И это все о Глоке

Леонид Глок

Имя Леонида Глока неразрывно связано со школой, с системой образования: более 20 лет он возглавлял Департамент общего образования Томской области. Сегодня является депутатом Законодательной думы Томской области V созыва.

От чистого истока

Основы характера и человеческих качеств каждого из нас закладываются в раннем возрасте. Во многом непростое детство и трудовая юность сформировали индивидуальность Леонида Эдуардовича. Родился он 18 ноября 1949 года в п. Старый Ергай Кривошеинского района Томской области, куда во время Великой Отечественной вой­ны были сосланы его мать и старший брат. Мама, Аполлинария Иоганесовна Крайс, в тяжелейших сибирских условиях вырастив Леонида и его брата Виктора, настояла, чтобы они получили образование, самой ей, увы, не пришлось. Еще в молодости жизнь не раз заставляла Леонида отстаивать свою правоту, честь семьи, защищать более слабых. Приходилось самому мучительно искать ответы на вопросы: «В чем сила человека? В накачанных мускулах? В уме?» С юных лет честность, порядочность и стремление приходить людям на помощь по первому зову стали жизненным кредо Леонида Глока. Где бы он ни учился, ни служил, ни работал, всегда имел заслуженное уважение. Glok в переводе с немецкого означает «колокол».

Ученик малокомплектной школы п. Старый Ергай, выпускник Красноярской средней школы Кривошеинского района, окончил физмат Томского педагогического института. Вот как вспоминает сегодня о Леониде Глоке бывший профессор ТГПИ депутат Законодательной думы Томской области Лев Пичурин:

– Среди тех моих воспитанников, которыми горжусь, одно из первых мест занимает Леонид Глок, некогда яркий студент физико-математического факультета. Горжусь им не из-за неплохой карьеры (военный, учитель физики, директор школы, директор СПТУ, начальник департамента общего образования, депутат Законодательной думы Томской области). И речь не о наградах и званиях. Он – настоящий человек.

«Вот с ним я бы пошел в разведку», – говорят старые солдаты. Ну, в разведку нас с Леонидом уже не пошлют, но вот в Думу мы пошли, чтобы служить людям по-настоящему, помогая друг другу в любом добром деле».

После вуза Леонид Глок стал хорошим учителем физики в школе-интернате № 4 Томска. И не просто учителем, а творческим, ищущим педагогом, к тому же прирожденным руководителем, способным возглавить сначала школу № 25, затем СПТУ № 16. В конце 1980-х годов Леонид Глок включается в педагогическое сообщество как старший научный сотрудник Томского филиала НИИ трудового обучения и профессиональной ориентации АПН СССР, делает на этом поприще успехи. Молодого талантливого ученого заметили быстро и пригласили на новую должность. Поразмыслив, взвесив все за и против, он согласился. Возможно, потому, что его душа болела о школе, а он мог и искренне желал ей помочь.

Новаторство эпохи перестройки

В январе 1991 года Леонид Глок возглавил Департамент общего образования Томской области и был его бессменным руководителем до октября 2011 года. Управлять региональной системой образования Леонид Эдуардович начал в тяжелые годы перестройки, когда реформы часто носили разрушительный характер, образование не финансировалось, не выплачивалась заработная плата учителям, забастовки и митинги были отражением настроений населения. Ему предстояло плавно, без потрясений и разрушений, перевести советскую школу в условия рыночных отношений, сохранив при этом ее «золотой запас» – талантливое томское учительство и лучший педагогический опыт.

Задача не из легких, но под силу такому профессионалу, как Леонид Глок, знающему школу изнутри, всегда готовому к обсуждениям и спорам по трудным вопросам с учителями, директорами, чиновниками разного ранга. Для того, чтобы сообща найти наиболее правильное решение, как всем вместе сделать лучше образование для детей, как повысить качество жизни педагогов и в городе, и на селе.

– При Леониде Эдуардовиче в департаменте общего образования, на мой взгляд, сохранялась демократия, – говорит Зоя Барашева, ветеран педагогического труда, заслуженный учитель РФ. – С ним легко можно было связаться по телефону, обсудить рабочие моменты: он доступен в общении, готов решать сложные вопросы, искать компромисс в интересах общего дела.

