Государственная жилищная инспекция подвела итоги

Смена управляющей компании – процесс зачастую болезненный. Так, 30 января в доме по ул. 79-й Гв. дивизии, 6, некие рабочие сменили замки на входах в подвальные помещения, сняли вывеску УК «Стройсоюз», в управлении которой находится многоэтажка, взамен демонтированной прикрепив новую – УК «Управдом». Некоторые жильцы посчитали, что речь идет о рейдерском захвате жилого объекта и вызвали полицию... У нас появилась возможность не только проверять легитимность создания ТСЖ, избрания его председателя, но и в случае неустранения нарушений ликвидировать такое ТСЖ в судебном порядке.

– В целом в инспекцию поступило 1 807 обращений, в том числе 141 коллективное, – рассказывает начальник инспекции Анатолий Бочаров, – выявлено 1 666 правонарушений, 247 физических, должностных и юридических лица привлечено к административной ответственности. В бюджеты органов местного самоуправления по штрафам перечислено более 898 тыс. рублей.

 

На что жалуются

– С какими вопросами чаще обращаются граждане?

– Безусловным лидером всех обращений являются жалобы на работу управляющих компаний. Таких обращений в инспекцию от общего количества ежегодно фиксируем более 50%. Если структурировать данные обращения в количественном выражении, то приоритет можно выстроить следующим образом: нарушения, связанные с несоблюдением правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, целевого расходования средств собственников, правильности начислений, предоставления информации о своей деятельности и т.д. Если посмотреть жалобы по сезонности обращений, то, как правило, осенью это несоблюдение сроков подачи тепла в жилые дома, зимой – нарушения температурного режима в квартирах, весной – уборка снега, сосулек, летом – протечки кровель, обращения, связанные с отсутствием горячего водоснабжения и т.д.

В целом видно, что все эти вопросы непосредственно связаны с функционированием систем жизнеобеспечения и являются достаточно актуальными в связи с тем, что в разной степени касаются практически каждого.

Вопросы контроля за соблюдением правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, стандартов качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг решаются достаточно оперативно. Здесь мы тесно взаимодействуем не только с УК, ресурсоснабжающими организациями, но и с собственниками, с советами многоквартирных домов, так как именно они являются заказчиками услуг. Обращения, связанные с целевым расходованием средств, правильностью начислений, не относятся к компетенции инспекции. Но в любом случае заявителю дается ответ о порядке их рассмотрения.

Ключ решения проблем – взаимодействие

– В чем заключается такое взаимодействие?

– На каждую услугу федеральными нормативными правовыми актами установлен стандарт. Например, температура воздуха в помещении, температура горячей воды, давление в сети и точке разбора и т.д. Следовательно, лица, ответственные за содержание общего имущества собственников, обязаны его соблюдать. Но есть и другая сторона медали: согласно Жилищному кодексу все работы, связанные с содержанием и ремонтом общего имущества собственников, должны выполняться исключительно по решению общего собрания собственников. Связываемся с представителями собственников – советом дома, домовыми комитетами, уточняем ситуацию, выслушиваем их мнение.

– Не совсем понятно. Если есть стандарт, но отсутствует решение общего собрания, то этот стандарт не может быть исполнен. Зачем тогда он нужен?

– Необходимо признать, что действующее законодательство в жилищно-коммунальной сфере крайне несовершенно, в связи с чем нам приходится достаточно часто разруливать многие вопросы практически в ручном режиме. Тем не менее и в этой ситуации грамотно организовать взаимодействие между заказчиками услуг и исполнителями можно, и таких примеров много.

Если есть нарушения со стороны ресурсоснабжающей организации или УК, то это дело поправимое. Такое нарушение будет по предписанию инспекции устранено силами виновной стороны. Но есть и другие моменты, например дом построен и введен в эксплуатацию менее года назад, а в нем уже обнаружились проблемы: промерзают стены, течет кровля. При таких ситуациях вины обслуживающей организации нет, налицо строительный брак, при этом мы имеем нарушение стандарта. Как быть? Так вот, согласно Гражданскому кодексу установлено, что подрядчик несет ответственность за недостатки (дефекты), обнаруженные в пределах гарантийного срока. При этом предельный срок обнаружения недостатков составляет 5 лет после ввода многоквартирного жилого дома в эксплуатацию. В такой ситуации выполнять работы за счет жильцов не совсем правильно, но мы можем понудить УК вынести на общее собрание собственников вопрос о том, кем будет подаваться исковое заявление в судебные органы, если застройщик оказался банкротом, за чей счет будет производиться устранение брака и т.д.

Объединиться и понять

– Учитывая большой объем обращений, тема качества работы УК является по-прежнему актуальной. Придет ли то время, когда мы будем не только ругать, но и отмечать добрым словом их работу?

– Мы фиксируем в инспекции не только негатив, связанный с работой УК. Часто приходят собственники, которых в целом устраивает работа таких организаций, но в силу ряда причин имеются определенные шероховатости, где надо подключиться, указать на имеющиеся недочеты как со стороны УК, так и со стороны собственников.

В существующем правовом поле очень многое зависит и от самих собственников. Именно они определяют, стоит ли им сотрудничать с той или иной УК, и тем самым формируют рынок таких услуг. У нас есть масса примеров, когда у одной и той же УК дома со схожими характеристиками и уровнем благоустройства находятся в несопоставимо разном техническом состоянии. В одном доме избран реально работающий совет дома (или, как это было раньше, домовой комитет) – люди активные. Нельзя сказать, что без проблем, но многие вопросы находят свое решение. При этом важным фактором является прежде всего желание находить компромиссы, а не жаловаться сразу во всевозможные инстанции. С такими собственниками общение идет на понятном языке, с ними приятно работать. Там, где в совет дома представители избираются по принципу «лишь бы не меня туда включили» либо совсем не избираются, у УК и соответствующее отношение со всеми вытекающими последствиями.

