Этот завод уже отметил свое 75-летие, с Томской областью они почти ровесники и живут одной жизнью. История о том, как крепкий московский завод оказался в эвакуации в далеком тылу, похожа на истории других эвакуированных предприятий, но со своей изюминкой. Прежде всего, их никто не ждал: филиала электротехнического завода имени Лепсе из Москвы не было в спис­ке направленных в сибирский город предприятий, но где-то неведомый стрелочник перевел стрелки эшелону, направлявшемуся в Алма-Ату, на Томск. Прибывших в жуткий мороз 600 заводчан надо было разместить, обогреть, накормить, найти площадку под производство и в скорейшие сроки запустить. Задача архисложная. Но ведь часто бывает, что сказка, начавшись с печали и борьбы, со временем приходит к победе добра со словами «…и стали они вместе жить-поживать да добра наживать». Конечно, жизнь совсем не сказка: за годы своей работы завод испытал многое – эйфорию от блестящих побед и тревогу бесконечного падения. Только ведь, не помянув старого, не поймешь сути дня нынешнего.

 

Сделано в Сибири

Современный ТЭТЗ – это бренд, гордость Томска. Почему? Потому что ТЭТЗ – машиностроительный завод мирового уровня. Не все томичи знают (завод все-таки режимный, работает на оборону страны и самые передовые отрасли гражданского производства), что заводчане пристально отслеживали пуски знаменитых космических «Союзов», или межконтинентальных ракет, гордясь качеством своих электродвигателей. За заслуги перед космической отраслью завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Второй орден он получил за освоение 20 новых изделий в короткие сроки. Для заводского производства было доступно изготовление сложных изделий для любого рода войск – от космоса до подводных ракетоносцев. Это значит, что завод, как и Томская область, на самых передовых рубежах промышленных достижений, и признание достигнуто мощью инженерной мысли, высочайшим интеллектом и профессионализмом работников.

 

Возвращение в строй

Тяжелейшие испытания девяностых и нулевых, шоковая терапия стали драматическими для постсоветской экономики, а для оборонного предприятия – вдвойне. В результате падения ниже критического уровня госзаказа и перехода на конверсию возникла угроза ликвидации ТЭТЗ. Процедура банкротства, хотя так было лишь в редких случаях, помогла. Распродав ряд участков территории и зданий, расплатившись с долгами, завод уже через год вышел на уровень небольшой, но рентабельности. Запас прочности и грамотное управление помогли с честью пройти и мировой кризис 2008 года. Дальнейшая история ТЭТЗ подобна ракете, уходящей в зенит.

Негативный опыт дал предприятию два важных урока: уметь экономить и никогда не влезать в долги. Жить по средствам стало принципиальной позицией.

Энергия, богатый производственный опыт пришедшего к тому времени на пост генерального директора Бориса Вологдина помогли по-новому подойти к организации и управлению производством. После прохождения экспертных процедур ТЭТЗ получил сертификат соответствия по системе менеджмента качества международного стандарта ISO 9001. А затем началась комплексная модернизация производства, приобретение высокотехнологичного оборудования – для изготовления востребованных изделий серийной номенклатуры. Причем системное техническое перевооружение неожиданно помогло решить острую проблему кадров. Управляется современное оборудование исключительно компьютерами, а для молодых людей это дело вполне знакомое.

 

Война и мир

В контексте союза науки и производства завязались тесные связи в области инновационных разработок. После последовательной, хорошо спланированной модернизации производства коллектив начал увеличивать объемы выпуска продукции. Причем очень высокого качества.

В 2012 году предприятие акционировалось и вошло в состав известного всему миру «Урал­вагонзавода», а затем влилось в госкорпорацию «Ростех» без потери самостоятельности.

За последние годы ТЭТЗ инвестировал в техническое перевооружение предприятия 142 млн рублей собственных средств.

– Основной стратегической задачей для завода в среднесрочной перспективе является производство продукции гражданского назначения, – поясняет главный инженер Роберт Вахитов. – Прогнозируемое снижение заказов оборонного значения уже мотивирует коллектив на развитие новых компетенций в области конкурентных изделий для рынка. Стоит выделить три основных проекта, реализуемых предприятием в настоящее время: разработка, подготовка производства и постановка на серийное производство линейки электродвигателей для маслопрокачивающих насосов дизелей и дизель-генераторов мощностью 7,4 и 4,6 кВт, разработка, подготовка производства и постановка на серийное производство линейки электродвигателей взрывозащищенных 1ExdIICT4 асинхронных трехфазных со степенью защиты IP67/IP68 (ЭЛАС-М) и совершенно новое для предприятия направление  – создание высокотехнологичного производства модельного ряда комплектных электроприводов нового поколения. Кроме того, начиная с этого года завод активно развивает направление инструментального производства, в том числе высокоточного концевого режущего инструмента методом вышлифовки из цельных твердосплавных заготовок. Успешная реализация всех запланированных мероприятий в рамках диверсификации производства позволит предприятию к 2025 году увеличить долю гражданской продукции до 30% от общего объема продаж.

 

Сегодня АО «Томский электротехнический завод» – динамично развивающееся  предприятие электротехнической промышленности России, относящееся к отрасли машиностроения, ориентировано на выпуск сложной наукоемкой продукции единичного и мелкосерийного производства.

 

Прогноз в руку

В мае этого года в Москве на выставке «Металлообработка-2019» была продемонстрирована гражданская продукция ТЭТЗ – линейка комплектных электроприводов нового поколения, разработка которых ведется в тесном сотрудничестве с НИ ТПУ. Разработанный и изготовленный специалистами предприя­тия электродвигатель мощностью 550 Вт был представлен на стенде в связке с блоком управления Томского политехнического университета и вызвал большой интерес у нефтяников и газовиков.

 – Увеличение производительности труда до уровня среднего показателя по корпорации «Уралвагонзавод» – одна из первостепенных задач, – говорит генеральный директор Борис Вологдин. – Для этого необходимо повышать эффективность работы персонала, внедрять проекты по автоматизации и цифровизации производственного процесса. Только непрерывная планомерная работа по повышению эффективности всех бизнес-процессов позволит обеспечить стабильное развитие предприятия на конкурентном рынке машиностроительного производства.

– Завод, по сути, второй дом, основа качества жизни людей, а от работоспособности и благополучия коллектива зависит общее дело, – уверена советник генерального директора – начальник отдела персонала Ксения Вершинина. – У нас наукоемкое производство, и мы тщательно следим за повышением квалификации работников и уровнем образования. На сегодняшний день треть сотрудников имеет высшее образование. Люди постоянно учатся секретам профессии машиностроителя, развит институт наставничества, поощряется новаторство. Кадры, которые после тщательного отбора приходят на завод, вливаются в коллектив, в котором есть свой уникальный дух завода, бережно хранятся традиции, уважают и поддерживают ветеранов, помогают в беде. Совместные праздники, спорт, отдых сплачивают коллектив, а единство во многом определяет уровень достижений.

Полученная по итогам года чистая прибыль направляется исключительно на финансирование проектов, целью которых является освоение новых видов продукции. Такая политика обеспечивает предприятию возможность развития в средне- и долгосрочной перспективе.

По словам заводчан, предприятие знает, куда идти, как расти и что ценить. А это уже характер и крепкий стержень завода. А ведь, что ни говори, не опровергнешь аксиому – богатство региона и страны прирастают только индустрией.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

21 + = 27