Совершенно невероятное зрелище предстало перед томичами, случайно оказавшимися в послеобеденный час на набережной Томи. Вся неширокая проезжая часть – от Чехова до самого Театрального проезда – была заставлена новенькими белоснежными «Векторами Next» – числом 50. Даже журналисты, которые в общем-то знали, куда шли (хотя их особенно никто не звал – самоизоляция!), были удивлены.

Подарок на всю жизнь

Ну да, мы слышали, знали, что губернатор вручает новые автобусы. Но лично я ожидала увидеть с десяток машин. От силы два десятка. Но никак не полсотни. А всего область закупает 83 машины и намерена потратить на это 600 млн рублей. Вот только получит их не злосчастный «Томск­автотранс», столько лет тянувший соки из «Белого дома». Ключи от автобусов Сергей Жвачкин символически вручал Томской транспортной компании, совершенно новому предприятию, которое он создал с нуля, подарив сразу целый автопарк, купленный в лизинг на три года.

– Журналисты, от всей души прошу – не забудьте сказать, что нашим партнером выступил Сбербанк, спасибо ему, – обратился к нам губернатор Сергей Жвачкин и, не скрывая удовольствия, запустил шпильку в адрес мэра: мол, пора, Иван Григорьевич, и вам парк обновлять!

Что ж до расходов, то, как рассказал глава региона, эти деньги, которые пошли на новые автобусы, если разделить на три года, то получатся те самые транши, которые областной бюджет ежегодно вливал в «Томскавтотранс», вызволяя его из очередной финансовой безнадеги.

– А так мы создаем новое предприятие, которое, я убежден, вскоре выйдет на самоокупаемость и будет существовать долгие годы. Хотя целей зарабатывать большие деньги мы не ставим. В первую очередь это социальный проект. Для всех жителей Томской области, – пояснил губернатор.

Туда – пятьсот, сюда – пятьсот…

Но это мы, конечно, сильно забежали вперед. Открывая торжественное мероприятие (вот вру и не краснею: ничего особенно торжественного не было, наоборот, вышло очень тепло и душевно), губернатор вспомнил про две наши исконные беды – дороги и пространства. Но если строить дороги у нас в последнее время стало получаться (без дураков!), то территория (немного меньше Франции) никуда не делась. И преодолевать эти сотни и сотни километров на гнилом и ржавом транспорте да еще в нашем климате куда как несподручно. Вот с этого губернатор и начал.

– Если дорожную проблему мы успешно решаем, то проблема областных автобусных перевозок, казалось, всегда была из разряда неразрешимых. Потому что все пассажирские маршруты делятся на социальные и коммерческие. И если коммерческие перевозки как горячие пирожки разбирал частный бизнес, то убыточными был вынужден заниматься наш «Томскавтотранс». Естественно, это областное предприятие каждый год приносило миллионные убытки, – пояснил глава региона. – Такая ситуация не могла длиться вечно. Мы приняли решение создать новую пассажирскую автотранспортную компанию, на 100% принадлежащую Томской области, и в течение трех лет выделять ей средства на приобретение новых автобусов в лизинг.

Вручая ее директору Александру Селищеву ключи от первых 50 единиц техники, губернатор заметил: такого количества автобусов Томская область не закупала с советских времен. Да вообще вряд ли в провинциальной России кто-то закупал…

– Мы возрождаем целую отрасль! – сказал Сергей Жвачкин, поздравляя «именинников». – Новый автопарк позволит обеспечить главное в пассажирских перевозках: безопасность, комфорт и стабильность рейсов. При этом, уверен, места на рынке пассажирских перевозок хватит всем – и государству, и частникам.

Губернатор не был бы сам собой, не убедившись лично, что купили для автотранспортников действительно современные машины, а не какое-нибудь бэушное железо. Придирчиво расспрашивал опытного водителя: а как с отоплением? ГЛОНАСС имеется? а все ли приспособлено для маломобильных граждан? удобно ли в кабине? Вышел довольный: сиденья мягкие, салон комфортабельный. Осталось сказать – в добрый путь!

Есть ли у вас план, мистер Фикс?

Как сообщил заместитель губернатора по промышленной политике Игорь Шатурный, по поручению главы региона в Томской области разработана новая система межмуниципальных и пригородных перевозок.

Для пассажирских перевозок по межмуниципальным пригородным, в том числе социально значимым, маршрутам учредили новое предприятие – ООО «Томская областная пассажирская компания».

Что же до АО «Томскавтотранс», то оно предоставит производственную базу и займется обслуживанием автобусов при их выходе в рейс (контрольный механик, медик, диспетчерское сопровождение), на нем же остается автовокзал.

– Новое государственное предприятие наравне с частными перевозчиками будет участвовать в конкурсах на выполнение перевозок по межмуниципальным маршрутам, которые состоятся уже в июле, – подчеркнул Игорь Шатурный. – Задача, которую поставил губернатор, – обеспечить транспортную доступность и комфорт пассажирам, а также стимулировать частный бизнес к модернизации автопарка.

* * *

В числе 83 новых автобусов марки «Вектор Next» экологического класса «Евро-5» – 52 низкопольных газовых вместимостью 50 человек; 21 газовый вместимостью 51 человек и 10 на дизельном топливе вместимостью 61 человек. Все автобусы укомплектованы системой ГЛОНАСС, тахографами, электронными маршрутоуказателями и салонным табло «бегущая строка». Салоны автобусов оборудованы системой видеофиксации из четырех видеокамер. Автобусы приспособлены для перевозки маломобильных групп граждан (прикладная аппарель или полуавтоматический подъемник кассетного типа).

Автор: Марина Крайнова Фото: Игорь Крамаренко

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

17 − 7 =