Геннадий Сокуров: Жизнь как классическая русская драма

Сокуров

«Улыбаться будем?» – спрашивала фотограф у юбиляра, нацеливая на него объектив. На что директор томской драмы Геннадий Сокуров со свойственной ему иронией ответил: «Нет, конечно! В театре должны улыбаться артисты. Вот тогда руководитель может поставить себе зачет».

Истинная забота проявляется в мелочах. Отправляя коллектив на гастроли в Уфу, Геннадий Аркадьевич снабдил его в дорогу целой корзиной пирогов. Памятные даты, связанные не только с днями рождения сотрудников, но и с юбилеями спектаклей, никогда не проходят незамеченными в театре. А его умение угадывать с подарками уже давно перестало всех удивлять. На этой неделе Геннадий Сокуров сам принимает поздравления с 65-летием.

По законам моря

– Геннадий Аркадьевич, люди по-разному относятся к юбилеям: одним нравятся торжества в свою честь, другие их откровенно не любят и стараются всячески избежать. С какими чувствами подошли вы к своему 65-летию? И кто первым поздравил вас с днем рождения?

– В этом смысле я не исключение: как и большинство людей, не испытываю особой радости в связи с юбилеем. Уж очень солидная дата. И потом, мне всегда некомфортно в ситуации, когда я становлюсь объектом поздравлений и пристального внимания. Я больше люблю сам говорить людям приятные слова и дарить подарки.

Что касается моего юбилея, то первыми, как и много лет подряд, меня поздравили коллеги во время планерки. Родные их опередить не успевают просто потому, что я уезжаю на работу очень рано, когда они еще спят – в семь часов. Привычка подниматься в пять утра живет со мной еще со времен армейской службы на морфлоте.

– А какими еще привычками и навыками вы обязаны морским походам по Тихому и Индийскому океанам?

– Своей нелюбовью к рыбе и морской капусте – так накушался их за три года, что до сих пор видеть не могу (улыбается). А если говорить серьезно, то именно служба на корабле воспитала умение грамотно выстраивать отношения в коллективе. Находясь в замкнутом пространстве долгое время, люди волей-неволей начинают искать возможность самоопределения и одновременно «пристройки» друг к другу. Поэтому, когда я возглавил сначала школу, а потом театр, у меня был четкий ориентир – людям, находящимся рядом со мной, должно быть комфортно.

– Гимназия №29, которую вы создали почти с фундамента, стала одной из лучших в городе. Шесть иностранных языков, мощный художественно-эстетический блок, возможность поступления в ведущие вузы города без экзаменов… А какой жизненный урок вы хотели преподать своим ученикам?

– Научить их самостоятельно мыслить и ориентироваться в этом мире. Нет более нужного и полезного навыка в жизни. А для того чтобы человек мог самостоятельно и безошибочно принимать решения, у него должно быть поле разнообразной информации и возможность проверить свои силы в разных сферах и областях. Вот в чем мы с педагогами видели нашу главную задачу. Как показала жизнь, эта задумка удалась.

Искусство ставить вопросы

– Судьба распорядилась так, что вам достались не просто два больших творческих, амбициозных коллектива. В обеих командах львиную долю составляют женщины. В преддверии 8 Марта признайтесь, управляться со слабым полом – сложная задачка?

– Совсем нет. Все будет хорошо, если женщина чувствует, что она уважаема, любима и оценена руководителем. Скажу вам больше, с женщинами работать проще и комфортнее, чем с мужчинами. Последние часто бывают капризны. И сфера деятельности тут ни при чем. Дело в необъяснимой слабости мужчин, которые все время ощущают недостаток внимания и чувствуют себя недооцененными.

В чем причина такого мировосприятия, я, если честно, понять не могу. Возможно, потому что мне повезло по жизни с наставниками. Когда я пришел в пермскую школу молодым учителем иностранного языка, моими коллегами стали педагоги, работавшие еще в довоенное время. Они были людьми особой породы – с мощным внутренним стержнем, чувством собственного достоинства и умением оценить по достоинству этот мир. И, что самое главное, они не боялись признаться себе, что чего-то не знают. Сегодня это встречается сплошь и рядом: учитель заходит в класс и начинает читать предмет по учебнику, буква в букву. А педагог всегда должен быть открыт миру и всему новому.

– Чего вы не можете и никогда не могли позволить себе как руководитель?

– Мой директор в пермской школе однажды произнес фразу, которую я запомнил на всю жизнь: руководитель должен любить свой коллектив, а не себя во главе коллектива. Поэтому у меня есть золотое правило: я не имею права не уважать людей, с которыми работаю.

