Есть ли аргументы в борьбе с бездорожьем и разгильдяйством?

 

дороги01Более 15% аварий в России происходит по вине плохого качества дорожного покрытия. За этими процентами – тысячи погибших и получивших увечья людей. Проблема наболевшая, решить ее можно только всем миром. И автолюбители, и специалисты, и общественники уверены, что для исправления ситуации с дорогами нужны кардинальные меры и системные решения. К тому же современные требования к ним серьезно ужесточились. Депутат Думы Томска Юрий Исаев, руководитель комиссии Общероссийского народного фронта «Общество и власть. Прямой диалог» рассказал «ТН» об итогах общественного обсуждения этой проблемы на комиссии ОНФ и высказал ряд предложений.

Фантомная боль

Тема дорог становится центральной, едва только с магистралей и трасс сходит снег. Практически все СМИ транслируют отношение к проблеме: от единичных чертыханий отдельных автолюбителей, потерявших подвеску на колдобинах, до знаковых высказываний руководства страны.

В силу извечности дорожного вопроса ироничное отношение к нему становится естественным, хотя и грустным от некоторой безысходности. На недавнем плановом объезде городских дорог комиссией во главе с мэром Иваном Кляйном случился конфуз. В прошлом году власти города действительно много сделали в плане ремонта дорог: приведены в порядок пр. Ленина, ул. Яковлева, Нахимова, Гагарина, капитально отремонтирована ул. Бердская и другие. Впору было радоваться, обнадеживающий процесс пошел. Но весной обнаружилось, что на некоторых отремонтированных участках снег сошел вместе с асфальтом. На справедливые упреки градоначальника дорожники разводили руками и клялись восстановить полотно по гарантии. Никто не сомневается, что эти работы будут сделаны, но ощущение некоторой зацикленности остается. Оно подтверждается данными соцопроса ВЦИОМ: в рейтинге болевых точек Томска дороги занимают первое место, а уже потом идут ЖКХ и тарифы. Добавил масла в огонь и взгляд со стороны – по поручению ОНФ вопрос проработала независимая группа во главе с депутатом Госдумы Александром Васильевым. Прошлой осенью эксперты проехали всю Россию от Владивостока до Калининграда. И в результате экспресс-анализа назвали томскую дорожную сеть одной из самых плохих в СФО, поставив ее на общее 97-е место из 117.

Рейтинг на асфальт

С объективностью рейтинга можно не соглашаться, как это сделал Иван Кляйн. Он подчеркнул, что Томск не хуже многих соседей, хотя трансфертов получает чуть ли не меньше всех. В Кемеровскую область на ремонт и строительство дорог в прошлом году было направлено 755 млн рублей, а в Томскую – 325 млн. Мэр справедливо аргументировал свою позицию тем, что успехи есть и они достигнуты вопреки обстоятельствам: «Мы третий год подряд получаем 300 млн на ремонт дорог, но это капля в море. На эти средства мы восстанавливаем ежегодно 400 тыс. кв. м дорожного полотна, а в год надо ремонтировать миллион квадратных метров. На 2017 год нужно 400 млн рублей, на 2018-й – 500 миллионов».

Причины быстрого разрушения дорог понятны. В первую очередь это отсутствие ливневой канализации, в весенне-осенний период ее у нас уничтожают. Плюс к этому раньше дороги строились из-за вечной нехватки денег по бюджетному варианту. Но если не выполнить все технологические операции по укладке дорожных одежд, то конструкция быстро придет в негодность. Бедность и есть главный порок. Мизеру бюджета противопоставлена стратегия мэрии. Большое количество улиц нуждается в капитальном ремонте. Это огромные деньги, миллиарды рублей. Рассчитывать на золотой дождь не приходится, и, по мнению градоначальника, перерыв между межремонтными циклами должен быть короче, чтобы содержать дороги в нормальном состоянии. Это будет эффективней и дешевле. Ситуацию с недофинансированием может поправить рубль из дополнительных акцизных сборов. Он принесет в дорожные фонды 40 млрд рублей, что-то перепадет и нашему региону.