Многие педагоги Томска и области с особой теплотой вспоминают годы работы с Леонидом Глоком. Например, Мария Кустова, начальник управления образования администрации Кривошеинского района, считает, что главное качество Глока-руководителя – это надежность. Солидный жизненный опыт позволял ему взвешенно, не суетясь понапрасну, принимать решения, от которых зависят судьбы многих людей, держать удар, не прячась за спины других, сохранять уважение к людям, проявлять ответственность и целеустремленность. Леонид Эдуардович никогда не отказывается от своих слов и обещаний, что высоко ценится во все времена.

Тамара Ромашова, директор ОГОУ «Уртамская школа-интернат для детей-сирот», председатель Думы Кожевниковского района, вспоминает, как благодаря Л.Э. Глоку она осталась в образовании, стала почетным работником общего образования РФ, заслуженным учителем РФ, успешно защитила диссертацию, выиграла не один грант, в том числе в США, Чехии, Швеции, Италии. «Это глоковское педагогическое вложение в меня, его тонкий психологический расчет», – убеждена Тамара Анатольевна.

– После разговора с Леонидом Эдуардовичем приходило вдохновение, уверенность, хотелось беспокоить свое сердце и душу, мобилизоваться, выложиться без остатка, на все 100%, ведь стыдно не сделать, подвести, – рассказывает Надежда Крайсман, заместитель главы Кожевниковского района по социальной политике, начальник отдела образования. – Он видел эффективность современного образования, ценил значимость каждого коллектива. У него выстроилась своя вертикаль, но не власти, а профессиональных отношений.

В этих высказываниях нет ни лести, ни лжи, ни преувеличения.

«Мы преодолели!»

Под руководством Леонида Глока проведена существенная реорганизация сети образовательных учреждений, внедрена принципиально новая система жизнеобеспечения отрасли, выстроена эффективная система разграничений полномочий и ответственности между различными уровнями управления и власти. Была введена публичная отчетность образовательных учреждений и областного департамента перед общественностью. Одной из важнейших своих задач на посту руководителя Глок считал повышение социального статуса учителя и многое делал для ее достижения.

Нередко ему приходилось принимать неординарные и непопулярные, но эффективные в конечном счете решения. В результате введения новой системы оплаты труда повысилась зарплата учителей, и теперь она зависит от результатов и качества работы. Введение ЕГЭ дало возможность детям из сельской местности поступать в престижные вузы страны. Компьютеризация и подключение к Интернету всех школ области, и в первую очередь сельских, позволила осваивать информационные технологии. Активно создавались современные условия для обучения школьников: проводился комплексный восстановительный ремонт ветхих школ, строились новые, был организован подвоз школьников, а также закупка современного школьного оборудования.

Особое внимание Глок уделял проблеме нехватки мест в детских садах. Сегодня она решается через областную целевую программу.

– Впервые именно в разговоре с Леонидом Эдуардовичем я услышала размышления о возможности открытия в спальных помещениях детских садов дополнительных групп в связи с дефицитом дошкольных мест в городе и превышением плановой наполняемости групп, – поясняет Ольга Васильева, начальник департамента образования администрации г. Томска. – Конечно, после этого были многочисленные консультации, переговоры на самом высоком уровне в области и городе, но старт работе, которую мы теперь называем рациональным использованием площадей в ДОУ, был дан в беседе с Леонидом Глоком. В Томске в рамках реализации этого проекта появилось 1 164 места в ДОУ, что равнозначно постройке 5 типовых зданий.

Жизненная энергия Леонида Эдуардовича и мощный творческий потенциал реализуются сегодня в новых делах. Он действующий депутат Законодательной думы Томской области. Как человек активной жизненной позиции, глубоко неравнодушный к тому, что происходит вокруг, способен и на этом поприще совершить многое.

Надежда ЛЫЖИНА,

директор ОГКУ «Региональный центр развития образования»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один × 3 =