Гость редакции — митрополит Ростислав: о вере, церкви и власти

На митрополита возложена ответственность за координацию действий двух епархий: Томской (104 прихода, 90 священнослужителей) и Колпашевской (31 приход, 40 священнослужителей).

Спустя несколько дней после возведения в сан митрополита владыка Ростислав стал гостем редакции «ТН». Журналисты спрашивали пастыря о его новых заботах, о настоящем и будущем Томской митрополии, о взаимоотношениях церкви и власти.


Владыка Ростислав в редакции газеты "ТН"

Встреча в новом качестве

У вас, владыка, сегодня состоялась встреча с губернатором. Чему она была посвящена и как в целом складываются взаимоотношения церкви с местной властью?

– Встреча носила особый характер, отчасти торжественный, отчасти деловой. Это была первая встреча после создания Томской митрополии, моего возведения в сан митрополита и рукоположения нового епископа Колпашевского и Стрежевского Силуана. Мы сочли своим долгом представиться в новом качестве главе региона. У нас есть вопросы, которые мы можем решить только совместно. Прежде всего это задачи, связанные с духовно-нравственным воспитанием, с сохранением и восстановлением духовно-исторических и культурных памятников. Чтобы это осуществить, как раз необходимо взаимодействие власти и церкви. Кроме того, в регионе сложилось, что многие духовно-нравственные мероприятия традиционно проводятся совместно церковью, общественностью и представителями власти. Одним из таких важных мероприятий стали Духовно-исторические чтения памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, которые в этом году будут проходить в Томской области уже 23-й раз. Кстати, в Москве и других регионах порядковый номер таких чтений уступает нашему. У нас они превратились в масштабные мероприятия с широким участием людей. Вот о таких мероприятиях мы и говорили с губернатором.

Кирилло-Мефодиевские чтения в этом году будут проходить в Томской области уже 23-й раз. Даже в Москве порядковый номер таких чтений уступает нашему.

Вопросы, связанные с Колпашевской епархией, тоже поднимали?

— Поднимали. Я сегодня мысленно ставлю себя на место епископа Силуана и вспоминаю, как я сам почти 15 лет назад прибыл в Томск, где епархия только-только возникла, не было ничего обустроено, и пришлось размещать епархиальное ведомство в тесных помещениях.

Однажды мне нанес визит тогдашний генеральный директор СХК Ларин. Будучи человеком плотной комплекции, он никак не мог протиснуться через узкую дверь, ведущую в мой кабинет. И пошутил очень остроумно, проявив знание Священного писания: «Узки врата и тесен путь в Царствие небесное».

Областная власть проявила участие в жизни новообразованной Томской епархии и выделила помещения, в которых епархия располагается и сегодня. Сейчас епископу Силуану приходится начинать практически с того же, с чего начинал я.

Что из себя представляет сегодня Колпашевская епархия?

– В Колпашевском районе два храма. Один в поселке Тогур, он является историческим памятником федерального значения. А в самом Колпашеве храм располагается в приспособленном здании, которое еще 20 лет назад было признано полностью изношенным. Параллельно в последние годы строился новый храм, его возведение стало поистине делом всенародным. Хотели завершить строительство к созданию епархии. Не успели. Сейчас лучшие московские иконописцы пишут иконы для иконостаса. Надо будет еще решить вопрос со зданием для епархиального управления. На встрече с губернатором мы заручились его обещанием поддержать нас в решении задач, стоящих перед новообразованной епархией.

Логика жизни

Почему возникла необходимость образования Томской митрополии?

— Образование на территории Томской области митрополии и еще одной епархии явилось логическим продолжением того процесса, который начался еще на рубеже XVI–XVII веков. Когда первые русские переселенцы стали осваивать Сибирь, епархия простиралась от Урала до Тихого океана с центром в Тобольске. Территория была настолько огромной, что священники зачастую ни разу в жизни не видели своего епископа.

Затем пошли процессы епархиального разукрупнения. В 1834 году было принято решение Синода о создании Томской епархии. К революции 1917 года в нее входили нынешние Кемеровская, Новосибирская области, Алтайский край. Ставился вопрос о разделении на Томскую и Алтайскую епархии. Но началась революция, и стало не до этого. В 1937 году по Томской епархии был нанесен сокрушительный удар: епископ был расстрелян, последняя церковь закрыта. В 1944–1945 годах инициировалось создание приходов, но они вошли в Новосибирскую епархию. Такая ситуация сохранялась до 90-х годов XX века. Но после празднования тысячелетия крещения Руси народ стал массово возвращаться к церкви, государственная политика тоже изменилась, и тогдашний святейший патриарх Алексий II инициировал образование нескольких новых епархий в Сибири. Так была образована Томская епархия. Храмы продолжали открываться, в них приходили новые и новые люди.