Нужен главный

Есть и другие резервы, которые, по мнению общественников ОНФ, могут быть использованы городскими властями. Варианты в ходе круглого стола предлагали специалисты, чиновники и работники ГИБДД. Это системно-проектные решения, направленные на рассмотрение законодательных, организационных и производственных мероприятий в комплексе. Например, в Томске за дороги отвечают две организации: УДД при департаменте ЖКХ и департамент капитального строительства. Со времен появления поговорки «У семи нянек дитя без глаза» много воды утекло, но мало что изменилось. Хоть эти организации и отвечают за разные процессы – развитие улично-дорожной сети и ремонт дорог, нестыковок и противоречий много. Пример – проблема при ремонте ул. Мичурина и дороги, ведущей на «Томскнефтехим». Видимо, нужна реорганизация и появление одной структуры с едиными подходами при постановке задач и определении критериев качества. Для снятия возможных организационных издержек в будущем нужно продумать и разработать новое положение о дорожном строительстве.

Битум второй свежести

Сильно влияет на дороги некачественное сырье, используемое при строительстве. Дело совсем не в том, что дорожные службы не хотят использовать добротные материалы. Просто по 44-му ФЗ о госзакупках в аукционах и конкурсах побеждает тот, кто предлагает самые дешевые компоненты. Но этот закон предусматривает два варианта проведения торгов: через аукцион или через открытый конкурс. Цена важна в обоих случаях, но при открытом конкурсе есть еще качественные показатели – опыт, оснащение, квалификация подрядчика. Заказчики чаще прибегают к аукциону: назвал претендент меньшую цену с дисконтом от первоначальной чуть ли не 50% – выиграл подряд. Доминировать должен подход, учитывающий соотношение цены и качества. Лучшим результатом будет возможность не возвращаться к ремонту в течение нескольких лет. Пример – проспект Кирова. В противном случае процесс будет идти как всегда – кладем асфальт и через год ужасаемся его состоянием. Это в полушутливой форме отразил один томский автолюбитель. Он наклеил на стекле своего авто объявление: «Продам машину без пробега по проспекту Фрунзе».

ОТК на колесах

Для безопасности дорожного движения очень важен и постоянный контроль качества полотна. Если он заключается только в экспертизе сметной документации, то налицо нарушение действующего законодательства и залог быстрого разрушения. По мнению специалистов ТГАСУ, сошедший со снегом асфальт мог быть и уложен по всем правилам, с необходимыми коэффициентами уплотнения. Но никто не следил за его физико-химическими характеристиками.

Содержание дорог на улицах города далеко от идеала и требований нормативно-технической документации. Снег вовремя не убирается или убирается плохо, песчано-соляная смесь хорошо работает на сцепление колес с поверхностью, но плохо влияет на асфальт.

Для всех этапов жизни дорожного полотна необходимы четкие и понятные требования. Чтобы они не зависли на бумаге, необходимо предусмотреть штаты специалистов по контролю и технические средства оценки качества. Кстати, в Московском автодорожном институте разработаны отечественные программы для контроля дорог. В них создан алгоритм, предусматривающий виды и очередность ремонтных работ как при максимальном обеспечении, так и при ограниченных ресурсах.

Системный мониторинг позволяет заложить кластерные параметры, и в итоге программа выдает нужные показатели для ремонта каждого километра. Допустим, есть у нас 350 млн рублей, на них программа даст оптимальный расклад – где, когда и в какой очередности ремонтировать объекты.

Зебра – это белые полоски

До сих пор остро стоит вопрос и о разметке. Кажется, что она нанесена акварельными красками, хотя на рынке огромное количество современных материалов. Экономя на стоимости разметки, мы приносим в жертву человеческие жизни. Может, это именно та позиция, где главным должно быть качество?

Вышеперечисленные пожелания будут работать только тогда, когда всеми процессами дорожной отрасли станут заниматься специалисты. Томская область не имеет своих крупных дорожных компаний в отличие от наших соседей.

Допускаю, что хорошо на качество дорог влияет не только профессиональное отношение, но и патриотизм, ведь построенные с любовью дороги тоже ведут к храму. Но в любом случае дорожная тема еще долго будет посезонно будоражить умы. Хотя недавно глава государства Владимир Путин дал рецепт, как решить проблему. Президент сказал, что до 2021 года неплохо было бы избавиться от дураков. Как следствие, пропадут и некачественные автотрассы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *