О театре без грима

Открытие Года театра должно было стать одним из знаменательных событий в культурной жизни асиновцев, но, увы, не оправдало ожиданий. Не претендуя на права профессио­нального критика, я оцениваю это мероприятие как рядовой, но откровенный зритель.

Все начинается с вешалки

Афиша обещала «таинственную театральную атмосферу», а также участие в интерактивных площадках и тематических мастер-классах. Для этого и созывали народ за час до начала официальной церемонии. В фойе действительно стояла стилизованная билетная касса и прилавок кафетерия, где вновь прибывших гостей угощали бутербродами. За стойками – улыбчивые девчата в соответствующих нарядах. Симпатичная задумка в стиле ретро. Однако это не было частью какого-то театрализованного действа, потому зрители с интересом поглядывали на антураж… и спешили себе мимо.

В зале публику ждали мастер-классы. К театру здесь имело отношение разве что предложение вырезать из бумаги карнавальную маску, усы или шляпку, чтобы затем насадить их на палочку и сделать забавные селфи. Далее желающие могли смастерить оберег из бересты или детскую заколку из атласной ленточки.

Мне часто приходится посещать культурные мероприятия, и подобные мастер-классы, признаться, уже набили оскомину. Еще два столика занимали рукотворная бижутерия и поделки из полимерной глины, выставленные на продажу. Список  развлечений завершала экспозиция КТК «Сибирская усадьба М.А. Лампсакова». Работники культурно-туристического комплекса, облаченные в форму времен Гражданской войны, демонстрировали старые врачебные инструменты и раздавали рекомендации, распечатанные на листочках.

Площадки большей частью пустовали: собравшиеся загодя зрители предпочитали отсиживаться на диванчиках в фойе или в полумраке зрительного зала. От нечего делать составила им компанию. Появилось время задуматься, почему открытие Года театра назначили именно на 23 февраля – День защитника Отечества? Ведь в этот день в городе традиционно проводятся массовые спортивные мероприятия. Логики так и не нашла.

 

«Догадайся, мол, сама…»

Сама торжественная церемония открытия Года театра прошла ярко и динамично. В костюмированном флешмобе приняли участие работники культуры и воспитанники детских творческих коллективов. Выступил начальник управления культуры, спорта и молодежи Сергей Ефименко.

Главным событием вечера стал спектакль хорового театра «Академия» Кемеровского государственного института культуры. Асиновцы увидели постановку «Я – МЫ» – театральный эксперимент, соединяющий в себе вокальное и театральное искусство. Выступление артистов было на высоте. Спектакль заслуживает только лестных отзывов. Не зря труппа является обладателем высшей награды Всемирной ассоциации международных фестивалей и конкурсов. А вот сама идея открыть Год театра в России на английском языке представляется несколько странной. В основу спектакля легли произведения Боба Чилкотта («Маленькая джазовая месса») и композиторов голландской группы Epica, играющей музыку в стиле симфоник-метал.

«Сложнейшее действо приведет зрителей в особый мир художественных образов и расскажет о метаморфозах человеческой души и тела в обстоятельствах взаимодействия с обществом, временем и Богом», – звучало в рекламе. Сомневаюсь, что зритель понял все происходящее на сцене. Организаторы не подумали о подготовке либретто или хотя бы о том, чтобы предварительно дать со сцены необходимые пояснения. Тогда и удовольствие от просмотра могло быть более полным.

 

* * *

«Собаки-якудза» в стиле Тарантино

Закрытие XXVII фестиваля ДШИ «Вечера на Садовой» ознаменовалось экспериментальной театральной премьерой «Собаки-якудза». Интригующее название заставило зрителя гадать, что он увидит на сцене. Спектакль превзошел все ожидания. Зал аплодировал стоя и вызывал артистов на бис.

Приветствуя публику, режиссер Владимир Бахарев рассказал, что аниме-пьеса современного драматурга Юрия Клавдиева заинтересовала и его, и ребят, но уже несколько лет лежала в ящике стола:

– Прежде чем замахнуться на эту работу, нам нужно было созреть, подрасти в плане актерского мастерства и чисто физически. Такой день настал.

Пьеса «Собаки-якудза» о том, как трудно отвоевать право на личную свободу и как непросто выживать в большом городе, где каждый день совершается миллион преступлений. Герои истории – городские псы, существующие по суровым законам стаи. В центре сюжета – Свен, которого бросил хозяин. Ему предстоит научиться жить на улице, стать членом одной из группировок или сохранить индивидуальность, пусть даже ценой собственной жизни.

Режиссер талантливо воссоздал урбанистический реализм сегодняшнего дня и галлюциногенный мир поколения фэнтези и компьютера. В спектакле задействованы почти 40 человек. Атмосферу и настроение умело передают музыка, танцевальные фрагменты, сцены драк в стиле японских боев на палках. Обычно над подобными спектаклями работает целая постановочная группа: художники по гриму и костюмам, хореограф, звукорежиссер и прочая, и прочая, и прочая…

Владимир Бахарев со всеми задачами справился в одиночку:

– Мне было важно использовать музыкальные композиции, которые сегодня звучат в наушниках нашей молодежи. Парни и девчата скидывали мне свои плей-листы – рок, рэп и блюз, я слушал, подбирал. Приятно, что после премьеры многие ребята писали мне в социальных сетях, спрашивали названия песен и групп. Значит, в точку попал!

 В самую точку попали и образы персонажей, выдержанные в стиле панк-рок. Косухи, металлические цепи, пряди волос ядовитого цвета, дерзкий грим. Каждый образ актеры придумывали и создавали сообща. По всему видно, что работа над спектаклем и само выступление доставляли творческой команде массу удовольствия. То, что молодежная аудитория примет на ура экспериментальную постановку, было ясно уже на этапе репетиций, когда в зал проникали незваные гости, день ото дня их становилось все больше. Работа шла в авральном режиме и заняла немногим больше месяца.

Главную роль исполнил Антон Авдеев. Главаря банды Гора сыграл Евгений Нуриев, его телохранителей Рыжую и Карего – Ирина Лудищева и Станислав Гоголинский. В образе главаря Бакса – Дмитрий Мотовников. Его телохранитель Принц – Евгений Мельник. Атос, смотритель ночлежки, – Николай Фурсов. Кошка – Арина Лебедева. Возлюбленная Свена, такса Ненси, – Маргарита Мягченкова. Друзья дворняги – Руслан Кузнецов и Сева Семенов. Это основные герои пьесы, но в общем составе участников трудно выделить заслугу одного актера, ведь история сложилась, как пазл, благодаря игре каждого персонажа.

Получился молодой, честный и жесткий спектакль. В зверином мире проглядывается наш – порой безнравственный, жестокий, циничный. Но впечатление все равно осталось светлое и восхитительное благодаря талантливейшей игре ребят, их эмоциям, уверенности и искренности. Браво!

 

 

«Эй ты, – здравствуй!»

В нашем городе скоро произойдет уникальное событие. На сцене Дома культуры «Восток» состоится премьера спектакля в постановке начинающего режиссера, нашей землячки, выпускницы Кемеровского института культуры Анастасии Ревнивец.

Настя яркая, непосредственная и очень талантливая девушка. Ее имя не раз попадало на страницы районной прессы. В 2014 году она стала первой победительницей пилотного проекта редакции «Мисс «Диссонанс», позже мы публиковали статью о ее жизни в китайской провинции. И вот новый замечательный повод.

Анастасия окончила хореографическое отделение Асиновской ДШИ, была постоянной участницей городской самодеятельности, часто выступала и гастролировала в составе труппы театрального отделения. Пример увлеченного своим делом педагога Владимира Бахарева вдохновил ее на выбор творческой профессии. Анастасия Ревнивец без пяти минут руководитель любительского театра, обладательница красного диплома. За четыре года учебы она на «отлично» сдала целый ряд дисциплин: режиссуру, историю театра, актерское мастерство и прочее. Дипломный спектакль по пьесе Геннадия Мамлина «Эй ты, – здравствуй!» станет последним экзаменом.

– Студенты сами выбирают материал для дебютной постановки, сами находят актеров, продумывают декорации и костюмы, – рассказывает Анастасия Ревнивец. – Изначально я хотела воплотить на сцене повесть Дины Рубиной «Когда же пойдет снег?». Невероятно сильная и трогательная история с волшебной атмосферой зимней сказки и поразительной правдивостью. Однако это оказалось слишком емкой работой, чтобы успеть уложиться в два месяца. Я оставила ее на будущее. Пьесу «Эй ты, – здравствуй!» мне посоветовал мой наставник Владимир Бахарев. Она идеально подходит для малой сцены, поскольку камерная и заключена в диалогах между двумя героями. Сценарий хоть и написан в 1969 году, но поднимает вопросы, которые актуальны во все времена. Зарождение первой любви, формирование человеческой души, поиск своего места в мире, столкновение двух принципиально разных жизненных позиций. Потребовалось изменить лишь некоторые детали, чтобы придать истории современное звучание, перенести ее в наши дни.

Главные роли – встретившихся на морском курорте подростков Машки и Валерки – исполнят учащиеся ДШИ Антон Авдеев и Арина Лебедева. Постановка рассчитана на зрителя от 12 лет и старше. По мнению режиссера, современным мальчикам и девочкам, юношам и девушкам, которые все чаще знакомятся, общаются и даже влюбляются через Интернет, полезно посмотреть, как складываются живые отношения, почувствовать ценность простого и естественного существования человека.

– В спектакле использовано минимум декораций, – поделилась Анастасия. – Папа помог мне спроектировать и построить двухстороннюю лестницу с площадкой посередине. Лестница и три куба – весь антураж. Но я использовала много образных символов, которые помогут зрителю раскрыть транслируемые актерами чувства и смыслы.

И все эти находки авторские. По признанию режиссера, она намеренно не смотрела ни одной постановки данной пьесы и не читала рецензий и отзывов, чтобы ненароком не повториться, не воспользоваться чужой идеей.

Когда она рассказывает о постановке пьесы, ее глаза сияют, а слова опережают мысли. И становился очевидным, что в эту работу вложено не просто старание, а вся радость истинного творчества, и сердце, и душа. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

85 − = 80