Традиционно в августе собралось сообщество томских учителей, воспитателей и управленцев на форуме «Август.PRO: матрица педагогических изменений». Сам формат мероприятия свидетельствует о том, что областной департамент общего образования ищет новые формы работы с педагогическим сообществом в новых меняющихся условиях современности.

На этот раз никаких пространных докладов, только лаконичные приветствия официальных лиц и гостей, короткие презентации приглашенных спикеров, а затем – панельные дискуссии и круглые столы, треки и коучинг-сессии, квесты и ворк-шопы, коворкинги и семинары-совещания, мастер-классы и нетворкинги, PROFIT-сессии и ток-шоу. И тематика обсуждений – самая разнообразная. PRO «Современную школу», PRO «Цифровую образовательную среду», PRO «Успех каждого ребенка», PRO «Учителя будущего» и многое другое.

Учитель в меняющемся мире

Являются ли новые форматы и цифровые технологии настолько эффективными для получения нашими детьми доступного и качественного образования?

На самом деле на форуме состоялся современный разговор про наших детей, про учебные стандарты, про финансы, про нормативы дополнительного образования и про все то, что может сделать жизнь ребенка комфортной и интересной, – пояснила начальник областного департамента общего образования Ирина Грабцевич.

Суть состоит в том, что наш мир стремительно меняется, появляются все новые вызовы, на которые приходится отвечать. При этом новое поколение Z, у которого, как принято считать, кнопка на пальце, очень быстро воспринимает все изменения. Но сегодня этому поколению надо предложить такие знания, которые будут востребованы через 10–11 лет. Сможет ли это сделать современный учитель? Прежде всего ему, учителю, предстоит ликвидировать собственный разрыв между тем, каким багажом он владеет и какие вызовы ставит время.

Для этого и прежде проводились фестивали педагогических идей, где создавались коммуникационные площадки и в открытом диалоге обсуждались самые злободневные проблемы обучения и воспитания. Но сейчас, с реализацией национального проекта «Образование», необходимость в таком обсуждении многократно возросла. Педагогам важно понять, какой заказ идет от государства, что хотят видеть от образования родители, на что могут рассчитывать дети. С этой целью ведомство привлекает экспертов из разных областей, организует открытые форматы общения.

В Томском образовании немало для этого делается.

– В 2019 году мы вошли в пилотный проект 10 субъектов, где будет апробироваться новый формат урока технологии, – говорит Ирина Грабцевич. – В 29 школах будут созданы точки роста – центры гуманитарных и цифровых профилей, где появится медиаобразование, шахматное образование, содержательно обновятся уроки информатики, технологии, ОБЖ, 12 школ и два техникума вошли в проект цифровой образовательной среды. В следующем году по томским дорогам поедет детский мобильный технопарк «Кванториум», и по программам технического творчества смогут заниматься ребята в самых отдаленных поселках.

Что готовит 1 сентября

Но, чтобы новая концепция национального проекта «Образование» заработала эффективно и все эти планы осуществились, надо и педагогов снабдить такими инструментами, чтобы они могли работать в условиях современных форматов. Для этого будут проводиться курсы повышения квалификации, использоваться возможности «Кванториума», создаваться базовые площадки для обучения учителей. Причем не только наших, томских, но и педагогов Уральского и Сибирского федеральных округов, которые уже проходили здесь практику и остались в восторге.

Еще одно новшество – с этого года в обучающий госстандарт заложено два иностранных языка. Но Ирина Грабцевич успокоила, что эта норма будет вводиться поэтапно.

– Это не значит, что уже с 1 сентября мы в каждом классе начнем преподавать по два языка. Будем это делать по мере готовности. В малокомплектных школах эту проблему поможет решить проект «Мобильный учитель», надежды также возлагаются на программы «Земский учитель» и «Бюджетный дом».

Цифровая образовательная среда для томских школ

Национальный проект «Образование» направлен на развитие и образование детей, молодежи, их педагогов. В рамках нацпроекта реализуется 10 региональных проектов – «Успех каждого ребенка», «Современная школа», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы». «Новые возможности для каждого», «Социальная активность», «Экспорт образования», «Социальные лифты для каждого», «Поддержка семей, имеющих детей».

На реализацию проекта «Цифровая образовательная среда» в 2019 году выделено 37,9 млн рублей из бюджета всех уровней.

К 2021 году планируется технически обеспечить все без исключения школы региона надежным и устойчивым высокоскоростным Интернетом. Образовательные учреждения будут обеспечены современным электронным цифровым оборудованием.

К 2024 году во всех школах, техникумах и колледжах будет внедрена целевая модель цифровой образовательной среды, а в этом году модель появится в 12 школах: в Томске, Стрежевом, Северске, Асиновском, Зырянском, Колпашевском, Молчановском, Томском и Шегарском районах – и в двух организациях СПО: Томском техникуме информационных технологий и Томском индустриальном техникуме.

Цифровые технологии будут изучать не менее 15 тыс. школьников. Не менее 50% педагогов смогут повысить свою квалификацию в цифровой форме.

Автор: Нина Губская

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

79 + = 86