Индия требует прекратить томский процесс над «Бхагават-гитой»

Бхактиведанта Свами Прабхупада, автор сделанного в 1960-е перевода «Бхагават-гита как она есть» и основатель Международного общества сознания Кришны

Внимание индийских СМИ и властей на этой неделе приковано к далекому сибирскому Томску, где уже около полугода продолжается судебный процесс, в котором прокуратура просит признать высказывания из книги «Бхагават-гита как она есть» экстремистскими и внести ее в список запрещенной литературы. Глава МИД Индии Соманахалли Малайя Кришна призвал российский суд учесть чувства индийцев, а крупнейшая индийская оппозиционная партия «Бхаратия джаната парти» (БДП) потребовала у России прекратить судебное разбирательство.

19 декабря депутаты парламента Индии прервали свою работу и призвали правительство немедленно вмешаться в процесс и добиться гарантий соблюдения свободы вероисповедания для индуистов в России. Тема вызвала большое возмущение индийской общественности. 21 декабря делегация БДП посетила посольство России в Индии и передала для руководства РФ экземпляр древней индуистской поэмы «Бхагават-гита», отметив, что «чувства миллионов индуистов по всему миру серьезно уязвлены». «Ранены наши тело и душа, – написали они в обращении к послу. – Мы призываем правительство России к прекращению этого судебного дела (…) и просим принять во внимание, что запрет «Бхагават-гиты» в России отрицательно скажется на общечеловеческих контактах между Индией и Россией»…

Дело длиной в полгода

Этой истории предшествовали несколько месяцев разбирательств – первые судебные заседания начались еще в июне. Речь идет не о самом индуистском священном писании, а об одном из его переводов, который в 1960-х сделал основатель Международного общества сознания Кришны Бхактиведанта Свами Прабхупада, и особенно о сделанных им комментариях, составленных в духе традиции гаудия-вайшнавизма и бхакти-йоги. Этот перевод считается самым распространенным за пределами Индии, он опубликован более чем на 60 языках.

По заказу томской прокуратуры группа экспертов из ТГУ проанализировала книгу. В высказываниях автора специалисты усмотрели экстремистские призывы, о чем указали в своем заключении, с которым обвинение и обратилось в суд. После первого заседания к процессу были привлечены представители местной религиозной организации «Томское общество сознания Кришны» (ОСК). А после второго суд счел необходимым участие в процессе и экспертов. Заседания длились часами, переносились, назначались дополнительные, но решение так и не было принято. Книга была отправлена на новую экспертизу – на этот раз специалистам Кемеровского госуниверситета.

«Одуматься, пока не поздно»

Тогда, летом, слухи о суде над книгой до Индии не дошли. Представители томского ОСК были убеждены: «Суд поймет, что доводы прокуратуры – это абсурд». После заседаний, на которых допрашивали делавших заключение экспертов, настроение членов ОСК заметно поднялось: «Экспертное заключение разгромлено», – считали они. Но вот – новая экспертиза: специалисты КемГУ солидарны с коллегами из ТГУ.

– Мотив прокуратуры непонятен, – считает начальник отдела современного искусства, образования и национальной политики Департамента по культуре ТО Андрей Макаров. – Почему именно в Томске, почему именно сейчас… Книге около 50 лет, ОСК – порядка 20, это официально зарегистрированная организация, которая действует в рамках закона. Нигде никоим образом они себя не проявляли с негативной стороны, и вдруг в книге находят экстремистские призывы.

Основную проблему стоит искать глубже, считает Макаров. Причина – в нетерпимости и непринятии незнакомой религии:

– В обществе витает ксенофобия, боязнь всего чужого, незнакомого. Зачастую можно услышать: «Я не читал эту литературу, но считаю ее опасной», «Я не знаю о деятельности этой религиозной организации, но требую ее запретить»…

Свое мнение по поводу процесса публично выражала и томский омбудсмен Нелли Кречетова, которая призывала не продолжать судебный процесс. «…Считаю абсурдной саму постановку вопроса. Эту книгу считают священной почти миллиард человек по всему миру. (…) Возможный запрет книги, а стало быть, и запрет религиозной деятельности ее почитателей, нарушит конституционные права граждан на свободу совести, свободу вероисповедания и свободу слова». Особенно неприятно, подчеркнула Кречетова, что томская общественность «выступает пионером в таких сомнительных начинаниях». Омбудсмен предложила инициаторам судебного разбирательства «одуматься, пока не поздно, и не позорить наш город».

Предполагается, что окончательную точку в споре о том, являются ли высказывания из книги «Бхагават-гита как она есть» экстремистскими, Ленинский районный суд Томска поставит 28 декабря. Желание принять участие в этом заседании выразил уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемнадцать − 18 =