральную или посудомоечную машину, бойлер, электропечь, то вам это, безусловно, будет выгодно. А если вы ложитесь спать в одиннадцать часов вечера и встаете в семь утра, то вам переходить на двухставочный тариф невыгодно. Потому что основной расход будет днем, когда стоимость электроэнергии даже немного выше, чем по обычному одноставочному тарифу.

В принципе, есть такие люди, которые встают в пять часов утра, чтобы включить стиральную машину и чайник, а кипяток потом заливают в термос, чтобы не греть воду днем.

– Я купил квартиру, но квитанции за ЖКУ приходят на имя прежнего владельца. Я их оплачиваю. Мне надо переписать все на себя?

– Конечно, надо. Пока вы сами не придете и не напишете заявление о том, что собственник поменялся, квитанции так и будут приходить на имя предыдущего владельца. Решить эту проблему можно даже не выходя из квартиры, по Интернету, зайдя в приемную нашего сайта.

– В июне у меня вышел из строя счетчик, и сотрудники вашего предприятия его поменяли на новый. Но с тех пор мне начисляют плату не по счетчику, а по нормативу. Почему и как это исправить?

– То, что ваш счетчик перестал работать, определяется при сравнении его показаний за два месяца. Соответственно, минимум месяц прибор либо насчитывал намного меньше реального потребления, либо вообще ничего не насчитывал. И за этот период вам произвели начисление исходя из среднего потребления за предыдущие шесть месяцев. А если вы при этом еще и не передавали данные, то вам продолжали начислять по этому же нормативу и дальше. Чтобы исправить ситуацию, надо передать показания прибора учета. Тогда вам проведут перерасчет. Если таким образом ваша проблема не решится или у вас останутся какие-то сомнения, обратитесь в наши офисы обслуживания клиентов или в интернет-приемную. Но учтите, что вам надо будет указать номер вашего лицевого счета, который есть в квитанции.

Одна мысль про “Электрические будни сбытовой компании”

  1. Заметка на полях от обывателя.
    1. «– Из чего складываются тарифы на электроэнергию?…»
    Все очень просто, просто все монополизировано, и выработка и доставка энергии. А все проценты -рассчеты это так, для успокоения пипла. Все эти проценты, это междусобойчик для участвующих монополистов. Перевод стрелок. Наводка тень на плетень. и прочее.
    2.»…с непонятными цифрами начислений за электроэнергию на ОДН…»

    Тут все очень просто . У некоторых потребителей в доме или не счетчик или они просто воруют эл.энергию.
    Поставщики эл.энергии не хотят с этим разбираться. Не их это барское дело. Они поставили счетчик на входе дома и сидят банкуют. Монополисты.
    А жильцам самим оставили этим заниматься. Хотя договор на поставку эл.энергии у каждого жильца свой и в этом договоре не оговорено что потребитель должен контролировать потребление эл.энергии у соседа по подъезду, по дому.
    А разговоры про лампочку в подъезде, про электронику, это все замыливание глаз. Да и собрать с жильцов дополнительно можно за «электронику».(Комплексный аудит обойдется примерно в 50–70 тыс. руб­лей).
    3. — по поводу социальной нормы…

    Президент дал поручение этим «естественным монополиям» повышать стоимость своих услуг в пределах годовой инфлящии.
    Монополисти ответили: «одобряем и всемерно поддерживаем своевременное поручение, и сами об этом денно и ношно думаем, прям с утра и думаем как понизить стоимость услуг, стоимость энергии.»
    И предложили ввести норму потребления на эл. энергию.
    Т.е. если жилец по утрам пьет один стакан чая, то ему тариф на эл. энергию обычный, если два стакана, то тариф повышенный из-за перерасхода эл.энергии на сокрев второго чайника.

    Вот такие некоторые мысли по поводу беседы с Главой «Томскэнергосбыта»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *