Городские депутаты обсудили вопросы социальной адаптации инвалидов

gorodskaya-duma

Социальная адаптация инвалидов и людей с ограниченными возможностями была предметом обсуждения городских депутатов – членов комитета по социальным вопросам. Насколько эффективно работала в этом направлении администрация Томска в минувшем году и на что нужно обратить внимание в будущем? Почему особенных детей в общеобразовательных школах – единицы? Зачем пандусы, если они не используются? Как ребенку-инвалиду получить музыкальное образование? Отвечать пришлось начальнику управления социальной политики Галине Маракулиной. Впрочем, депутаты признают – она к своей работе относится не как чиновник, а как болеющий за дело человек.

Все невозможное возможно?

Судя по официальному докладу, в Томске ситуация с формированием доступной среды едва ли не идеальная. Но почему-то инвалидов на наших улицах почти не видно, отмечают депутаты.

По словам председателя Думы, городскую среду пока нельзя назвать доброжелательной к человеку с ограниченными возможностями. Тем не менее мы идем в верном направлении, уверен спикер. Еще десять лет назад наши маломобильные граждане были вообще заперты в четырех стенах.

– Важно дать человеку свободу, чтобы он мог выйти из дома, воспользоваться всеми благами, доступными горожанам, посетить общественные места, в том числе новые. К сожалению, пока наша городская среда хромает, – констатирует Сергей Панов. – Какие проблемы в обеспечении доступности сегодня? Назовите самые острые вопросы.

– Они все острые, – признается начальник управления.

Формирование доступной среды – процесс сложный и долгий, считает Маракулина. Например, съезд с тротуара на дорогу – типовой барьер для инвалида-колясочника. Или желтый знак на стеклянной двери для слабовидящего человека. Мы, зрячие, когда-нибудь видели такое? И так во многом. Да, наносится специальная разметка, имеется низкопольный транспорт, «говорящие» светофоры, спецместа для инвалидов на стоянках, но говорить о среде в целом пока рано.

Пандусами оборудованы все школы, об инклюзивном обучении не говорит только ленивый. Но реально из всех общеобразовательных школ оно внедрено только в 54-й, где директорствует депутат прошлого созыва Лариса Самохвалова, отмечает председатель комитета Алексей Балановский. Почему так? Увы, разводит руками Галина Маракулина, это выбор родителей. До школы нужно еще добраться…

Инициатива приветствуется

Хотя есть и обратные примеры. Общественная организация родителей детей-аутистов «Аура» предлагает организовать обучение по принципу мягкой инклюзии, рассказывает депутат Лариса Сорокова. Вопрос упирается в финансы.

Но еще и в личную инициативу, считает Алексей Балановский.

– Если одна школа решится на такой эксперимент – почему нет?

Алексей Павлович спрашивает, готовы ли работать с особенными детьми педагоги дополнительного образования.– Насколько я знаю, средства на их обучение не заложены. Планируется ли внесение изменений в бюджет?

– Да, в этом году – 40 тысяч, – отвечает Маракулина.

– А скажите, пожалуйста, – включается в дискуссию Наталья Богданова, – имеется ли сайт с информацией для детей с ограниченными возможностями: какие кружки, секции и отдельные мероприятия им доступны?

Ответ: отдельного сайта нет, но сведения можно почерпнуть на сайтах департамента образования, департамента соцзащиты и так далее. Депутата ответ явно не удовлетворяет.

– Каким образом ребенок-колясочник может получить музыкальное образование, если ни в одной музыкальной школе нет пандуса? Ведется ли мониторинг – сколько детей с ограниченными возможностями учится музыке, живописи?

– Нет, но это можно сделать. Мы изучим этот вопрос.

Думский глава вступается за начальника департамента соцзащиты:

– Мероприятий для людей с ограниченными возможностями намного больше, чем мы себе представляем.

– Их действительно очень много, и самых разноплановых, – поддерживает коллегу Алексей Балановский.

– Надо, чтобы СМИ их активнее освещали, – внесла свою лепту Лариса Сорокова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 × три =