Географы и биологи Томской области познакомились с работой СХК

Татьяна Александрова

Фото: Александр Кузнецов

IMG_5274

-Что вас больше интересует – история или экология? – ветеран атомной отрасли Виталий Касаткин из-за дефицита времени у посетителей на месте перестраивает программу экскурсии.

– Всё! – дружно отвечают педагоги. – Нам же ведь детям рассказывать.

Многолетняя история комбината, рассказанная бывшим начальником смены реакторного завода СХК Касаткиным, легла на уже подготовленную почву экскурсантов.

Без прикрас

Визит педагогов Томской области на комбинат проходил в рамках программы стажировочной площадки по организации внеурочной деятельности в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта. В самом начале встречи учителей химии, физики, географии и биологии из Кожевникова, Бакчара, Парабели, Колпашева и Томска познакомили с отчетом по экологической безопасности АО «СХК». С презентацией этого солидного документа перед ними выступил главный специалист радиационной промышленно-санитарной лаборатории (РПСЛ) комбината Вячеслав Шушаков. Он особо отметил тот факт, что в своей деятельности предприятие стремится не только к высоким производственным результатам и экономической эффективности, но и к гармонии с окружающей средой, охрана которой является одним из приоритетных направлений его работы. В череде последовательных шагов в деятельности СХК, направленных на охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, стало принятие экологической политики. Она была разработана и введена в действие в 2007 году, а в 2009 и 2012 годах актуализирована и приведена в соответствие с требованиями экологической политики госкорпорации «Росатом» и АО «ТВЭЛ».

Несмотря на специфический и довольно сложный для восприятия отчет, вопросы педагогов носили конкретный характер, были среди них и такие, которые принято относить к разряду неудобных. Например: «За многолетнюю историю СХК где больше всего следов загрязнений зафиксировано?»

Главные специалисты РПСЛ Вячеслав Шушаков и Александр Зубков ответили на него довольно объективно:

– Комбинат работает на основании разрешений надзорных органов и в пределах нормативов. Это касается и количества выбросов вредных химических веществ в атмосферу, и сбросов загрязняющих веществ в реку, поэтому сказать, что мы в большей мере загрязнили воздух или реку Томь, довольно сложно. К тому же любое предприятие уровня СХК имеет санитарно-защитную зону и зону наблюдения, которая очень жестко контролируется надзорными органами. Мы очень тесно взаимодействуем со службами города: действующая у нас автоматизированная система контроля АСКРО выдает ситуационное положение в режиме онлайн как в специализированные службы комбината и администрации Северска, так и в ГК «Росатом».

Страх от незнания

Насколько полезным был этот визит для педагогов области? Вот что говорят участники встречи.

Юлия Афанасьева, учитель биологии школы № 32 (г. Томск):

– Я вполне осознанно отдаю себе отчет в том, что от нашего взгляда на какие-то вещи формируется мнение у наших учеников и их родителей. Пока я сталкиваюсь с тем, что у большинства людей, откуда бы они ни были, несколько поверхностное отношение ко всему, что связано с Сибирским химическим комбинатом, ядерным производством, радиоактивными выбросами. Все это сублимируется в одну большую проблему, и это их пугает. А пугает прежде всего от незнания.

В этом плане мне импонирует открытость руководства СХК: не просто приходите к нам и смотрите, а есть желание на высоком профессиональном уровне объяснять свою точку зрения. На мой взгляд, это самая продуктивная и перспективная позиция.

Я понимаю, прежде чем составить какое-то представление о предмете, нужно с ним познакомиться как можно ближе. Например, нужно обладать обширными знаниями по физике и химии, чтобы судить об атомной отрасли. Сегодня на экскурсии в музее истории СХК и на встрече со специалистами предприятия я для себя многое узнала.

Поражена, хотя и предполагала, что уровень подготовки специалистов должен быть просто высочайший. Мне очень понравилось, как они объясняли и отвечали на наши вопросы, их компетентность не подлежит никакому сомнению. Особенно это четко проявилось в музее – сама история СХК, все процессы в создании ядерного топлива – таким доступным языком, ничего не скрывая и не замалчивая.

Многие из нас уже проявили интерес к тому, что сюда можно будет привезти учеников на экскурсии. Для моих восьмиклассников это пока рановато, но, когда их программные знания совпадут с тем уровнем, который здесь представлен, и когда они смогут это понять, мы обязательно сюда приедем. Считаю, что 9–10-е классы – самое продуктивное время для посещения музея истории СХК.

И еще. Прежде чем говорить о чем-то, необходимо самим знать немного больше, это же всегда чувствуется – как нам сегодня ярко и компетентно рассказывал о зарождении атомной отрасли в Северске ее ветеран. Если в руках таких специалистов находится ядерное производство, становится понятно, почему наша страна остается на передовых позициях в мире. Я очень благодарна организаторам за возможность побывать на экскурсии в музее СХК и узнать о состоянии экологической безопасности в нашей области.

Наталья Щукина, учитель географии школы № 5 (г. Колпашево):

– Я уверена, что этот визит в Северск станет для нас началом нового ознакомительного процесса: здесь в рамках курсов по подготовке и переподготовке кадров, повышения квалификации мы просмот-

рели работу Сибирского химического комбината, послушали отчет по экологической безопасности предприятия за прошлый год. Кроме того, нам рассказали о возможном взаимодействии с музеем истории СХК и об экологическом обучении наших детей. При благоприятных финансовых условиях мы обязательно воспользуемся этим предложением. А лично для себя, как жительницы Томской области, почерпнула немало интересного об истории Северска, ведь его не так давно открыли для экскурсантов. Мы услышали и узнали такие подробности, которые помогут нам более простым и понятным языком объяснять нашим ученикам, что такое СХК в Северске и что такое атомная отрасль на производственной карте Томской области.

Андрей Беляев, директор вечерней школы № 8 (г. Томск):

– Мы обычно говорим о формировании экологической культуры как части воспитательного процесса, но мало уделяем внимания вопросам экологической безопасности в большей степени из-за своей некомпетентности и незнания фактов. А здесь все довольно предметно, на конкретных цифрах нам это показали. Единственное, чего мне не хватило, так это раздаточного материала: была бы еще такая информация, все было бы идеально. И тем не менее уже знаю, как буду применять полученные знания. В девятом классе школьной программы есть тема «География Томской области». Так вот, когда будем говорить о промышленности нашего региона, его предприятиях, я смогу вести разговор уже более предметно, поскольку сам что-то видел. Зная конкретику, по-другому готовишься к уроку. А ученики всегда чувствуют, когда педагогу интересна та или иная тема, – по его реакции. В этом случае они сразу же включаются в учебный процесс, активно ведут себя на уроке и легко уясняют материал.

Могу еще сказать, что в Северске я был впервые и знакомство с городом атомщиков мне было интересно и как человеку, и как учителю географии.

цифра

По итогам 2014 года сумма платежей СХК за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты всех уровней составила 7,5 млн рублей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 × 3 =