Филипп Никитин работал менеджером среднего звена по продажам теперь уже неважно чего, но два года назад ему надое­ло «работать роботом ради бумажной мечты». Он купил грузовичок-манипулятор, сделал простенький сайт в Интернете и отправился в вольное плавание: на рынок малотоннажных грузоперевозок.

Сегодня у него путь средней дальности. С пиломатериалами из Кузовлева в Зоркальцево. Заказчик – программист Николай. У Николая двое детей и пустой пока участок на окраине села. Городские квартиры опостылели, да и детей лучше растить на деревенском приволье. Вот и решил построить дом, но начал с малого: с хозяйственной постройки 5х5 метров. Как новичок в строительстве, попросил даже сделать проект каркасного сарая. Закупил материал согласно проекту – уже сегодня думает приступить к монтажу.

Для таких, как Николай, и еще миллионов россиян небольшие манипуляторы в конце прошлого века стали просто спасением и обеспечили настоящий бум индивидуального жилищного и просто строительства, торговли, предпринимательства. Чтобы перевезти от 500 до 5 тыс. килограммов, не надо никаких неповоротливых большегрузов, у манипуляторов при этом абсолютная мобильность и клиентоориентированность.

Плюс никаких тяжких погрузочно-разгрузочных работ, когда надо собирать большую команду, чтобы перекидать длинномерный, негабаритный, тяжелый груз с высокого кузова на грешную землю, на первый-второй этаж строящегося дома… Да куда захочешь!

Манипуляторы приезжают, когда скажешь, грузят быстро, увозят, куда надо. Недаром в народе они получили меткое прозвище – воровайки. Но это, скорее всего, за первую специализацию, когда в 1990-е манипуляторы собирали по свалкам еще советские залежи металлолома и отвозили их в пункты приема металла. Добро вроде было ничье, но все равно как бы ворованное. Да и нынче манипуляторы тоже нет-нет да отличаются. Недавно в Кожевникове ночью из парка украли пачку из 12 новых бетонных бордюров. Каждый по 100 килограммов весом. Точно не на руках тащили!

Филипп выдвигает стрелу, подает Николаю комплект строп:

– Мне тут твоя помощь нужна будет, – говорит Филипп Николаю. – Работаем в два приема. Я вот этими стропами чуть приподниму плахи с торца, а ты тем временем другие стропы заведи под груз. Потом я крюки снова опускаю, и ты тогда цепляй уже заведенные стропы. Освободившиеся убирай. Береги руки!

Николай быстро осваивает нехитрую науку и технику безопасности труда стропальщика, хотя есть вполне серьезные учебные заведения, где учат палиспасам и призмам обрушения грузов, но на практике любой мужчина, знакомый с принципами равновесия и центрами тяжести, сработает за стропальщика на раз-два. У всех же в детстве были игрушечный кран, грузовик, песочница, вот и пригождаются детские игры и курс физики за 7-й класс. Такие грузоперевозки исключительно мужской мир: надо залезть в кузов, быстро спрыгнуть вниз, направить руками тяжелый висячий штабель к месту разгрузки.

– Один раз только заказала манипулятор женщина, но она и грузчика-стропальщика тоже заказала, чтобы самой не прыгать, – улыбается Филипп. – Сегодня хотя бы чистое поле. А обычно надо вытащить груз из какого-нибудь неприспособленного склада, привезти к участку, на который не заедешь. Над высоким (а как же иначе в России!) забором обычно низко висят электрические провода, так что стрелу крана не поднимешь, на участок не просунешь… в общем, всё, как я люблю!

Стоимость подержанного манипулятора колеблется от 1 до 10 млн рублей. Никаких особых разрешений для работы на «воровайке» грузоподъемностью до 5 тонн не требуется, разве что водительское удостоверение категории С. Но манипуляторов так много, что уследить за всеми ни ГИБДД, ни Ростехнадзор не в состоянии, возможно, поэтому услуга манипуляторных грузоперевозок остается доступной для россиян: от 2 тыс. рублей за час плюс доплата за километраж, в общем, как договоришься.

В строительный сезон – летом – «воровайки» без дела не стоят. Месячный доход одинокого водителя-манипулятора зависит только от его работоспособности. Встал пораньше, лег попозже, запасся дождевиком от непогоды и солнечными очками на ясный день, чтобы контролировать груз, поднимающийся против солнца, – и вперед! Расходы на ГСМ, запчасти, техническое обслуживание – около 50 тысяч в месяц. Остальное – прибыль.

– Главное, быть законопослушным, – говорит Филипп. – Никаких хвостов негабаритного груза, высоту бортов, чтоб не распадалась поклажа, наращиваем металлическими «кониками» из швеллера, и, в принципе, все требования безопасности соблюдены. Ну и на стропах, конечно, не надо экономить. Они не быстро, но стираются. В запасе у меня всегда комплект из трех пар строп. Сильно ускоряется дело! Если груза мало – положил сразу три пачки со стропами и знай выгружай на месте.

Пока выгружаем будущий каркасный сарай, у Филиппа звонит телефон.

– Да я уже практически свободен, – отвечает он очередному заказчику. – Где надо быть?

Николай тем временем достает из багажника ручную циркулярку – готовится к работе. Чего медлить? Строительный сезон на исходе.

– Ну, я поехал, – говорит Филипп. – Клиенты ждать не будут. Иногда зимой прямо жалко, сколько заказов приходится упускать летом.

Ветерок нынче вроде бы попутный, так что удачи, мужики!

Автор: Андрей Остров
Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 3 = 6