Медвежонок Миша ищет друзей

В новом доме

Вход в Томский экзотариум — частный мини-зоопарк, около года назад разместившийся в доме №85 по Шегарскому переулку, со двора. Три пролета вверх по лестнице, покрытой ковровой дорожкой, и вот оно, звериное общежитие: 140 квадратов с клетками да карантинная зона за шторкой — там первые дни живут новобранцы.

Заходить можно без стука — дверь всегда открыта. На входе молчаливые рыбы невозмутимо бороздят акваторию от одной стенки до другой. Слева – небольшой террариум. Змеи серпантином свернулись на корягах, питон гигантским роллом дремлет в лучах электролампы. Справа – хорьки, кролики и ласка (эта в отличие от одомашненного грызуна бегает по клетке, как заведенная). В конце зала шумно – здесь скачут мартышки, хулиганит медвежонок и кричат птицы.

Мария Вторушина, хозяйка зоопарка, встречает нас у медвежьей клетки. Зверинец частный и управляются со всем хозяйством они вдвоем с мужем Евгением. Только иногда приходят студенты лесотехникума – на практику. Сегодня Евгения нет, поэтому Мария сама привинчивает проволокой мелкую сетку к стенкам мишкиного убежища – звереныш за месяц подрос и то и дело норовит потрогать кого-нибудь лапой через прутья.

Миша — на самом деле девочка. А мальчиковое имя ему осталось в наследство от предыдущих хозяев, не разобравшихся в гендерном вопросе. Кличку меня не стали — медвежонок к ней привык.

— Хулиганистый, как всякий ребенок, – ласково говорит Вторушина, – ему все интересно. А когти уже острые, может поцарапать невзначай.

Медвежий сезон

Мишку принесли два месяца назад. Его мать застрелили браконьеры, забрали с собой малыша. А когда тот стал стремительно расти, посадили в коробку и отвезли в экзотариум, обещая пристрелить медвежонка, если места ему не найдется. Мария с Евгением потеснились, место приемышу нашли.

Теперь косолапая — любимица посетителей. Смешной и неуклюжий звереныш несколько раз получал от томичей малиновые гостинцы. Сначала морщился, а потом распробовал – понравилось. Еще Миша любит игрушки — их у нее полная клетка. Погремушки, пупсы, был звонкий мяч — если на него надавить, пищит. Им Миша перепугала всех соседей. Лишь байбак Фрося спала беспробудно. Но Фрося – сурок, для нее это дело привычное.

— Мы надеемся, что Мишу можно будет куда-нибудь пристроить, – говорит Мария, – клетка уже становится тесновата, а держать большого медведя в наших условиях негде. Но во всех зоопарках сейчас переизбыток медведей. Каждый год летом зверинцы накрывает волна медвежат, которых туда сдают со всех сторон. Вернуть их в дикую природу уже невозможно, принять всех нереально…

В России есть семья ученых, которая занимается возвращением медвежат вроде Миши в дикую природу. Зверят растят в отдалении от человека, чтобы они не привыкали к людям, а потом отпускают в лес.

Звери-беженцы

У каждого здешнего зверька трагический опыт общения с человеком: кого-то сбила машина, кого-то взяли, а наигравшись, сдали в зоопарк. За несколько лет в зоопарке накопилась солидная коллекция «отказников». Почти половина из 150 видов, больше 250 особей, если считать по головам.

– Этот мини-пиг появился у нас пару месяцев назад. От него отказались, потому что он слишком громко хрюкает, – рассказывает владелица зоопарка и треплет за ухо чернявого поросенка, который виновато опускает пятачок, а после, заглядывая в глаза, выразительно хрюкает, требуя внимания, – он по-другому не умеет.

Приносят ко Вторушиной много раненых животных. Даже местный сторож, трехлапый Рыжик, попал сюда после аварии, да так и остался.

Недавно в зверинец принесли двух птиц. Одну сняли с дерева: она болталась в петле, залитая масляной краской. У другой были перебиты крылья и ожог на спине. Крашеный голубь не выжил, а обожженного выходили.

— Спасенных птиц, которые могут летать, после пролечивания мы выпускаем на волю, – рассказывает Мария, – остальные остаются у нас на довольствии, живут в клетке для инвалидов.

Люди добрые

Переселение на городские задворки, которое случилось почти год назад, для экзотариума — вынужденная мера спасения. В их старом здании арендная плата выросла в разы и владельцы зоопарка «не потянули». Долг рос как снежный ком, а новое помещение все не находилось. Сейчас состояние финансовых дел, как сказали бы врачи, тяжелое, но стабильное. Недавно Мария и Евгений вновь начали ходить по кабинетам с просьбой помочь с помещением — в этом денег хватило только на 140 квадратов, а остальное просто закрыли. Теперь за стенкой у зверей пустует комната.

— Может быть, перед выборами мэра кто-то из кандидатов нашим зверушкам посодействует? – надеются в экзотариуме.

Зверинец живет на доход от продажи билетов. Все лето сюда ходили воспитанники пришкольных лагерей, которые скупали магниты с питомцами — носухами, зелеными мартышками, хорьками, енотами… У пумы Атоса сразу четыре изображения в разных позах — он самый популярный.

До недавнего времени у пумы был постоянный спонсор – «Сибирская аграрная группа». Но договор закончился, и, пока компания определяется с направлениями благотворительной деятельности, дикий кот остался неприкаянным.

Раньше свой меценат был и у птиц. Раз в неделю приходила женщина с мешком орехов, фруктов, мясных вкусностей для сов и соколов Но в новом помещении доброй женщины еще не видели — возможно, ей стало слишком далеко добираться.

А совсем недавно сбором помощи для экзотариума занялись студенты, организовали специальные группы в соцсетях. Владельцы зоопарка о движении поддержки узнали только когда к ним потянулись люди с ягодой и морковкой.

– Мы всегда рады помощи, – говорит Мария, – даже если это килограмм яблок. Ведь кроме еды для животных у нас есть еще и помещение, за которое вместе с коммуналкой набегает тысяч 60 в месяц. Лишним ничего не будет.

Пока мы разговаривали с Марией, в дверях появился высокий мужчина.

— Я помочь пришел. Денег у меня нет, но я сварщик, у меня бригада. Мы можем быть вам полезны.

Сейчас, в дачный период, томичи могут принести обитателям зоопарка овощи, фрукты и ягоды.  Поддержать братьев меньших можно и просто посетив зоопарк. Томский экзотариум работает ежедевно с 11.00 до 19.00. цена билета: взрослый — 150 рублей, детский — 100 рублей, малыши до 4 лет — бесплатно. Адрес: Шегарский переулок, 85. Добраться можно на трамвае №1 (Остановка «Хладокомбинат») или маршрутках 442 и 31 (остановка «Китайский рынок»).

Зеленых мартышек в экзотариуме четыре. Когда они только попали в зоопарк, грызли сухари, теперь обезьянки избаловались — едят не все фрукты, а одна хвостатая гурманка вообще — только зеленые бананы.

ФОТО: РОМАН СУСЛЕНКО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 + 10 =