Потребности промышленности и населения планеты в электрической и тепловой энергии стремительно растут. Лучше любой статистики этот факт доказывает повседневная жизнь каждого из нас: вспомните, сколько за последние годы в вашем доме появилось новых бытовых приборов, питающихся от «розетки»!
Меж тем лимит углеводородов как основного топлива человечество уже практически исчерпало. Единственной реальной альтернативой углю, нефти и газу, по мнению большинства экспертов, на сегодняшний день является мирный атом. Печальные уроки Чернобыля стали для атомщиков всего мира мощным импульсом к разработке и внедрению в жизнь технологий, исключающих вероятность повторения подобных аварий. Самым перспективным из предложенных решений является создание быстрых реакторов естественной безопасности («БРЕСТ»), работающих в замкнутом топливном цикле. Работы по их созданию ведутся и в нашей стране, и за рубежом начиная с 1980-х годов, но дальше стен лабораторий пока не выходили. Тот, кто первым продемонстрирует воплощение технологии «в железе», определит завтрашний день атомной энергетики во всем мире.
Шаг в будущее
Россия готова сделать этот шаг, опираясь на потенциал знаний и прорывных открытий, накопленных несколькими поколениями физиков – исследователей, конструкторов и работников атомной отрасли. Первый в мире опытно-демонстрационный энергетический комплекс в составе реакторной установки «БРЕСТ-300» и пристанционного блока замкнутого ядерного топливного цикла планируется возвести на Томской земле – в Северске.
Данный проект является одной из важнейших составляющих федеральной целевой программы развития в России ядерных технологий нового поколения. За право реализации проекта по строительству ОДЭК сражались более десяти российских регионов, но решением правительства и госкорпорации «Росатом» предпочтение было отдано Северску и СХК как одному из признанных лидеров отечественной атомной индустрии. Проект предусматривает поэтапное возведение на базе СХК, на площадке возле радиохимического завода, модуля фабрикации топлива для реакторной установки «БРЕСТ-300 » (к 2017 году), строительство и запуск самого реактора (2020 год), ввод в эксплуатацию пристанционного модуля по переработке отработавшего ядерного топлива (2020 год). Предполагаемый объем инвестиций составит около 100 млрд рублей.
Без грифа секретности
Обязательной частью процедуры согласования атомного проекта является информирование и обсуждение с общественностью возможных последствий его деятельности. 17 июля в мэрии Северска состоялись общественные слушания, где желающие смогли высказать авторам проекта свои замечания и предложения по материалам оценки воздействия будущего производства на окружающую среду (ОВОС). Начиная с 16 июня материалы ОВОС находились в открытом доступе в общественных приемных в администрации ЗАТО, Северской центральной городской библиотеке, Информационном центре по атомной энергии в Томске. В слушаниях приняли участие более 130 человек: представители законодательной и исполнительной власти Северска, Томска и Томской области, общественных и экологических организаций. С приветственным словом к собравшимся обратились заместитель губернатора по внутренней политике Владимир Жидких, мэр Северска Григорий Шамин, подчеркнувшие социально-экономическую значимость проекта для дальнейшей судьбы региона и страны в целом.
Новый подход к безопасности
В числе первых докладчиков на трибуну поднялся Вадим Лемехов, главный конструктор реакторной установки «БРЕСТ-300» (ОАО «НИКИЭТ»), доступно рассказавший о сути проекта:
– Мы ставили своей целью создание реактора с максимальной степенью безопасности. Ее можно обеспечить двумя путями: совершенствуя и наращивая арсенал систем и средств контроля либо принципиально поменяв всю производственную технологию, что и было применено в «БРЕСТе». Наша установка будет работать на новом виде плотного нитридного урано-плутониевого топлива, обладающего низким запасом реактивности. Благодаря этому в случае любых нештатных ситуаций разгона реактора на мгновенных нейтронах и, соответственно, ядерного взрыва не произойдет. Во-вторых, корпус «БРЕСТа» конструктивно имеет интегральную компоновку, которая исключает потерю теплоносителя. Внутри корпуса из многослойного армированного бетона просто нет давления, которое могло бы спровоцировать такой выброс. В-третьих, в качестве теплоносителя нами выбран малоактивируемый свинец, который даже при разгерметизации корпуса просто застынет, не вступив в бурное взаимодействие с водой и воздухом, как, например, применяемый в действующих быстрых реакторах натрий.
