Глава Тегульдета о том, почему необходим индивидуальный подход к территориям

основная

Шаблонный подход к разным типам сельских поселений – одна из причин низкого уровня исполнения полномочий администраций муниципальных образований районов, которые не в состоянии самостоятельно справиться с рядом социальных проблем.

Полномочия есть, средств не хватает

Можно бесконечно долго, умиляясь, говорить о замечательных людях, живущих в глубинке, на которых держится земля, но так же долго можно обсуждать условия, в которых эти люди живут.

Не прошло и недели после десанта журналистов областного центра в так понравившийся им Тегульдет, как в редакцию «ТН» приехал глава этого поселения Владимир Житник, чтобы поведать о наболевшем. Все правильно: не будет же хозяин в своем доме жаловаться на трудности.

Житник– Дороги – это самая злободневная тема в Тегульдете, – начал свой рассказ Владимир Житник, – От Томска до Тегульдета, как до Новосибирска, около половины нашей трассы – гравийка. Понятно, что эта особенность резко влияет на время в пути осенью и весной. В самом поселении около 60 км дорог, из них всего 5 км – асфальт. Мы живем на периферии, внимания нашему медвежьему углу всегда уделялось мало; все блага проплывали мимо, как равнодушные чулымские воды.

– Раньше на содержание дорог нам выделялось около 4 млн рублей в год, – продолжил глава поселения, – маловато, конечно, но выкручивались. По новым правилам в рамках 131-го Федерального закона, возложившего на плечи муниципальных образований большинство полномочий по решению местных вопросов и содержанию инфраструктуры, мы были обязаны образовать дорожный фонд.

Мы создали положение, поселковым советом проголосовали за него и утвердили. Но вскоре выяснилось, что дорожный муниципальный фонд по своей сути антидорожный. В утвержденном положении фонд формируется из 13 источников, но реально работает только один – акциз на автомобильное топливо в размере 10% от стоимости потребленного на нашей территории горючего. Всего 1,683 тыс. рублей. Этого едва хватит только на содержание сети. Снег отгрести, а вывезти – уже неподъемно. Ни на ремонт, ни тем более на развитие инфраструктуры средств не хватает. Мною за прошлый летний период было получено от ГИБДД порядка десятка предписаний на проведение ямочного ремонта дорог с асфальтобетонным покрытием. Засыпали ямы щебнем разных фракций, выкручивались как могли. Сколько предписаний будет в этом году?

С шапкой по кругу

– Для пополнения фонда надо заставить физических и юридических лиц сделать добровольные пожертвования. Тот, кто это придумал, похоже, не в России живет. Не то что ни копейки никто не даст, а еще у виска пальцем покрутит. На храм ни один тегульдетский предприниматель бревна не дал. Мне даже трудно представить, как один известный бизнесмен, депутат, возит минеральную воду по нашим дорогам безвозмездно и приносит копеечку в районный фонд. Или, чтобы собирать штрафы за перегруз лесовозов, я должен установить весовую стоимость порядка 5 млн рублей. Другие источники – просто слезы, – продолжает рассказ Владимир Житник.

Без каких-то кардинальных мер поселение потеряет несчастные 5 км асфальтированных дорог в райцентре, из-за обилия ям их просто придется засыпать грунтом. Весной по дефектной ведомости уже насчитали 3 млн рублей. Вот и причина повышения градуса недовольства – экономия средств для масштабных проектов выливается в несостоятельность муниципальной власти на поселенческом уровне обеспечить достойный уровень жизни, от этого – недовольство поселения властью всех уровней.

Снежная специфика

В этом году Тегульдет буквально утонул в снегу. Осадков выпало раза в три больше по сравнению с предыдущим годом. Чтобы поселок не затопило, нужно было все средства и силы бросить на очистку кюветов, водопропускных труб, водоотводных каналов. Тегульдетцы созванивались с другими районами: как боретесь? Никак, отвечают в Шегарке, снега мало, проблем нет. В Зырянке тоже нет. А в Парабели завалило. В Кожевникове те же километры, но людей и предприятий значительно больше, а значит, и денег больше в фонде.

– Мы в неравных условиях, – помолчав, произнес глава и повторил: – Мы в страшно неравных условиях с другими районами. Нужен другой подход к главной российской беде. Умный и дифференцированный. Нельзя по одному лекалу решать задачи.

Надежда только на то, что областная власть будет учитывать специфику территорий. Уже понятно, что, исходя из наших условий, нужно вернуться к системе выделения трансфертов. В этом году район выделил впервые за много лет 250 тыс. рублей. Мое предложение – увеличить отчисления с акцизов до 20–30% – в распоряжение территории.

Собака бывает кусачей

Еще одна вечная тема беспокоит главу поселения – собачья. Укусит бродячая собака почтальона, поднимется волна общественного беспокойства и утихнет до следующего раза, ничего кардинально не изменив. Потому что проблема не в собаках, а в людях. Но у городов больше возможностей бороться с проблемой.

– У нас четыре стаи от 5 до 16 особей терроризируют весь поселок, – продолжил Владимир Житник. – Причем деревенские собаки не чета городским. Одичавшие, они могут сознательно охотиться на человека, что и бывает. Но поселение не имеет права стрелять собак, травить, отлавливать. Организация питомников временного содержания для небольших населенных пунктов тоже признана нецелесообразной. Их не трогают, вот собаки и грызут людей безбоязненно.

Область в лице Законодательной думы делегировала свои полномочия, выделила 20 млн руб-лей шести муниципальным образованиям – Северску, Асину, Колпашеву, Томскому району, Томску и Стрежевому на борьбу с бродячими животными. Нашему райцентру – ни копейки.

Необходимо формировать особую политику. Мы не можем брать пример с заграничных весей, где массово стерилизуют и чипируют собак. У нас все по-другому, как в анекдоте: «Из передачи ТВ: 200 собак стерилизовали и выпустили на волю. Потерпевшая: меня собаки не насилуют, они меня едят!»

– Ведь можно же проблему снять, – убежден глава поселения. – Самый простой ход – отстреливать. Жестокий метод, но придумайте другие. Я предложил на IX съезде муниципальных образований на базе созданных и уже функционирующих предприятий по отлову бродячих собак создать мобильные выездные бригады по кустовому принципу. Деньги на оплату их работы найдем, доплаты свои снимем, премиальный фонд снизим. Сэкономим. Приедут специалисты, выполнят работу, отчитаются. Но душа тогда не будет болеть, что людей покусают, а то и хуже.

А с остальными социальными проблемами худо-бедно справимся, главное, чтобы они были в пределах наших полномочий.

Колею, в колее, с колеей…

В последнее время Тегульдетский район с приходом сильного инвестора и восстановления лесопромышленной отрасли стал себя позиционировать как развивающийся регион. День и ночь 50 лесовозов будут вывозить до 3 тыс. кубометров леса в Асино. По дороге. Да-да, именно по той, единственной, местами даже не покрытой гравием. Кто-нибудь из региональных властей, хлопая в ладоши от прогноза количества будущих налогов, подумал, что будет с транспортной доступностью района, если трасса превратится в одну сплошную колею?

Когда статья уже готовилась, выяснилось, что федеральное правительство намерено в ближайшие годы направить дополнительные 100 млрд рублей на социальную поддержку в сельских поселениях. «Деньги на социальное развитие села у нас запланированы, в ближайшие годы мы вложим еще 100 млрд рублей именно в социальную сферу», – сказал премьер на съезде депутатов сельских поселений в Волгограде. Может, что-то из этих средств достанется и маленькому, но гордому Тегульдету?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

14 + шестнадцать =