– Любой театр, как и всякое учреждение культуры, не может похвастаться стабильностью и финансовым благополучием. Не страшно было браться за такое беспокойное хозяйство?

– Решение действительно было непростым. Хотя бы потому, что мне на тот момент было 50 лет – все-таки не самый подходящий возраст для кардинальных жизненных перемен. И потом, в гимназии у меня все было отлажено, система работала как часовой механизм – без напоминаний и усилий с моей стороны. Приход в театр можно сравнить разве что со взятием девятого вала. Понравиться новому коллективу и заслужить доверие, чтобы люди пошли за тобой, стало отнюдь не самой трудной задачей. Сложнее было освоить новое дело, понять его специфику и нюансы. Потому что любить театр, что называется, извне, приходя раз в месяц на спектакли, и служить театру – совсем не одно и то же. Даже сегодня я не могу сказать, что возглавляю эту махину. Для того чтобы руководить театром, нужно посвятить ему всю свою жизнь, а я отдал только 15 лет.

– Как вам кажется, любить и понимать театр могут все без исключения люди?

– Боюсь, что нет. Способность воспринимать искусство – как музыкальный слух: или он есть, или его нет. Один очень известный и уважаемый в Томске человек, не буду называть его имени, как-то сказал мне в приватной беседе: «Никак не могу понять, что такое театр. И что это за профессия такая, когда взрослые люди выходят на сцену и придуриваются». Очень жаль, когда люди не способны слышать и воспринимать то, о чем говорят им артисты и режиссер через спектакль. Театр драмы – не прокатная площадка для концертов и антреприз. Мы не должны развлекать людей. Но и поучать их тоже не наша задача. Театр не должен отвечать на вопросы, он должен их ставить.

Послушайте!..

– Геннадий Аркадьевич, а вне работы вы тоже лидер?

– Да что вы! Мне этого хватает в театре. А дома я с удовольствием передаю властные полномочия жене. Думаю, что это правильное положение вещей.

– Вы вместе с супругой уже больше 40 лет. А сегодня, смотришь, поженились люди и через несколько лет разбежались…

– Все зависит прежде всего от умения людей слушать и слышать друг друга. Отсюда рождаются и уважение, и понимание, и взаимная поддержка. Сегодня многие списывают все на внешние обстоятельства: жизнь тяжелая, жилищные условия не те… У нас с женой, например, тоже была ситуация, когда оставалось три рубля до зарплаты. А когда мы получили свое первое жилье, заехали в пустую квартиру с одним чемоданчиком и двумя авоськами книг в руках: у меня – по педагогике, у супруги – по медицине. Дочку мы воспитывали вдвоем: у нас не было рядом ни бабушек, ни дедушек. Кто был свободен, тот и брал на себя домашние хлопоты – от уборки до готовки. Плохо или хорошо, но мы это делали. Так что все зависит от людей.

– Почему в вашем кабинете появилась табличка со словами: «Я отвечаю за то, что говорю. Но не отвечаю за то, что вы слышите»?

– Проза жизни. Люди часто обращаются к тебе за какой-то помощью или советом, а слышат только то, что хотят слышать. Но это касается в основном не моих сотрудников, а тех, кто приходит в театр извне. Директора, который хорошо знает свой коллектив и живет его жизнью, ни о чем просить не нужно. Он сам все видит и сам все сделает.

– Томская драма предлагает зрителю спектакли на любой вкус: самых разных жанров и сюжетов. А с каким жанром могли бы сравнить вы свою жизнь?

– Думаю, что моя жизнь – это классическая русская драма. И в ней есть место всему: и трагикомедии, и лирическому сюжету, и комической линии. Знаете, проведя в кресле директора более 30 лет, я понял, что самая сложная работа – быть руководителем самому себе. Если нет самодисциплины и самоорганизации, ничего в жизни не получится. Вообще ничего.

Справка «ТН»

Геннадий Сокуров окончил факультет романо-германской филологии Ижевского государственного университета, Московский свободный педагогический университет по специальности «менеджмент в образовании», Академию повышения квалификации при Министерстве образования РФ по программе «Управление образованием». Работал на ТНХК переводчиком, возглавлял школу №36 и гимназию №29. С 2001 года директор Томского театра драмы. Лауреат премии им. Н.Крупской, отличник народного просвещения РФ, заслуженный учитель РФ. Награжден юбилейной медалью «400 лет городу Томску». Женат, имеет дочь и внука.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 × 3 =