Елена Макаренко: о важности профориентации

elena-makarenkoЕлена Макаренко, специалист по рекрутингу персонала

– Вряд ли кто будет спорить, что выбор профессии учащимися всегда важен не только для самих выпускников, но и для будущего страны. Этот процесс не может идти стихийно, он должен быть серьезно организован и методически подготовлен соответствующими серьезными институтами. В противном случае опять кругом будут вездесущие юристы-экономисты, а на эти грабли уже мы наступали.

Но мало что изменилось со времени, когда толпы малообразованных обществоведов, подготовленных кулинарными техникумами, заполоняли биржи труда. Они искали работу по специальности. Зато толкового сварщика предприятия реального сектора экономики рвали на части, а уж токаря днем с огнем было не найти. Казалось бы, важные уроки должны быть извлечены, как впрочем, и по уму использован богатейший опыт профориентации предыдущих эпох. Но нет пророка в своем Отечестве. Оказывается, люди, отвечающие за воспроизводство рынка труда, более всего надеются на авось или, как сейчас модно говорить, на синергетику.

Задело, что важнейшую проблему профориентации школьников на свет божий подняли… члены молодежного парламента. Нет, я не против участия молодых в принятии важных для общества и государства решений. Но где люди, которые облечены государственными полномочиями и, извините, деньги за это получают? Оказывается, молодежь пришла к идее введения в школе курса профориентации на основе всероссийского теста – он показал, что системной работы в этой сфере в стране нет! Где же ученые-академики, институты, пособия и книги для учителей? В Томске старшеклассники практически ничего не знают о востребованных сегодня профессиях, как и о тех, которые будут нужны завтра. Есть ли место в расписании, чтобы втиснуть урок по профориентации, не нарушив СНиП? Сомневаюсь.

Хотите узнать что-то о профессиях – идите в единственный в области Центр планирования карьеры или посещайте пару раз в год праздники-демонстрации для школьников от Департамента труда и занятости. Достаточно ли этого для выбора не модной, а действительно востребованной на рынке профессии? Затрудняюсь с точным ответом. Скорее процесс выбора профессии будет напоминать манипуляции пальцем в небо. А роковым последствием, этого для молодого человека будет другая комбинация, уже из трех пальцев.

Так и ломаются судьбы. Нужна ли помощь в самоопределении? Бесспорно. Нужен ли урок профориентации в школьном расписании? Думаю, что учебное заведение вправе выбрать форму работы со школьниками. Но пускать на самотек эту важную подготовку к социальной жизни категорически нельзя. Профориентация должна из Золушки превратиться в любимое дитя. Перестаньте рубить сук, на котором сидит вся наша экономика.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пятнадцать − четырнадцать =