Идеи рождаются с колес

Статей на сайте: 17075

Исследования томичей предложены к тиражированию по всей России

– Машины с мигалками идут следом за вами, работайте спокойно, они вас прикрывают, – наставлял старшекурсников декан дорожно-строительного факультета ТГАСУ Сергей Ефименко. – Первая группа отрабатывает задачи по изменению геометрических параметров проезжей части. Вторая занимается измерениями параметров колеи. Третья – описанием дефектов…

Облачившись в оранжевые жилеты, вооружившись измерительными инструментами, будущие инженеры-дорожники вышли на визуальный осмотр участка проспекта Ленина (от ул. Герцена до ул. Беленца).

– Сколько у тебя? Тридцать пять?

– Да нет, побольше! Сорок!

Так студенты-дорожники измеряли бич томских дорог – колейность. Если на участке от улицы Герцена до переулка Плеханова она не превышала 16 мм, то на спуске от Плеханова до Беленца доходила до 45 мм. Не скрылись от внимания проверяющих и другие дефекты. Например, на тротуарах водоотводные лотки упираются в бортовой камень, понятно, что в ливень они не уберегут обувь пешеходов от мутных потоков. А еще студенты зафиксировали просадку и разрушение асфальтобетонного покрытия в районе остановочного кармана у главпочтамта. Подобные разрушения могли произойти за счет слабого основания дорожной конструкции.

Вечная тема с инновационным решением

В этом году устроители форума новых решений U-NOVUS предложили организовать 10 дискуссионных площадок в формате воркшопов. Участники одного из них, проходившего на базе Томского государственного архитектурно-строительного университета, – представители органов власти, промышленных предприятий, инновационного бизнеса, университетов и академических институтов вместе со студентами и аспирантами ТГАСУ в течение трех дней обсуждали острую дорожную тему «Применение современных технологий при ремонте городских улиц и дорог».

Для многих старшекурсников обсуждаемые вопросы не в новинку: знакомство будущих инженеров-дорожников с профессией начинается с первого семестра. Например, студент пятого курса дорожно-строительного факультета ТГАСУ Дмитрий Жолудев на глазок способен определить качество используемых материалов на дорогах родного Новокузнецка. Сейчас он уже знает, в какую дорожную одежду упакован главный проспект Томска и как долго магистраль сможет выдержать бесконечный поток машин.

– Я работал в группе по изучению процесса и причин колееобразования. Для Томска эта проблема наиболее характерна, особенно на проспекте Ленина. Такая колея не допускается нормативами, поэтому все несоответствия мы вносили в блокнот, а на следующий день каждый из нас предлагал собственный вариант путей устранения дефекта. Надеюсь, что наши предложения будут учтены в последующих ремонтных кампаниях, – делает осторожный прогноз Дмитрий. – Я впервые участвовал в U-NOVUS’е. Формат, когда в одном месте встречаются теоретики, практики, студенты для обсуждения актуальных практических проблем, мне очень понравился.

В последний день форума, 17 мая, будущие дорожники, собрав все данные, подготовили презентацию пилотного проекта по ремонту городских улиц и автомобильных дорог России. Ну и страсти же кипели в конференц-зале ТГАСУ! Вместе со студентами в обсуждении столь горячей темы участвовали декан дорожно-строительного факультета Сергей Ефименко и заместитель директора Департамента программ стимулирования спроса Роснано Максим Невесенко.

– Мы живем в такой стране, где грунты не совсем пригодны для производства дорожно-строительных работ, – говорит еще один участник доцент кафедры «Автомобильные дороги» Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета (Омск) Григорий Левашов. – Чтобы найти качественный грунт для устройства оснований или качественный каменный материал, нам приходится везти его за тысячу километров. Это приводит к удорожанию ремонта. Поэтому мы пытаемся решить задачу более дешевыми способами, использовать местные материалы. Зачастую это не всегда приемлемо, и мы вынуждены выбирать между ценой и качеством.

Стык практиков и теоретиков

Золотой серединой в таком выборе мог бы стать композитный материал.

– Речь идет о самом верхнем слое дорожной одежды, который обыватели называют асфальтом. Мы предлагаем использовать щебеночно-мастичный асфальтобетон, полимеризованный активным дорожным модификатором (АДМ). А выше укладывать слой износа с применением заполнителя из габбро-диабаза. Это на 25% увеличивает затраты на стадии ремонта, но вдвое увеличивает срок службы дорожного покрытия, – поясняет заместитель директора Департамента стимулирования программ спроса ­Роснано Максим Невесенко.

Он подчеркивает, что при использовании традиционных материалов нормативы требуют обновления верхнего защитного слоя автодороги каждые один-два года, а применяя инновационные материалы и технологии, этот срок можно увеличить до пяти-шести лет.

Максим Невесенко сообщил собравшимся о том, что часть полученных на этой площадке практических решений будет реализована на объектах в Томской области, а часть – в других регионах страны.

– Воркшоп по проблемам дорог проводится в России впервые, это очень интересный формат, в котором Томский государственный архитектурно-строительный университет является пионером. Мы видим здесь симбиоз ученых, практиков, управленцев и студентов, который позволяет решать сиюминутные задачи и проблемы завтрашнего дня. Одно из наших направлений деятельности – стимулирование спроса на инновации на территории России, – подчеркнул представитель одного из организаторов воркшопа группы «Роснано».

Автор: Валентина Артемьева
Фото: Любовь Семчина

RSS статьи.  Cсылка на статью: 

Вы можете пропустить до конца и оставить ответ. Pinging в настоящее время не допускается.

Модератор сайта оставляет за собой право удалять высказывания, нарушающие правила корректного общения и ведения дискуссий..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

8 + 1 =