Мы не можем считать себя социально зрелым обществом, если не способны объединиться и понять, что в настоящий момент в доме для нас приоритетно, порой не можем элементарно собраться в пределах одного подъезда, дома и решить проблему уборки мусора или проведения ремонта. И пока мы этому не научимся, сложно рассчитывать на какие-либо изменения. Начинать надо всегда с себя, задавая вопрос: «А что я сам сделал для того, чтобы в моем конкретном случае ситуация изменилась?» Ведь общеизвестно, что желающих навести порядок всегда больше, чем желающих его соблюдать.

У меня не так давно был на приеме человек, который жаловался на работу УК, в частности на отсутствие ремонта в подъезде. Спрашиваю, а что лично вы сделали для того, чтобы ваша собственность содержалась в нормативном состоянии. Ответ был изумительным: «Обращалась к главе администрации района, мэру, губернатору, президенту…»

Не доводя до конфликта

– Анатолий Владимирович, знаю, что в прошедшем году инспекция была наделена дополнительными полномочиями. Расскажите подробнее, о чем идет речь.

– Впервые за последние 18 лет (с момента создания в РФ инспекции) произошли серьезные изменения в сфере осуществления контрольных функций данными органами. Так, были внесены изменения в ст. 20 Жилищного кодекса РФ, вместо контроля введено такое понятие, как надзор, что имеет более широкое толкование. Многократно увеличились и сами функции.

– Можете их перечислить?

– Я приведу лишь несколько: возможность применения мер административного воздействия по отношению к должностным и юридическим лицам за нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Так, в прошедшем году мы уже начали работать по ст. 9.16 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), ряд должностных и юридических лиц привлекли к административной ответственности за отсутствие энергосберегающих мероприятий в многоквартирных жилых домах. В декабре прошлого года появилась возможность привлекать к административной ответственности лиц по ст. 7.23.1 КоАП РФ. Речь идет о несоблюдении управляющими компаниями стандарта раскрытия информации в соответствии с постановлением Правительства РФ «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» от 23.09.2010 № 731.

Так, согласно Федеральному закону от 04.06.2011 № 123-ФЗ инспекция начиная с 1 марта текущего года в течение года обязана проверить все ТСЖ на соответствие устава товарищества собственников жилья и внесенных в него изменений требованиям законодательства РФ; по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проводить проверки правомерности принятия общим собранием собственников решения о создании ТСЖ, правомерности избрания общим собранием членов ТСЖ председателя и других членов правления товарищества, правомерности принятия собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом, правомерности заключения договора управления многоквартирным домом и утверждения его условий и т.д.

– Если смотреть по объему полномочий, то увеличение по факту произошло кратное…

– Перечислены далеко не все полномочия. Из наиболее важных я бы еще отметил появившуюся возможность не только проверять легитимность создания ТСЖ, избрания его председателя, но и в случае неустранения нарушений ликвидировать такое ТСЖ в судебном порядке. Не секрет, что существуют и формально созданные товарищества, где председатель, мягко говоря, сам себя назначил. Как правило, в таких ТСЖ работа должным образом не поставлена, копятся долги, ресурсоснабщающие организации вынуждены применять меры по ограничению поставок коммунальных ресурсов со всеми вытекающими последствиями. В текущем году должны быть ликвидированы все формально созданные ТСЖ. Имеются и случаи, когда две УК не могут поделить дом, выставляя двойные квитанции, искренне считая, что каждая из них права. В целях ликвидации подобных ситуаций и произошли изменения в законодательстве. Теперь мы полномочны подобные вопросы решать на начальной стадии, не доводя до конфликта.

Делайте выводы

– Анатолий Владимирович, появится ли информация по применению мер административного воздействия в отношении УК по итогам года?

– Такую информацию мы готовим ежегодно и размещаем на сайте администрации Томской области http://tomsk.gov.ru (жилищно-коммунальное хозяйство, Государственная жилищная инспекция). Размещается она в СМИ в том числе и для собственников, которые не определились с УК при выборе данного способа управления либо хотят ее сменить. По итогам прошлого года такие сведения мы сформировали не только по УК, но и по всем ресурсоснабжающим организациям, которые привлекались к административной ответственности. Так что, уважаемые собственники, знакомьтесь, изучайте и делайте соответствующие выводы при принятии решений.

Беседовала Лариса НОСОВА

В настоящее время разрабатывается и находится в стадии согласования проект постановления Правительства РФ «О порядке осуществления государственного жилищного надзора в Российской Федерации». При принятии данного правового акта полномочия жилищной инспекции будут еще более усилены и направлены прежде всего на защиту прав и интересов граждан.

Одна мысль про “Государственная жилищная инспекция подвела итоги”

  1. А я считаю, что нормы ЖК РФ введены преждевременно для нашего общества. Выбрать Совет дома для большого многоквартирного дома не так просто. Вот в этот вопрос, что решает только Совет дома, всё и упирается. Неправильно упрекать граждан, что они не могут организоваться и т.п. Наши граждане и так герои, на них каких только обязанностей государство не навесило! А они жить хотят, понимаете, платить за обслуживание деньги и жить спокойно!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два + три =