Художник из Каргаска вырезает прекрасный мир

IMG_0422

Работа, далекая от искусства. По выходным – рыбалка и активный отдых. Из пристрастий к высокому и прекрасному, пожалуй, только любовь к книгам. Никто, включая самого Сергея Рябчинского, и представить не мог, что когда-нибудь он возьмет в руки резец и станет создавать настоящие деревянные шедевры. Сегодня в творческом багаже самобытного художника из Каргаска – более ста картин, выполненных в технике плоскорельефной резьбы. На них – пейзажи, представители фауны, сказочные и мифологические сюжеты. Даже не верится, что секреты художественного мастерства Сергей Иванович осваивал сам, без наставников и творческих пособий.

Если рука дрогнет

На вопрос о том, сколько картин он испортил и отправил в утиль, прежде чем получилось что-то по-настоящему любопытное и стоящее, Сергей Рябчинский отвечает:

– Ни одной. Потому что я никогда не гнался за количеством, только за качеством. И брался за работу только тогда, когда душа этого просила. У меня были перерывы между картинами по пять – семь лет. Но, как говорится, лучше меньше, да лучше.

Страсть к созданию деревянных полотен разгорелась лет 30 назад. Тогда Сергей Иванович жил в Северске, по соседству с местным художником. Заглянул однажды к соседу на пару минут по какому-то делу, увидел на стенах его картины в технике плоскорельефной резьбы и загорелся желанием создать такой же шедевр. А тут как раз на глаза попалась симпатичная картинка в отрывном календаре. Она и стала прототипом «Заимки» – первой работы художника Рябчинского. Все, что было у Сергея Ивановича для художественного дебюта: резак, вдохновение, творческий азарт и бешеное желание сделать картину. Ни о какой литературе по теме и мастер-классах в режиме онлайн, которые сегодня несложно найти в Интернете, в те времена и речи не было. Азы резьбы по дереву начинающий художник осваивал методом проб и ошибок. Впрочем, признается теперь уже опытный мастер, испортить картину – нужно еще постараться.

– Даже если вдруг рука дрогнет, все поправимо. Любой нюанс, любой недочет можно подкорректировать. Так что если очень постараться, то никто погрешностей не увидит и об ошибках будет знать только сам автор.

Одним словом, дебют увенчался успехом. Правда, Сергей Иванович после этого резак не брал в руки почти 10 лет. Желания такого не возникало. Но, как это часто бывает в жизни, все изменил случай. Выскочив вечерком в магазин неподалеку от дома, художник встретил давнего знакомого. Тот полушутя-полувсерьез спросил у Рябчинского: «Тебе, часом, резаки не нужны?» Про однажды возникший у Сергея Ивановича интерес к созданию картин приятель не знал. Просто так спросил, наудачу. В те годы днем с огнем было не сыскать хороший инструмент для резьбы по дереву. А тут он сам в руки пришел. «Это знак», – рассудил Сергей Рябчинский и с тех пор со своим хобби уже не расставался.

IMG_0414

Лебеди у изголовья

Дом Сергея Ивановича и его супруги Людмилы Анатольевны дышит уютом и теплом. Создать особенную атмосферу, необыкновенно теплую и даже трогательную, помогают картины. Они повсюду – в просторном коридоре, в светлой кухне с угловым диваном, в большом зале, где хранится внушительных размеров библиотека, в рабочем кабинете (он же – творческая мастерская) главы семейства, в спальне. Полотен 70, не меньше.

– Людмила Анатольевна – мой верный тыл и надежная опора. Согласитесь, не каждая жена позволит все стены в доме картинами завесить, – улыбается художник. – Она мне и в творчестве помогает: что-то советует (взгляд со стороны ведь всегда нужен), лаком их покрывает. И, конечно, создает комфортные условия, чтобы я мог спокойно заниматься картинами.

Сергей Иванович шутит: «Я – художник свободный, потому и график у меня ненормированный». Берет в руки резак он только в тех случаях, когда жажда творчества захлестывает с головой. И когда времени для творчества есть в достатке. Так что процесс рождения картины может начаться в любое время суток и затянуться на неопределенный срок. К такому распорядку дня мужа-художника Людмила Анатольевна относится с пониманием. Впрочем, как и во всех других вопросах. Наверное, не случайно в числе ее любимых картин, созданных мужем, украсившая спальню «Лебединая верность». Супруги Рябчинские и сами стали примером любви, верности и гармонии для всех друзей, знакомых и родственников. Несколько дней назад они отпраздновали кашемировую свадьбу – 47 лет семейной жизни.

Кстати, праздники и теплые вечера у Рябчинских – явление нередкое. В гостеприимный дом Людмилы Анатольевны и Сергея Ивановича люди всегда приходят с удовольствием. Зимой собираются на уютной кухне. Когда на улице тепло – перемещаются в сад. Сергей Иванович, мастер на все руки, построил там просторную крытую беседку: со столом, лавочками и сценой для танцев. Над входом водрузил вывеску – «Кафе «У Людмилы». Не случайно: блюда, которыми щедро угощает гостей супруга, по всеобщему признанию, ничуть не уступают ресторанным шедеврам.

DSC02878

Пакет из супермаркета для вдохновения

Отправляясь в гости, супруги Рябчинские иногда берут с собой картину. Сергей Иванович с радостью готов подарить свою работу близкому человеку, если та ему приглянулась. А вот продавать деревянные полотна не очень-то стремится. Хотя такая возможность есть.

– Цели заработать денег на картинах у меня никогда не было. Я люблю сам творческий процесс. И мне всегда интересен конечный результат, – поясняет Сергей Иванович. – Навеять сюжет для картины может что угодно: наткнулся на красивую иллюстрацию в книге или журнале, встретился занятный сюжет в отрывном календаре, приметил в Интернете чью-то необычную работу в технике плоскорельефной резьбы… Даже рисунок на обычном пластиковом пакете порой ложится на душу. И сразу же хочется взять себя «на слабо»: а я смогу такую картинку вырезать?

Самый часто встречаемый и, соответственно, любимый сюжет художника Рябчинского – пейзаж. Впечатлившие его виды природы Сергей Иванович вырезает на кедровой доске или фанере. За хорошими, качественными материалами, без которых невозможен плодотворный творческий процесс, он отправляется на пилорамы и в строительные магазины. Чуть проще с красками – для своих деревянных шедевров Рябчинский использует тушь и гуашь.

А вот со сроками рождения картин все не так определенно. Здесь многое зависит от сложности сюжета, наличия свободного времени и градуса вдохновения. Обычно работа над одним полотном занимает от недели до месяца.

Картины каргасокского художника не просто радуют глаз. Люди, знакомые с работами Сергея Рябчинского, заверяют: у этих полотен положительный заряд и добрая энергетика. Может быть, все дело в настроении, с которым он их создает…

– В своих картинах мне хочется показать людям, как прекрасен мир вокруг. Какая красивая природа нас окружает. И еще раз напомнить всем о том, что жизнь – это радостный и очень творческий процесс.

Несколько лет назад в Каргасокском музее искусств народов Севера прошла персональная выставка Сергея Рябчинского. Полюбоваться на его картины каждый день приходили десятки односельчан. Выставку, приуроченную к его юбилею, Сергей Иванович назвал «Ищу гармонию движением резца».

225

245 254

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *