Так вот ты какой, лось сибирский!

Александровский районный Музей истории и культуры славится своим гостеприимством, о чем хорошо известно не только сельчанам, но и гостям районного центра. Наш музей давно является площадкой для проведения встреч и мероприятий самого разного формата. Но с особенным интересом здесь проходят театрализованные представления, посвященные традиционным национальным праздникам. Один из них – ежегодный «Праздник лося».

Его постоянными гостями, конечно же, являются ханты, но на празднике рады всем.

О том, какую роль в мифологии хантов играет лось, рассказала хозяйка театрализованного мероприятия, по совместительству заведующая музеем Вероника Велиткевич.

– В хантыйских легендах и поверьях лось занимает особое место. У коренных народов он олицетворяет силу, мощь, здоровье, процветание и благополучие. Лось – это талисман и покровитель рода. С этим тотемным животным связаны многие сказания, – поведала Вероника Сергеевна. – Одна из популярных легенд, сохранившихся до сегодняшнего дня, родилась в районе реки Ларьёган. Она гласит: жил старик, который был хорошим охотником. Был у него сын. Старик никому не раскрывал тайны своей удачной охоты. И вот однажды он выследил шестиногого лося – были в древности такие. Долго охотник преследовал зверя. И вот лось уже обессилел. Когда старик выпустил в него стрелу, лось бросил на человека такой тяжелый, словно свинцовый взгляд, что старик окаменел. Из последних сил лось поднялся на ноги, улетел на небо и поднял луну на своих рогах. И теперь говорят, что когда восходит луна, то это лось поднимает ее. С тех пор у истоков Ларьёгана осталась от охотника груда камней… А ханты узнали об этой истории от сына охотника, который незаметно крался за отцом во время погони за шестиногим лосем и видел все, что произошло. Созвездие Большой Медведицы для хантов – это лось, Млечный Путь – это охотник, бегущий на лыжах, а звездочки – шерстинки с охотничьих лыж старика. Особое почитание лося в наших краях сохранилось по сей день.

 После теоретического погружения в тему хантыйской мифологии театрализованное представление перешло в более шумное и веселое русло. Бразды правления в свои руки взяла постоянная участница всех музейных мероприятий национальной тематики и не только Нина Мауль. Она приветствовала гостей на хантыйском языке, поздравив их с «Праздником лося».

– Сегодня здесь собрались мои родные, друзья, подруги. А еще сердце греет то, что у нас новые гости, – сказала Нина Леонидовна. – И мне очень приятно, что всякий раз нас становится больше и больше. Хорошо, что на праздник пришли не только взрослые, но и дети.

А дальше, как это иногда бывает в настоящем театре, по ходу пьесы появились персонажи, уж очень далекие от хантыйских легенд, но хорошо известные всем современным взрослым и детям. Внезапно, словно из ниоткуда, стремительно ворвался в музейное пространство Карлсон. Он, естественно, совсем ничего не знал ни об Александровском районе, ни о Музее истории и культуры, и уж тем более о «Празднике лося». Да и, собственно, кто такой лось и с чем его едят, Карлсон тоже не знал. Дети – Иван Коробейников и Соня Скирневская – попытались рассказать ему о природе родного края, о богатстве его животного и растительного мира, но не тут-то было: сказочного персонажа гораздо больше интересовал другой, более важный для него вопрос: угостят ли его вареньем? И все-таки дети сначала рассказали ему о том, какие ягоды произрастают в Александровском районе, показали, как их здесь собирают, научили правилам поведения в лесу. Судя по переполнявшим Карлсона радостным эмоциям, ему очень понравился поход за ягодами. Но сладкую ягодную историю изрядно подпортили комары, которых в нашем северном краю видимо-невидимо. Как им можно противостоять, детей, да и взрослых тоже, научила Нина Мауль. Нина Леонидовна со свойственной ей эмоциональностью подробно рассказала о видах обитающих здесь комаров, о том, с какого расстояния они чувствуют свою жертву, и много другой полезной, любопытной и занимательной информации.

Финальная часть театрализованного действа была музыкальной. Специально для этого праздника свое авторское выступление подготовила Валентина Мырченко, едва ли не единственная в районе исполнительница национальных песен. В нарядной хантыйской одежде она спела песню, которую написал ее отец Захар Пырчин, имя которого хорошо помнят старожилы, а его фото украшает музейную экспозицию, посвященную хантам. Знатным был охотником Захар Данилович, большим любителем игры на баяне, да и просто очень хорошим человеком.

Ценный подарок музею преподнесла семья Мауль – зуб небольшого мамонта. Эту удивительную находку обнаружил сын Нины Леонидовны, Егор, в районе Катыльги.

Ну а какой же праздник без щедрого застолья с национальными блюдами! Хозяева угощали ухой, пирогами с рыбой и брусникой. Спасибо лосю за праздник!

Анна Власян

Фото автора

 

* * *

На защите здоровья, на службе театру

Много лет александровский театральный коллектив «ВЕЛАМЕН» носит звание народного, подтверждая, что играют в нем не просто самодеятельные, а действительно уникальные для сельской глубинки артисты. Один из них – Андрей Буров.

Сейчас уже и не скажешь, кто Андрей Геннадьевич больше – врач-офтальмолог Александровской районной больницы или артист театра «ВЕЛАМЕН». Так тесно вплелись в его жизнь два любимых дела.