Как отметил конструктор, все эти ноу-хау были апробированы на различных производствах, но именно в Северске впервые будут применены в совокупности.
Сергей Клюквин, начальник группы охраны окружающей среды ОАО «Головной институт ВНИПИЭТ», рассказал о комплексе природоохранных решений, которые будут применены на новом производстве. Его экологическую безопасность обеспечат самые современные системы и технологии, благодаря которым радиационный фон в санитарной зоне, состояние окружающей среды в ходе эксплуатации объекта не претерпят изменений, оставшись даже ниже пределов установленных нормативов. Свое мнение высказал и Рудольф Алексахин, главный эколог проекта «Прорыв», академик, доктор биологических наук, эксперт МАГАТЭ:
– Сейчас, когда реактор вырабатывает топливный ресурс, его останавливают, выгружают отработавшее топливо, снова загружают новым сырьем, а отходы захоранивают. Замкнутый топливный цикл, в котором будет работать «БРЕСТ», позволит всего этого избежать: ему достаточно одной загрузки для запуска реакции, а дальше топливо будет нарабатываться само. Это поможет решить одну из ключевых проблем атомной энергетики – накопления ОЯТ. 99,5% топлива будет постоянно задействовано в процессе производства энергии, и лишь 0,5% придется периодически подгружать, используя природный уран или рефабрикованное ядерное топливо. По сути, то, что сегодня лежит в хранилищах и является одним из главных источников радиационной опасности, поступит в переработку и будет сожжено в новом реакторе. Рефабрикация топлива будет производиться непосредственно при самой станции, а значит, не потребуется никаких перевозок. В истории атомной энергетики, пожалуй, не было проекта, более бережного по отношению к окружающей среде, и я надеюсь, что его реализация станет отправной точкой для нового подхода к организации деятельности атомных производств во всем мире.
Учесть все аспекты
После завершения докладов возможность высказаться и задать свои вопросы смогли все желающие – как сторонники, так и противники проекта. Алексей Торопов, руководитель Сибирского экологического агентства, предположил, что «БРЕСТ» повторит судьбу АСТ-500, Северской АЭС и других проектов, реализация которых была отложена. С его точки зрения, общественные слушания прошли конструктивно. Андрей Ожаровский, эксперт международной экологической ассоциации Bellona, специально прилетевший на слушания из Москвы, считает инвестиции в развитие альтернативных источников энергии делом более перспективным и продуктивным, чем спонсирование атомной отрасли. Он также высказал пожелание к организаторам слушаний о размещении материалов ОВОС в сети Интернет, а не только в бумажном варианте. Эколог-активист Наталья Лебедева поинтересовалась у авторов проекта, почему от строительства быстрых реакторов отказались некоторые европейские страны. «У вас не совсем верная информация – они не отказались, просто не смогли создать такой реактор, но, к примеру, Франция продолжает свои исследования в этой области. Сейчас у нас есть ощутимый отрыв от конкурентов, и этот шанс надо использовать», – ответил ей Вадим Лемехов, главный конструктор «БРЕСТ-300».
Все прозвучавшие замечания и комментарии были взяты на карандаш проектировщиками, кроме того, были внесены в протокол слушаний. Вместе с другими материалами обоснования лицензии он будет передан на рассмотрение в Ростехнадзор. Все последующие стадии согласования проекта будут также проходить в открытом для общественности режиме.
Владимир Жидких, заместитель губернатора Томской области по внутренней политике:
– Реализация проекта позволит создать около 800 новых рабочих мест, обеспечит работой свыше 6 тыс. строителей и монтажников, будет способствовать развитию томской науки и системы высшего специального образования, увеличит налогооблагаемую базу всего региона и его инвестиционную привлекательность как центра высоких технологий и культуры производства. Кроме того, область получит дополнительные энергетические мощности, снизив свою зависимость от внешних поставщиков. В свое время томские купцы уже добились того, чтобы железная дорога прошла мимо Томска, и последствия этого нам аукаются до сих пор. Не хотелось бы снова остаться на обочине прогресса, хотя, безусловно, вступая в проект, мы должны всесторонне оценивать все аспекты, включая вероятность рисков. И слушания в этом играют важную роль.