Мнение
12.10.2018

Именной аэропорт

Статей на сайте: 16189

В стране объявлена акция «Великие имена России», суть которой – присвоение имен выдающихся соотечественников российским международным аэропортам. Ее инициаторами стали Общественная палата России, Русское географическое общество, Российское историческое общество, Российское военно-историческое общество и ряд других общественных организаций. Акция пройдет в несколько этапов. Сначала будет проведен конкурс по выбору имен. В нем по желанию сможет принять участие каждый. Затем организаторы сформируют лонг-лист и проведут тематические обсуждения. После этого из всего списка выберут по три кандидатуры на каждый регион. А затем 5 декабря пройдет заключительный этап, когда будет проведено голосование, и из трех кандидатур выберут по одной. Всего в список попало 45 отечественных аэропортов. Томский аэропорт Богашево также вошел в этот список.

 

Идея несет положительный заряд

Сергей Некрылов, заведующий кафедрой современной оте­чественной истории, профессор, член областной Общественной палаты

– Идея присуждать имена каким-то объектам не так уж нова. Вспомним наши железные дороги – их создатели прославили себя в названии станций: Богашево, Кошурникова. Последний принял участие в строительстве железной дороги в Хакасии, погиб, и его имя увековечили. Или взять наш советский опыт, хотя об этом как-то не принято говорить, – именами партийных и советских деятелей называли учебные заведения, фабрики, заводы и даже мясокомбинаты. Но ведь это было, и слов из песни не выбросишь.

В присуждении имен учреждениям или объектам заложен глубокий смысл – это сохранение исторической, культурной памяти. Для меня, как для историка, это очевидно. Люди уходят, а память остается. И ее важно сохранить для молодого поколения.

Другое дело – критерии отбора. Меня, например, очень смущает, что в списке деятелей, на которых стоит обратить внимание, – кино, мода или спорт. Ничего не имею против людей, достигших вершин спортивного мастерства или проявивших себя в индустрии кино и моды. Но какое отношение они имеют к аэропортам? Скорее это должны быть люди, которые сыграли заметную роль в развитии отечественной авиации, проявили себя в гражданском авиастроении.

На мой взгляд, неоправданно не рекомендуется включать в список политических деятелей второй половины XX века, поскольку принято считать, что настоящая оценка личности наступает спустя сто лет. Но ведь это же все условно. А вот мы, когда обсуждали у себя в коллективе кандидатуру, то первым, кого, не сговариваясь, назвали, был Егор Лигачев. По рассказам моих старших коллег и по тем материалам и документам, с которыми я знаком, вряд ли кто сделал для области больше, чем этот человек. Развитие региона неизменно связывают с его именем. Кстати, Егору Кузьмичу Лигачеву, насколько я знаю, 97 лет. Так что он почти подходит к критериям «исторической оценки».

Но если подходить к выбору личности с точки зрения особенной региона, то это, конечно, должна быть сфера образования и науки. Потому что именно этим славится Томская область. Во время импровизированного обсуждения с коллегами всплыло много имен профессоров: Курлова, Карпова, Обручева, Сапожникова и других. Но единодушны были в отношении нашего прославленного томского ученого Михаила Антоновича Усова. Не потому только, что он известный геолог, а потому, что работал в двух ведущих вузах – ТГУ и ТПУ, и ему единственному из томских ученых поставлен в нашем городе памятник. Я тоже склоняюсь к приоритету этой кандидатуры.

Но сейчас, кого ни назови, будут споры. И это хорошо. Потому что дискуссии всегда полезны, они помогают найти истину и консенсус. Это мы наблюдали во время выбора названий улиц в новых микрорайонах. Одно дело – назвать улицу Ягодной, Цветочной, Осенней, и совсем другое – именем человека, тем более если знал его лично. Договариваться – очень важное свойство гражданского общества.

А объявленная акция несет к тому же большой положительный заряд. Заметьте, как люди оживились. Значит, им это небезразлично. Возможно, многие имена забудутся, станут нарицательными, но память останется.

Думаю, большая поддержка акции будет в нашем студенческом городе. Потому что студенты – народ активный, им надо только предоставить больше информации. Кстати, это нужно всем, чтобы не забюрократизировать процесс отбора кандидатур, а дать возможность высказаться самим людям свободно, без давления. А если они в чем-то заинтересованы, могут реализовать любую идею. Сколько было скепсиса по поводу того, что не соберем деньги на памятник основоположникам создания нашего университета Менделееву и Флоринскому, что это пустая идея. А ведь собрали, и памятник стоит.

 

Не превратить акцию в компанейщину

Борис Терехов, помощник депутата г. Томска

– Аэропорты – моя страсть, я к ним, можно сказать, неровно дышу. Всегда щемит сердце. Как только куда прилетаю, первым делом знакомлюсь с новыми воздушными воротами. В чем изюминка, отличие от того, что уже видел? Это и желание как-то сравнить, не хуже ли наш аэропорт по сравнению с другими, и ностальгия по моей молодости, когда я служил в авиации стрелком-радистом.

Место приземления – это как родной дом, где тебе рады и где тебя всегда ждут. Да и потом уже в Томске я на долгие годы связал себя с ДОСААФ, где большое внимание уделялось парашютному спорту. А не так давно мне даже вручили памятную медаль имени выдающегося летчика, нашего земляка-сибиряка Покрышкина. Так что, когда я узнал, что родилась инициатива присваивать нашим аэропортам имена выдающихся людей, я ее воспринял с большим удовлетворением.

Более того, считаю, что она запоздала. Эту акцию надо было провести лет 10–15 назад, и вовсе не потому, что такая практика давным-давно существует в других странах, а мы, мол, чем хуже, а потому, что те славные и заслуженные люди, имена которых и украсили бы собой воздушные гавани, в силу возраста просто уходят. А ведь проявление признания важно при жизни.

Что касается конкретно Томска, то, как только я узнал про акцию, у меня даже сомнения не было, кто бы мог стать тем достойным претендентом, чья фамилия могла бы украсить фронтон нашего аэропорта в Богашеве. Это Валерий Шамов. Познакомились мы с ним в ТПУ, куда я пришел после армии, а он там учился. Он и пригласил меня в ДОСААФ, которым впоследствии и руководил. Это была неординарная личность, человек-созидатель, человек-инициатор и во всем пример. Он сам занимался авиационными видами спорта, вел подготовку планеристов. На его счету 5 тыс. полетов, 1 300 часов налета, 62 прыжка с парашютом. К сожалению, 63-й стал трагическим. 26 января 1968 года он погиб.

Но перед этим сумел сделать так много. Стал основателем Томского авиаспортклуба, выступил с инициативой построить аэродром в Головине, который действует до сих пор, и сам возглавил стройку. Впоследствии она стала комсомольской. А потом на базе этого аэродрома создал знаменитую «Республику бодрых», через которую прошли сотни подростков.

И на мою судьбу он повлиял так, что я, будучи депутатом, поддерживал ДОСААФ в самые трудные годы, в лихие девяностые и до сих пор являюсь его членом.

Я согласен с тем, что эта акция должна широко обсуждаться и чтобы участвовало в ней как можно больше россиян. Но у меня только одно опасение. Как бы эта инициатива не переросла в компанейщину, как это у нас нередко бывает, когда мы, не зная меры, начинаем все регулировать и переводить в плоскость обязательных мероприятий. В школах, вузах, трудовых коллективах проводить собрания, выбирать кандидатуры. Все предложения, мне кажется, должны идти от сердца, от души, с искренним желанием предложить именно ту кандидатуру, которая ему дорога.

 

Они – супер, и о них надо помнить

Александр Сахно, инженер

У нас в стране очень много достойных людей, имена которых только украсят наши воздушные гавани. Это ведь еще и напоминание об этих выдающихся людях, которое не будет лишним. Для меня, как гражданина и жителя Томской области, это важно. Одно дело прилететь просто в Богашево, другое – прилететь в богашевский аэропорт, который носит имя уважаемого и авторитетного человека.

Кто бы им мог стать? Не скрою, мы уже и на работе, и в узком кругу друзей экспромтом обсуждали это. Кто-то предлагает присвоить нашему аэропорту имя великого ученого Менделеева, который сделал немало для становления Томского государственного университета. То есть выбрать имя из научной среды, поскольку наш город славится высококачественным образованием и авторитетными научными школами. Кто-то намерен поддержать спортивные традиции и в названии аэропорта увековечить имя нашего замечательного спортсмена, выдающегося баскетболиста Сергея Белова. А кому-то ближе культура, и он вполне обоснованно считает, что более достойной кандидатуры, чем наш славный земляк и великий артист Иннокентий Смоктуновский, не найти.

Что касается меня, то я, как инженер и выпускник ТПУ, желал бы видеть увековеченным имя человека, имеющего отношение к авиации. Чем не подходящая для этого кандидатура выдающегося авиаконструктора, прославленного создателя вертолетов Николая Камова. Человек науки, инженер. Этим именем гордится не только наш Томский политехнический, но и вся страна. С точки зрения технических характеристик созданный им летательный аппарат – просто супер. Не случайно его так ценят специалисты.

А еще как не вспомнить нашего замечательного земляка и славного космонавта Николая Рукавишникова. Он известен не только тем, что стал первым гражданским космонавтом, но и тем, что проявил невероятное мужество и, когда случилась нештатная ситуация, в ручном режиме безаварийно посадил корабль на землю. Мы им по праву гордимся.

Если же продолжать тему заслуженных людей, прославивших нашу страну на поприще изобретения оригинальных изделий для защиты Отечества, то никак не обойти автора знаменитого АК-47 Михаила Калашникова, который недолго и не по своей воле «гостил» в Бакчарском районе.

На мой взгляд, предложенная акция своевременная и патриотичная. У нас именами выдающихся людей называют морские суда, корабли, иногда – воздушные лайнеры. И будет здорово, если «именными» станут воздушные гавани. Тем более что привычные названия никто не собирается отменять. Это еще раз напомнит нам о выдающихся личностях, освежит в памяти исторические события. А главное – поможет сохранять уважение к незаурядным людям в наших детях.

Материалы полосы подготовила
Нина Губская

RSS статьи.  Cсылка на статью: 

Вы можете пропустить до конца и оставить ответ. Pinging в настоящее время не допускается.

Модератор сайта оставляет за собой право удалять высказывания, нарушающие правила корректного общения и ведения дискуссий..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 3 = 1