В 1986 году он приехал в Александровское молодым врачом. Томич,  горожанин, он полюбил село, этот северный край всей душой и решил осесть здесь навсегда. К сегодняшнему дню медицинский стаж Бурова насчитывает 33 года. Театр же вошел в его жизнь 13 лет назад, когда он впервые вышел на сцену в спектакле «Любовь и голуби» в роли деда Митяя. Именно Андрея Геннадьевича в этом амплуа увидела режиссер Елена Чеботару. Не один год уговаривала выйти на сцену, и совсем не сразу у нее это получилось. Но талант режиссера народного театра заключается как раз в том, чтобы помочь обычному человеку раскрыться и сделать шаг в неизведанное, несмотря на его страхи и предубеждения. Сыграл-таки Андрей Буров роль деда Митяя.

– До сих пор переживаю, когда вспоминаю свой первый выход на сцену, – делится воспоминаниями Андрей Геннадьевич. – Руки тряслись, ноги не слушались, голос дрожал. Правда, у меня волнение проявляется не как у большинства людей. Достаточно было произнести первые три-четыре фразы – и все пошло как по маслу. А вот после спектакля было то, что у других артистов бывает перед началом выступления: в прямом смысле колотило.

– Так уж получилось, что до театральной постановки я ни разу не смотрел фильм «Любовь и голуби», – продолжает любимец публики. – Но после спектакля посмотрел и сделал вывод, что сыграл вполне достойно, как говорится, не повредил хрестоматийному образу, созданному настоящим мастером Сергеем Юрским.

«Любовь и голуби» повторили на сцене РДК через 15 лет, в юбилей театра «ВЕЛАМЕН» и в год, когда коллектив подтверждал звание народного театра. Сыграли тем же составом. И получилось так, что все артисты исполнили свои роли как в первый раз, практически ничего не поменяв.

Довелось играть и других персонажей, известных не столько по сцене, сколько из кино. Это важный опыт, считает Андрей Геннадьевич, потому что, сравнивая, учишься. В спектакле «Тетушка из Бразилии» Буров исполнил роль судьи Кригса, которую в киноленте «Здравствуйте, я ваша тетя!» сыграл Армен Джигарханян.

У каждого таланта есть свои поклонники. Для Андрея Бурова высшей похвалой стал такой случай. Как-то он пришел в театр в качестве зрителя и занял свое место в зале.  Окружающие удивились: «А вы почему не за кулисами? Вы сегодня не играете?» Когда услышали отрицательный ответ, даже слегка расстроились: «А ведь мы пришли посмотреть именно на вас».

– Зрители ходят на Бурова! Меня это просто поразило, извините за нескромность, – с благодарностью к поклонникам говорит артист. – Это значит, что я действительно чего-то достиг. Не считаю себя большим артистом, но такое отношение очень приятно.

И все-таки человек не может просто так взять и выйти на сцену. Должно быть что-то или в душе, или в характере, или в генах. Андрей Геннадьевич считает, что с театром его связала основная профессия.

– Выйти на сцену и убедить зрителя своей игрой – это подобно тому, как врач помогает пациенту настроиться на скорое выздоровление, – объясняет собеседник. – Говоря образно, как врач, я лечу тело, как артист сцены, я стараюсь вылечить душу. Особенно это проявляется в спектаклях о войне.

Роль старшины Федота Васькова в постановке «А зори здесь тихие» – самая эмоциональная и тяжелая для Андрея Геннадь­евича. Все артисты сыграли так, что зрители не могли сдержать слез, а некоторым пришлось прямо в зале принимать лекарства, понижающие артериальное давление. Не это ли говорит о высоком уровне провинциальных самодеятельных актеров?

– Мы все переживали. Девушки в последней сцене рыдали так, как будто  действительно проживали последний момент своей жизни. Вот так глубоко прочувствовали они своих героинь.

Оценить драматическое мастерство артистов театра «ВЕЛАМЕН» смогли и жители соседнего Стрежевого. В нефтеграде александровцы показали сцену из романа «Собор Парижской Богоматери», и тоже успешно, зал аплодировал стоя, выкрикивая: «Браво!»

– Потраченное время, наставления, а нередко и острая критика режиссера, минуты разочарования – все это окупается благодарностью зрителей, – говорит артист.

Буров не только врач и театрал. Он еще и семьянин. Супруга Татьяна Петровна с пониманием относится к тому, что иногда из-за репетиций приходится менять семейные планы. Она тоже является поклонницей актера Бурова. К постановкам тоже сопричастна, так как помогает мужу разучивать сцены. 

Сила театра состоит в том, что это коллективный вид искусства. В одно гармоничное целое соединяется творческая работа артистов, режиссеров, музыкантов, декораторов… Андрей Буров с огромным уважением относится ко всем коллегам, хотя соперничество, присущее творческим людям, не чуждо и провинциальным артистам.

– Но это рабочие моменты, – говорит он. – Мы дружный, сплоченный коллектив, объединенный талантом нашего режиссера Елены Чеботару.

«ВЕЛОМЕН» – трижды народный театр. Столько раз он подтверждал свое звание. А это значит, что все его артисты – трижды народные.

– Всем актерам доставляет удовольствие выйти на сцену и показать свою игру. Но самое замечательное заключается в том, что зрителям это тоже доставляет не меньшее удовольствие, – подытожил беседу Андрей Геннадьевич.

Иван Москвин

Фото из архива театра  «ВЕЛАМЕН»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 5 = 1