Настоящая классическая опера прозвучит в Томске впервые за двадцать лет «Евгений Онегин» в исполнении московских солистов и Томского симфонического оркестра – проект уникальный по масштабу и… дерзости: сложнейшее произведение артисты и музыканты репетируют вместе только два дня, на третий – премьера.
Что-то слышится родное…
В Томск «Онегина» привез Центр оперного пения Галины Вишневской в рамках общероссийской просветительской программы «Новое передвижничество», которая пропагандирует академическое искусство.
– Первый звоночек с предложением привезти оперу был в феврале этого года, и, конечно, мы высказались за! – рассказывает Наталия Антух, заместитель директора филармонии по творческим вопросам. – Правда, были опасения насчет сцены – все-таки у нас не оперный театр, подойдет ли? Но в июле, после того как технический директор центра посмотрел и одобрил площадку, эти вопросы снялись.
– Это замечательная, на наш взгляд, идея «новых передвижников» – вывозить оперу в небольшие города, где нет другой возможности ее увидеть, – убеждена режиссер из Москвы Лидия Токарская. – И при выборе произведения для первого показа в Томске нами руководила большая любовь именно к русской опере. Нам показалось, что родное, знакомое будет воспринято лучше: все-таки «Онегин» – такое произведение, мимо которого не прошел никто.
Сверх программы
Томские музыканты выучили свои партии меньше чем за две недели, хотя даже для профессионалов это сложно: настолько масштабное произведение они исполняют впервые, впервые же играют в оркестровой яме. Из нее, кстати, не слышно, что происходит на сцене: единственное связующее звено – дирижер, который следит за артистами и руководит оркестром.
– Многие музыканты считают, что «Евгений Онегин» – это школьная программа, и мне всегда в этих случаях обидно за Чайковского, – рассказывает новосибирский дирижер Вячеслав Прасолов. – Вот вы знаете, например, что в опере и в оригинальном тексте романа трактовки главных героев диаметрально противоположны? К Ленскому Пушкин относится иронично, чувствуя в нем напыщенность, неестественность: «…всегда восторженная речь и кудри черные до плеч». А у Чайковского Ленский – это романтик, это юноша, любящий по-настоящему! И наоборот, Онегина, которого Пушкин в какой-то степени отождествлял с собой, композитор просто уничтожил – ни одной красивой мелодии за всю оперу.
Не искажая классику
Первая совместная репетиция солистов и томского оркестра. На сцене – изящные декорации по мотивам пушкинских рисунков, за кулисами – огромный бутафорский торт (наверное, для сцены Татьяниных именин).
Уставшие после перелета певцы поют не в полную силу – берегут голос. Репетируют пока без костюмов, и видеть Онегина в джинсах немножко смешно. Уже через день все будет по-другому: костюмы, благородство манер, наполняющие зрительный зал голоса.
Режиссер Лидия Токарская рассказывает, в чем особенность «Онегина», которого увидят томичи:
– Тенденция современного театра, в частности оперного, в том, что все режиссеры пытаются осовременивать спектакли, переносить действие в другое место, придумывать какие-то безумные декорации, костюмы или движения. В Центре оперного пения действует закон бережного отношения к классике: традиции надо беречь, и если и экспериментировать, то не извращая идею.
Особенность спектакля – талантливые молодые солисты, средний возраст исполнителей 20–27 лет. Поэтому Татьяна здесь – это молоденькая девушка, а не дива в возрасте, как иногда бывает.
– У нас на сцене такие же молодые люди, как и на улице, как в зале. Наш «Онегин» – это попытка создать спектакль, не искажая классику, но при этом показав, что он все равно современен. Что те же проблемы, которые мучают героев Пушкина, есть и сейчас – и вечная борьба идеалов, и тема своего применения в жизни…
В зеркале оперы
По словам Наталии Антух, сегодня многие люди не понимают, что такое опера, томичи попросту отвыкли от классики такого масштаба.
– Для Томска, для культурного города, должно быть и очень престижно, и очень важно увидеть, как люди умели ссориться, любить, ненавидеть, как были важны честь, дружба, как вообще надо себя вести. Мне кажется, томичи способны это воспринять, – говорит Вячеслав Прасолов. – Ведь почему опера до сих пор не умирает, хотя ее столько раз хоронили? Потому что это образец, эталон, каждое поколение смотрится в нее как в зеркало и видит свои изьяны.
«Задача режиссера и дирижера – воплотить замысел композитора, не накладывая на его понимание произведения свое. Для меня главное – чтобы Ленский был Ленским, страдающим и любящим, как у Чайковского. Чтобы Татьяна, читая романы, была восторженна, а потом холодна и сквозь слезы, любя Онегина, отказала ему»
Вячеслав Прасолов
Подготовка оркестра началась после 10 ноября: вначале самостоятельное разучивание партий, затем работа с «репетиционным» дирижером Вячеславом Прасоловым и лишь за несколько дней до выступления – репетиции с дирижером Центра оперного пения Ярославом Ткаленко и певцами
Молодые исполнители на сцене пытаются пропускать через себя каждое слово. Режиссер Лидия Токарская убеждена: опера – это все-таки театр, хоть и музыкальный, а значит, певец должен быть и актером. Фотографии сделаны на репетиции спектакля 21 ноября
Справка «ТН»
П.И. Чайковский. «Евгений Онегин. Лирические сцены», опера в трех действиях с двумя антрактами. Задействованы 38 солистов Центра оперного пения Галины Вишневской (Москва) и 43 музыканта Томского академического симфонического оркестра. Продолжительность: 3 часа.
В Томске спектакль проводится при поддержке Министерства культуры РФ, Общенационального фонда развития культуры и защиты интеллектуальной собственности, общероссийского проекта «Новое передвижничество».
Послушать «Евгения Онегина» можно будет 23 ноября в БКЗ.
Начало в 19.00.
Стоимость билетов 500–1 200 рублей.