Игра с историей в пятнашки

Прошлое всегда есть часть настоящего

В свете последних событий многие подметили, что в местах несанкционированного протеста было много подростков. Да что там подростков – младших школьников! Этакое пришествие «малолетних борцов за свободу». Только большинство из них не могло внятно объяснить, зачем они здесь. Какое там «режим свергать»: позвали друзья и сказали, что будет классная тусовка, – вот примерно обобщенный ответ. Где тусовка, там и фоточки, и, конечно, лайки. А если еще видео с речовками, так вообще круто для Сети: движуха – все сдохнут о зависти! Да, еще снежки в полицейских! Как мало надо для восторга. Кукловодам ввергнуть незрелых во всех смыслах, одураченных и непросвещенных школьников в пучину общественных разборок – как два пальца об асфальт. Что же такое они вешают на уши молодежи, чтобы превратить ее в «топливо» для плясок под чужие бубны? Почему не вдруг отрицаются наши ценности, критически не включается голова на явные провокации, а молодежь ведется на посылы жирной телушки из-за океана? Почему верят лжи и поют с чужого голоса? Есть ли прививка от кривды?

Учительница жизни?

Всё начинается со школы, где, как известно, закладываются основы патриотического воспитания. Даже в советское время в разговорах родителей звучало, что школьники не знают нашей истории. Впрочем, наверное, упреки достаются каждому поколению, но тут есть один нюанс. Качественная разница. Некогда взрослые с укоризной, нахмурив брови, отмечали, что молодежь может ошибаться в порядке ряда событий, допустим, путает российских царей в эпоху дворцовых переворотов, не знает имен соратников Емельяна Пугачева (ай-ай-ай!) и не разбирается в званиях командиров Гражданской войны. Но абсолютно все дети до часов и минут знали, когда началась Великая Отечественная война, чем закончилась, какие жертвы понесла страна, а главное, понимали и искренне чтили величие подвига, который совершили их деды.

Что же теперь? А теперь школьники и студенты историю своей страны и (что особенно печально) Великой Отечественной войны не знают вообще. Ключевое слово – вообще.

Окна Овертона

Недавно попалось любопытное исследование одного из публицистов-историков, который взял и проанализировал… учебники истории европейских стран, некогда освобожденных Советским Союзом от нацизма. Упрощенная схема истории последней мировой войны в школах Болгарии, Польши, Румынии выглядит так: Западную Европу захватил диктатор Гитлер, а Восточную Европу – диктатор Сталин, в 1944–1945 годах доблестные англо-американские войска освободили Западную Европу, а вот Восточной Европе пришлось ждать свободы еще 45 лет. Какие же знания получают местные школьники об одном из важнейших событий в истории человечества?

Первый же абзац везде примерно звучит так: «Германо-советский пакт 1939 года и раздел Польши послужили началом нового мирового конфликта». СССР виновен в развязывании мировой войны наравне с Третьим рейхом – выдается в учебнике как аксиома.

Вот образчик: «Летом 1939 года Сталин рассматривал возможность заключения союза как с Германией, так и с Англией и Францией. Выбрал договор с Гитлером, который казался ему более выгодным. Сталин был уверен, что после победы над Польшей Германия атакует Францию и Великобританию. Хотел подождать, пока обе стороны истекут кровью, а потом самому принимать решения о судьбах Европы. Политика Сталина стала причиной Второй мировой войны».

Напротив, про Мюнхенский сговор 1938 года с Великобританией и Францией, в результате которого германский рейх получил часть Чехословакии, ни слова. Что касается раздела Польши, то он не мог быть причиной нового мирового конфликта даже теоретически, потому что СССР ввел свои войска на захваченные в 1920 году поляками белорусские и украинские земли через 17 дней после начала мировой войны.

Как вам такие перевертыши, в которых русские теперь самые главные злодеи? Да мало того, в учебниках – детали: когда русские танки входили в Польшу, то в качестве живого щита привязывали к танкам истекающих кровью польских детей!

А тут про Финляндию – «Легкий захват восточной части Польши поощрил Сталина протянуть руки к другим землям, которые были ему отведены в пакте Молотова – Риббентропа. Уже в октябре 1939 года СССР потребовал территориальные уступки от Финляндии. Когда финны отказались, 30 ноября Красная армия без объявления войны вторглась в их страну, а советская авиация бомбила Хельсинки». Тут явное передергивание фактов – СССР предложил Финляндии обмен территориями, а не потребовал территориальных уступок.