То есть образование митрополии – это следствие роста числа прихожан?

– Да, это прямое следствие умножения числа людей, приходящих в храмы. И следствие иных задач, вставших перед церковью. В настоящее время те люди, которые приходят в храм, желают не просто поставить свечу или подать заздравную или заупокойную записку, но желают как можно больше узнать про свою веру. Их запрос состоит в том, что при храмах надо создавать какие-то просветительские и культурные центры, библиотеки, музеи. Это требует организационной работы со стороны церкви. Управлять этими процессами из Томска сложно, поэтому и было принято решение о создании второй епархии. А для координации действий двух епархий на территории одного субъекта Федерации образована митрополия. На меня, как митрополита, возложена ответственность за координацию действий.

Деликатная статистика

Церковь как-то считает своих прихожан? И можно ли сравнить: год назад было столько-то, а сейчас столько-то?

— К сожалению, статистику вести крайне трудно, потому что не очень понятно, кого считать прихожанами. Православным христианином является всякий человек, который прошел православное крещение и согласен с учением православной церкви.

Если считать нашей паствой всех, кто принял святое крещение, то получится чуть ли не 90% жителей области. Но далеко не каждый крещеный человек является прихожанином. Есть люди, которые бывают в храме лишь дважды – когда принимают крещение и когда в храм приносят их бездыханное тело.

Но мы можем с уверенностью говорить о том, что количество граждан, посещающих храмы, год от года возрастает. Об этом можно судить не только по заполненности церквей, но и по формальным параметрам. Например, в последние полтора года мы стали выпускать к Рождеству Христову и Пасхе духовно-просветительские листки, в которых объясняются наиболее значимые истины христианской веры, и раздавать их всем, кто заходит в храм. В последний раз тираж был 50 тысяч, он разошелся в несколько часов.

Каждый человек с чего-то должен начинать свой путь к вере. Но церковь не просто принимает каждого человека таким, какой он есть, а делает посильный шаг навстречу.

У каждого свой путь к Богу

Сегодня можно встретить людей, которые знают «Символ веры», а в храм не ходят. С другой стороны, храмы посещает много малопросвещенных, но искренне верующих…

— Православная паства очень разнообразна. Среди прихожан есть воцерковленные люди, которые хорошо знают Священное писание, регулярно посещают богослужения, исполняют требования церковных канонов, но есть и прихожане, которые делают только первые шаги к церковной жизни. В связи с этим хотел бы вспомнить древнюю китайскую мудрость: великий путь преодолевается с первого шага. Каждый человек с чего-то должен начинать свой путь к вере. Но церковь не просто принимает каждого человека таким, какой он есть, а делает посильный шаг навстречу.

В последнее время церковь стала более активно заниматься с людьми, которые недостаточно воцерковлены. Сейчас во всех храмах Томской митрополии перед таинством крещения обязательно проводится огласительная беседа с людьми, которые желают окреститься сами либо окрестить своих детей. Сначала такие беседы проводились в нескольких храмах, а с 2011 года подобные беседы были признаны обязательными Архиерейским собором для всей православной церкви.

При всех приходах существуют воскресные детские школы. Открываются подобные школы и для взрослых. В просветительской, культурной деятельности, в государственно-духовных мероприятиях большую активность проявляет наша молодежь. Например, в проведении Дня православной книги, Дня святых Петра и Февронии, который государство объявило Днем супружеской верности и любви. Кроме того, при многих приходах открываются молодежные клубы, в которых собираются бывшие воспитанники воскресных школ и под руководством духовников проводят обсуждение каких-то актуальных тем. Например, при Богоявленском соборе создан центр под названием «Светлое кино», где идет просмотр фильмов с последующим обсуждением.

Можно назвать несколько фильмов, которые обсуждались?

– «Остров», «Раскол», «Спас под березами»… Это не обязательно фильмы про церковь, главное, чтобы в них была заложена духовно-нравственная идея.

Заботы церкви

Почему не строятся храмы в густонаселенных микрорайонах Томска?

