Фестиваль короткометражной оперы завершила постановка на железнодорожном вокзале

Опера «Человеческий голос» единственная давалась с оркестром, который играл в темноте. У каждого музыканта была маленькая персональная лампочка

Пять дней нескучной оперы случились в Томске с 15 по 20 ноября. Не имеющий аналогов в России фестиваль подарила родному городу оперная певица и менеджер культурных проектов Елена Бурова. Организаторам удалось вместить в шесть дней масштабную программу – пять спектаклей, открытые лекции, интеллектуальную вечеринку в формате печакуча и двухдневный мастер-класс для певцов.

Трудности перевода

– Сам термин не музыковедческий, – улыбается Елена Бурова, – и у профессионалов он вызывает недоумение. А вот зрителю он вполне понятен – по аналогии с короткометражным кино. Мы взяли оперу короткого формата – самая длинная

Елена Бурова

постановка «Служанка-госпожа» Перголези длится 55 минут. Такой миниформат – идеальный вариант для городов, которые не могут себе позволить пятичасовые оперные постановки в своем культурном пространстве.

Начинался фестиваль с прикольного словосочетания. Однажды Бурова разговаривала с коллегой из Польши на ломаном англо-русском, и в разговоре случайно вылетела «коротокометражная опера», звучная и забавная. Певица сохранила в ежедневнике каламбур, который ждал своего часа на афишах Томска почти три года. Это был принципиальный момент: томичка Бурова хотела запустить проект именно в родном городе. Подобные мероприятия с операми короткого формата проходят в Корее и Великобритании. Консервативные англичане вообще сократили оперу до 6–7-минутных постановок.

 С чего начинается опера

Этот фестиваль для организатора культурных проектов Буровой не первый. В 2010 году она подарила томичам фестивальную неделю имени Эдисона Денисова. Такого ажиотажа он не вызывал ни до, ни после – свободных мест в залах не было, билеты доставались с большим трудом.

– Короткометражная опера реализуется во многом благодаря Денисовскому фестивалю, – рассказывает Елена, – именно на нем у нас сложилась команда. И когда родился новый проект, сразу было понятно, кто его будет воплощать в жизнь.

Но давалась «Короткометражная опера» очень сложно. Раз в неделю в течение последних двух месяцев фестиваль просто рассыпался. Спектакли слетали в последний момент, препоны возникали на каждом шагу. Елена говорит: то, что фестиваль все же сложился, – на 40% работа ее мамы. Без нее это все довести до конца было бы невозможно.

– И вроде была заявка на интерес со стороны зрителей, – говорит менеджер культурных проектов, – но чувствовалось и дикое сопротивление среды и консервативного жанра. И я понимаю, что этот проект связан с изменениями: и форма, и жанр необычные. Поэтому он и должен так тяжело идти. Мы же пытаемся поменять образ оперы в голове у людей, а образы очень сложно поддаются корректировке.

Оперные сливки

Поэтому то, что получилось в итоге, немного отличалось от первоначальной идеи, например, удивительно трогательную монооперу «Дневник Анны Франк» томичи могли и не услышать. Но «Короткометражная опера» в итоге привезла самые популярные постановки, которые существуют вне старой музыкальной среды. Эти произведения периодически становятся объектами музыкальных экспериментов российских оперных режиссеров, однако томичам их названия не знакомы, за исключением, пожалуй, «Ожидания» Микаэла Таривердиева. Эту монооперу в городе знают и любят. Поэтому, когда стало известно, что «Ожидание» дают в зале ожидания железнодорожного вокзала, это вызвало невероятный интерес. Попасть на спектакль хотелось очень многим, немудрено, что полторы сотни пригласительных билетов разлетелись по Томску в мгновение ока.

– Когда мы четыре года назад начинали с ней работать, то на просторах Интернета существовала только одна запись и больше никакой информации, – говорит Елена, – а сегодня есть несколько постановок. Так же и с «Дневником Анны Франк», который периодически возобновляется. Из этого можно сделать вывод, что российское музыкальное пространство активизировалось.

Правила первого похода в оперу

1. Перед тем как идти в оперу, обязательно заранее познакомьтесь с сюжетом спектакля.

2. Проконсультируйтесь с экспертом, чтобы он посоветовал вам постановку с хорошим актерским составом.

3. Оперы бывают разными. Поэтому выбирайте жанровую принадлежность по своему вкусу: если любите мелодраму, идите на «Кармен», предпочитаете фэнтези – ваш вариант «Волшебная флейта».

 

Тренинги по актерскому мастерству для оперных певцов Томска в новинку. Их проводит московский педагог Наталья Горшкова. Она научила девушек снимать зажимы, работать в паре с партнером как единое целое и раскрыла перед ними не один профессиональный секрет

Интеллектуальная вечеринка в формате печа-куча (спикеру на раскрытие темы дается 20 слайдов по 20 секунд, еще 6 мин 40 секунд остаются на вопросы из зала) – тоже одна из граней фестиваля короткометражной оперы. Печа-куча – штука тематически разнообразная, поэтому в субботу вечером ее гости говорили не только об опере, но и о микрохирургии, деньгах и аллее Гоголя

Весной «Дневник Анны Франк» ставили в заброшенном здании, чтобы передать атмосферу убежища – там было темно и холодно. А томскую премьеру монооперы сделали в театре «2 + Ку». В воздухе витал стойкий запах дерева, вероятно, так же пахло и на чердаке, на котором пряталась семья Анны. Опера в формате куклы-люди длилась 45 минут, которые, как сказала одна зрительница, пролетели как одна секунда

 

ФОТО: МАРИЯ АНИКИНА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

9 − 8 =