В итоге простое и уютное оправдание участия в войне на стороне Германии: «И Румыния, и Финляндия стали потом союзниками Третьего рейха, чтобы вернуть утраченные земли». Вот так. Злой Сталин и варвары с востока и есть главная причина всех европейских перипетий. Этакая игра с историей в пятнашки.

Причиной поражения Германии под Москвой трактуют ровно по Геббельсу (как все же живуча фашистская пропаганда!): немцев победил «генерал Мороз», русские вермахт «трупами закидали». В болгарском учебнике, у «братушек», сражение в Сталинграде выглядит всего лишь так: «В это же время наступает перелом в ходе Второй мировой войны в пользу антигитлеровской коалиции. Войска СССР, Великобритании и США отбрасывают армии держав трехстороннего пакта на всех фронтах».

Юнкоры Томска на марш-броске в честь Великой Победы

Если не учит, то наказывает

А что же с нашим молодым поколением? Учим ли мы его противостоять фальсификациям объективными знаниями и моралью? Нет, что-то, конечно, проникает в их головы при загрузке кратковременной памяти для сдачи ЕГЭ. Сегодня история как пример для гордости мало кого цепляет. Скучно им на уроках, уныло. Даты, понимаешь, надо знать, источники, фамилии. Зачем? В том числе это касается и страшной для нас Второй мировой войны. Одна из томских учительниц истории как-то рассказывала, что для старшеклассников подготовила открытый урок по теме блокадного Ленинграда. Занятие прошло замечательно, очень наглядно и эмоционально: многие подростки плакали. Дошло до сердца, заставило переживать. Только через неделю на обычном уроке, решив начать с повторения темы блокады, учитель встретила у тех же учеников абсолютно пустые глаза и полный провал в головах.

Неужели всё бесполезно и прагматичность одержала верх над святой памятью? Поспешные извинительные объяснения этому, конечно, есть, и связаны они с особенностями медийного воздействия на умы. Мол, привыкли они защищать себя от огромного массива информации, а потому клюют только на короткие тексты с картинками – лонгриды, а на память не полагаются: зачем, ведь есть же телефон-компьютер в кармане, стоит лишь «Гугла» на помощь окликнуть. Но можно ли на этом ставить точку? Нет, потому что дело в другом. Проблема в том, какое место отведено главному, наряду с литературой, предмету, который наиболее сильно обязан влиять на формирование гражданственности и любви к своей стране.

На изучение Великой Отечественной войны по программе отводится шесть часов. Много это или мало? Для давно закончивших школу стоит напомнить, что еще лет 20 назад на историю войны отводилось 17 часов и учителя выкраивали еще пяток, чтобы суметь донести хотя бы основное.

Действительно, военных событий много, что выделить авторам учебников? Основное есть: написано вроде достаточно, но полной картины учебник не дает, ибо нет связи между событиями, как нет в изложенной версии людей. Ни маршалов, ни солдат-героев. Обезличка.

Теперь – как учиться по таким программам? Дети не расположены анализировать, сопоставлять разные источники и из фрагментов составлять целое. Достаточно найти прямой ответ в Интернете. Критическое мышление? Зачем? Достаточно уметь угадать что-то из предложенных вариантов.

– Учителю ведь нужно научить детей рассуждать, видеть проблему, различать позиции, – утверждает учитель истории школы № 32 Анатолий Полтанов. – Это инструменты и одновременно мостик к пониманию ситуации, а не принимаемая на веру, тиражируемая в Интернете ложь.

Только времени на понимание нет. Потому, не зная и не связывая в единое всю череду предвоенных международных отношений, дети уже сомневаются в нашей правоте: зачем по секретному протоколу в пакте Молотова – Риббентропа захватили Прибалтику? Зачем напали на Финляндию? Это же несправедливо! Кто вам это сказал? Да этим полон Интернет. Ролики, понятно чьего производства, ложатся на благодатную почву.

Немудрено, скрытые акценты в учебниках расставлены так умело, что в целом у детей не может не вызывать недоумения и сомнения в правильности пути народа: постоянные войны, репрессии, гнет, жертвы и (о ужас!) ничего демократичного…

Возникает крамольная мысль о намеренности трудностей ­изучения истории в школе. Потому что еще несколько шагов, и все встанет с ног на голову. Как в Европе. И тогда никакие успехи детей в робототехнике и цифровых технологиях не снимут сомнения в успешном будущем страны. Нашей России.

Автор: Анатолий Тетенков,
политический обозреватель «ТН»,
учитель истории
Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 × пять =