– Вопрос со строительством храмов в микрорайонах, которые активно застраиваются, нас тоже беспокоит. В настоящее время совместно с городской администрацией мы разрабатываем программу резервирования земельных участков под новые храмы. Существующие жилые микрорайоны настолько плотно застроены, что разместить там храм невозможно. А если и остался свободный клочок земли, то это либо сквер, либо детская площадка. Теперь мы будем решать вопрос на опережение.

Недавно появилось радио «Благовест». В чем его задача?

– Слово – это то служение, которое было заповедано церкви Господом нашим Иисусом Христом. Как для журналистов, так и для церкви слово – главное орудие труда. Мы используем все доступные средства, чтобы донесли слово Божье до как можно большего количества людей. А поскольку паства разбросана по огромной территории, проще всего организовать радиовещание.

Вы отслеживаете, насколько качественно в школах светскими учителями преподаются основы православной культуры?

– Стараемся. Познакомились со всеми преподавателями. Для тех учителей, которые не очень уверенно чувствовали себя в этом предмете, проводили и продолжаем проводить определенные курсы либо у нас, либо на их территории, очень много таких встреч было проведено на базе Томской духовной семинарии. Кроме того, хорошим подспорьем и учителям, и детям является наш церковный музей, где собрана уникальная коллекция старинных икон, книг, нумизматическая подборка подлинных монет, выпущенных при земной жизни Христа Спасителя: серебреники – такая мелкая монета была отпечатана во времена Понтия Пилата, лепты вдовицы – во время правления Ирода Великого.

Люди, которые сегодня приходят в храм, желают не просто поставить свечу, а как можно больше узнать про свою веру.

Очарованный Сергием Радонежским

Одна из ваших задач — сохранять старые храмы и строить новые. А сами вы в каком томском храме больше всего любите бывать?

– Особенно близок мне храм Преподобного Сергия Радонежского на Черемошниках. Мне он близок в силу того имени, которым наречен. С этим святым очень многое связано в моей жизни. Я и к Богу окончательно пришел благодаря многократному посещению Троице-Сергиевой лавры – святой обители, основанной преподобным Сергием. Лавра стала для меня родным домом. Моим монашеским послушанием было заведование одним из музеев Московской духовной академии, это было близко моему сердцу. И когда в 1993 году совершенно неожиданно Священный синод принял решение о назначении меня епископом, для меня открылся совершенно новый вид деятельности, в котором я не имел никакого опыта. Мне тогда только-только исполнилось 30 лет. Я пытался убедить членов Синода, что к такому служению пока не очень готов. Но Синод был непреклонен. Первой моей епископской кафедрой стала Магаданская. Просыпался утром и видел за окном не колокольни Троице-Сергиевой лавры, а магаданские сопки. Когда прибыл в Томск, сразу же нашел храм Сергия Радонежского и прилепился к нему душой.

В Томск уже легче было переезжать?

– Говорят, что человек привыкает к любым условиям. Первоначально, когда мне позвонил ныне покойный святейший патриарх Алексий II и сообщил, что есть необходимость замещения руководителя Томской епископской кафедры, я принял такое предложение без особого восторга. У меня было много задумок по развитию Магаданской епархии. Но, когда прибыл сюда, первое, что согрело душу, это то, что Томск оказался городом с историей и традициями, в том числе и религиозными. Здесь увидел старинные храмы, старинный монастырь, ничего подобного в Магадане не было. Сейчас за почти за 15 лет я полюбил этот город и считаю себя томичом.

Справка «ТН»: Митрополит Томский и Асиновский Ростислав (Сергей Николаевич Девятов) родился в 1963 году в городе Кимры Калининской области в семье рабочих. Учился в строительном училище, после окончания которого работал в ремонтно-строительном управлении. Служил в Советской армии. После демобилизации нес послушание келейника в Тверской области.В 1988 году окончил Московскую духовную семинарию, в 1992-м Московскую духовную академию, преподавал в МДС. В 1993 году возведен в сан архимандрита, в том же году назначен епископом Магаданским и Чукотским. В 1998-м возглавил Томскую епархию. Ректор Томской духовной семинарии. В 2004 году возведен в сан архиепископа. Решением Священного синода от 12 марта 2013 года назначен главой Томской митрополии, 24 марта возведен в сан митрополита.

Фото: Максим Кузьмин и из архива «ТН».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семь − 3 =