С филигранной точностью Ольга Урусова раскладывает на обычном квадрате стекла голубые, белые и красные осколки. Процесс чем-то напоминает аппликацию. Или мозаику, кому как больше нравится. Фиксирует цветные стеклышки клеем.

– Физика – наука точная! Коэффициент трения у такого стекла почти нулевой. Пока донесешь форму до печи – половина осколков разъедутся. А на кулоне, который мы сейчас делаем, все-таки предполагается четко заданный рисунок, – с улыбкой поясняет Ольга, художник по складу характера и технарь по образованию.

Теперь будущий кулон ожидают продолжительные тепловые процедуры. Техника фьюзинга подразумевает спекание цветного стекла в печи. Никаких металлических соединений между стеклами при этом не требуется. При спекании они попросту вплавляются друг в друга, изделие становится однородным.

Кроме аппликации фьюзинг напоминает еще и процесс выпечки. Перед тем как положить изделие на специальную планшетку, ее нужно посыпать белой глиной – каолином. Примерно та же процедура, что хозяйки проделывают с противнем и мукой. И эффект тот же – тогда стекло при запекании не прилипнет к планшетке.

В печи, разогретой до 700–800 градусов, кулон проведет от шести часов до суток.

Портрет, камин… И не только

Стеклорез. Плоскогубцы. Клей. Маркеры. Перчатки и защитные очки. Машинки для обточки краев изделия и для резки стекла. (Последняя работает по принципу швейной машинки и позволяет вырезать замысловатые узоры. Самый сложный из них – спираль.) Печи для запекания стекла. Вот необходимый набор для работы в технике фьюзинга. И конечно же, умелые руки мастера.

В мастерской художественного стекла «Грани ОLLI» специалистов с такими руками трое – Ольга Урусова, Ольга Князева и Лариса Куценко. Для всех трех работа со стеклом стала профессией. И даже больше – образом жизни.

Придумали «Грани» две Ольги, которые вместе учились в ТПУ на инженеров-технологов по художественной обработке материалов. Чуть позднее к ним присоединилась Лариса Куценко, математик по первому образованию. Работали девчонки с разными материалами. Пробовали и керамику, и дерево. Остановились в итоге на стекле.

– Стекло дает безграничный простор для творчества. Магниты, украшения, сувениры, посуда – это лишь малая часть того, что можно сделать, – рассказывает Ольга Князева. – Фьюзинг еще больше расширяет возможности и ассортимент. Из спекшегося стекла получаются оригинальные и очень красивые предметы декора и интерьера. Мы, например, недавно делали на заказ зеркало, потолочный светильник, витражи для дверей, декоративный камин.

Были и совсем необычные заказы. Кстати, прилетают они не только из разных российских городов, но и из-за рубежа. В числе таких запомнившихся работ – корона из стеклянных лепестков, напоминающая лавровый венок, для дизайнера одежды. Любопытной была работа над портретом из стекла, который заказчица попросила сделать для своей подруги. В стекле сложно повторить человека. Повезло, что фото, с которого «рисовался» портрет, было хорошего качества и черты лица у модели были четкими. В итоге получилось очень даже приличное сходство. И заказчица, и обладательница презента остались довольны.

Еще один памятный заказ – статуэтки для награждения юных гимнасток. Задачка была та еще! Статуэток – много, времени – мало. И работа требовалась ювелирная.

– Статуэтки были в виде изящной девушки-гимнастки. Размер небольшой – 15 сантиметров с подставкой, – вспоминает Лариса Куценко. – Нюанс техники фьюзинга в том, что, если вы делаете человеческую фигуру, очень важны пропорции. Действовать нужно с большой точностью. Одно неверное движение, чуть сместилась голова фигурки – неизбежно сломается при обжиге. В этом смысле стекло не дает права на ошибку. С абстракцией работать легче, чем с четко заданными формами.

Девушки заказ выполнили – партия стеклянных статуэток ушла в подмосковную Апрелевку вовремя.

Главное – удачная совместимость

Если вам кажется, что «стекло – оно и в Африке стекло», то вам кажется! У каждого свои свойства, которые влияют на совместимость при обжиге. Если вновь обратиться к физике, то речь про коэффициент температурного расширения. Он влияет на поведение стекла при нагревании и остывании. Если коэффициент не совпадает, изделие может попросту треснуть. Мастера «Граней» опытным путем выяснили, что попытки сочетать стекло производства США и битое бутылочное стекло – затея безрезультатная.

«Национальные» особенности тоже имеют место. Китайское стекло, например, крайне капризное. Даже разноцветные стекла одной фабрики могут быть несовместимы друг с другом при запекании. Еще оно рельефное, режется с трудом. И цвета припыленные, ненасыщенные. Чего не скажешь про американское стекло, с которым мастерицы предпочитают работать наряду с российским. У него богатая цветовая палитра, что особенно важно, когда делаешь украшение под конкретный наряд. Только линейка желтого предлагает оттенки от лимонного до насыщенного оранжевого.

Чтобы стекло стало цветным, производители добавляют в него оксиды разных металлов. Оксид кобальта, например, дает голубой цвет, а оксид хрома – зеленый. Красный цвет получается в том числе при добавлении золота. Возможно, поэтому красное стекло самое дорогое.

– Китайские производители, правда, и здесь оказались находчивыми, – смеется Ольга Князева. – Они придумали технологию, при которой изначально янтарный цвет при обжиге становится красным. А вообще из печи изделие выходит абсолютно алое, и уже в процессе остывания цвета приобретают свой изначальный вид.

Когда необходимы спецэффекты – эффект льда, пузырьков, используется стеклянная крошка. Это отдельный товар в линейке товаров для фьюзинга.

Вот это абстракция!

Работа с художественным стеклом – удовольствие дорогое. Только стоимость печи для обжига – шестизначное число. Тем не менее это занятие набирает обороты. Сегодня оно особенно популярно в Чехии, Швеции, Америке.

– Есть интересные особенности, – отмечает Ольга Урусова. – В России мастера в большинстве своем делают украшения и сувенирку. И вообще прослеживается какой-то общий стиль. Про Европу такого не скажешь. Там умельцы очень любят интерьерные вещи и абстракцию. Если они сделали ангела, то надо обладать очень богатой фантазией, чтобы догадаться, что это именно ангел. А вообще работа со стеклом – это всегда процесс удивительный, интересный, наполняющий тебя позитивными эмоциями.

Убедиться в этом могут все желающие. В том числе на мастер-классах от «Граней OLLI», которые девушки проводят регулярно и с большим удовольствием.

Автор: Елена Маркина
Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

69 − 62 =