Химия жизни

Как молодые исследователи сообща добиваются высоких результатов

Учкудук. Новокузнецк. Томск. Эти три города на сегодняшний момент остаются главными в жизни начинающего ученого из Института химии нефти (ИХН) СО РАН Хошима Уразова. В первом, ставшем знаменитым благодаря ансамблю «Ялла», он появился на свет. Во втором прошли его детство и юность. А в третьем он познал все прелести студенческого братства и сегодня делает успешные шаги к научным высотам.

Думать и наблюдать

– Я не испытывал затруднений, которые мне пророчили, – вспоминает счастливое время учебы на химическом факультете ТГУ аспирант лаборатории углеводородов и высокомолекулярных соединений нефти ИХН. – Наши преподаватели научили нас думать и не стесняться того, что мы можем чего-то не знать. Это правило стало для меня нормой жизни – каждый день постигать что-то новое.

Первые азы научного и педагогического опыта Хошим получил на третьем курсе: устроившись лаборантом на родную кафедру, он готовил реактивы для своих однокурсников, а потом вместе с ними выполнял лабораторные работы.

Учась в магистратуре, производственную практику проходил на Томском нефтехимическом комбинате. Но однообразие процесса не приносило того удовольствия, к которому приучили его преподаватели. Без научного поиска было скучно. Не нашел он себя и в школе из-за непомерных нагрузок и очень скромной зарплаты учителя.

Кто-то из знакомых посоветовал ему попробовать свои силы в научном институте. После собеседования с заместителем директора ИХН по научной работе доктором химических наук Сергеем Кудряшовым молодого сотрудника приняли в штат. Его дипломная работа была близка теме, которой занимается старший научный сотрудник лаборатории углеводородов и высокомолекулярных соединений нефти ИХН СО РАН кандидат химических наук Никита Свириденко. Он взял новичка под свою опеку. И дело пошло.

– На первом курсе аспирантуры мне было очень сложно, ведь я работал не по нефтехимии, а больше с катализаторами и неорганическими веществами. Я и не представлял себе, что здесь все так сложно, – признается Хошим. – Но под чутким руководством Никиты Николаевича и с помощью коллег мне удалось активно включиться в работу. Второй год был уже очень плодотворным, как и нынешний: эксперименты успешно идут, готовлю к публикации научные статьи.

– Хошим специализировался на кафедре физической химии химического факультета Томского государственного университета, – представляет аспиранта Никита Свириденко. – И хотя ему был не знаком ни сам объект, ни методы исследования, он проявил настойчивость, упорство, трудолюбие и достаточно быстро смог влиться в исследовательский процесс и адаптироваться в коллективе.

Уже в первый год Хошиму Уразову удалось в соавторстве с его научным руководителем опубликовать статью в рейтинговом журнале, а в следующем – выиграть грант по программе «УМНИК», ориентированной на поддержку талантливой молодежи.

В прошлом году из-под их пера вышло пять научных статей – это говорит о том, что тематика исследований молодых нефтехимиков востребована в мировом научном сообществе.

Кроме выполнения обязательной работы по госзаданию, лаборатория ведет активную хоздоговорную деятельность. В прошлом году она сотрудничала с крупными компаниями – «Роснефтью» и «Газпромом».

Сегодня молодые ученые занимаются исследованием термических и термокаталитических процессов, применяя специальные активные добавки для переработки тяжелой нефти, а также остатков перегонки нефти – мазута, газойля вакуумного, гудрона.

Разложить по полочкам

Как и полагается в химии, все исследования начинаются с колб – без этого никуда. Один из блоков лаборатории больше напоминает кухню, где на электроплитках готовится сложное «варево»: здесь исследуют составляющие нефти, разделяя ее на легкую часть и высокомолекулярные компоненты – смолы и асфальтены. Именно на их изучении сейчас сфокусировано внимание ученых-нефтехимиков. Асфальтены являются большой проблемой в переработке нефтяного сырья. Дело в том, что они очень быстро дезактивируют катализаторы, а также покрывают стенки реактора, изменяя его технологические характеристики. Чем меньше будет таких компонентов в исходном сырье, тем лучше для его переработки.

Томские ученые-химики в основном исследуют углеводородные компоненты нефти, поступающей из Татарстана. Именно там расположены гигантские залежи тяжелой нефти. Совсем скоро в Нижнекамске заработает опытно-промышленная установка для переработки гудрона.

– Это будет прорывом не только для отечественной нефтепереработки, но и для науки, – уверен Никита Свириденко. – Потому что дистанция от научного результата до внедрения разработки в практику может составлять несколько лет, и требуется приложить для этого огромные усилия. Раньше все мыслили категориями «здесь и сейчас», а для переработки тяжелой нефти надо создавать новые установки, окупаемость которых возможна не ранее чем через 5–10 лет. Это не очень привлекало инвесторов. Сегодня философия начинает потихоньку меняться и все приходят к выводу, что создавать и производить подобное оборудование нужно у себя, в своей стране.

Молодые ученые верят в позитивные перемены, а пока вновь возвращаются к своим исследованиям. С любовью к химии и нау-ке в целом.

Автор: Татьяна Александрова
Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 × 5 =