За три с половиной века фантазией зодчих, руками строителей, мечтами горожан Томск превратился в уникальный город с интересным лицом из черт разных эпох – деревянных фантазий XVIII–XIX веков, каменной имперской державности, фундаментального реализма советских пятилеток.

Даешь жилье большое и малое!

Одной из самых сложных проб­лем 75 лет назад, в послевоенное время, оставалась проблема отсутствия жилья. С началом войны в Томск было эвакуировано более 50 крупных и средних предприятий, учреждений и организаций. С большим трудом около 60 тыс. приезжих были расселены во всех пригодных для жизни местах. Слово «уплотнение» было одним из самых ходовых в бытовом общении. Естественно, капитального жилищного строительства не могло быть по определению – война. И потому в первую послевоенную пятилетку проблема дефицита жилья встала во весь рост. Фактически разрушенную стройиндустрию стали возрождать буквально из пепла. Реконструировали кирпичный завод № 10, восстановили 17-й и построили еще два новых.

Строили с подъемом и, казалось бы, много, быстро: за шесть послевоенных лет удалось сдать около 70 тыс. кв. м. Одновременно власти занимались ремонтом старого фонда, поощряли индивидуальное строительство (предлагали кредиты, по разнарядке выдавали ликвидный стройматериал). Именно тогда, в 1950-х, Томск стал менять свой облик, в нем появились новые градостроительные нотки в виде компактных микрорайонов. И, что интересно, эти городки вполне себе ухоженно выглядят и сейчас, в XXI веке. В конце улицы Сибирской появился городок завода резиновой обуви. Чуть позднее рядом вырос еще один – строителей. Возле станции Томск-1 поднялся симпатичный трехэтажный городок электромоторного («Сибэлектромотор»), на Московском тракте – дома для работников ТЭМЗа. Улица Пушкина приросла домами для рабочих завода «Сибкабель». В другом месте, на улице Казанской (Комсомольский проспект), выстроились дома для работников ГРЭС-2 и манометрового завода. На улице Усова сформировался городок для студентов-политехников.

 

«Наша задача, в том числе в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда», – обеспечить максимально широкое предложение при покупке людьми квартир разных типов и ценовых категорий.

Евгений Паршуто, заместитель губернатора Томской области

 

 С поддержкой индивидуального строительства рос частный сектор, хоть и не очень последовательно. В те же годы инициатива людей фактически обеспечила немалый прирост жилья. Но не обошлось без незаконного самостроя, но на это власти смотрели сквозь пальцы: строительство своего дома было единственным выходом для сотен семей. Надо отметить, что строили не только в областном центре, активная работа развернулась в селах и особенно в леспромхозах в связи с притоком людей на постоянное местожительство.

К середине 1950-х годов появилось 1 217 новых домов (весь томский фонд составлял 667 тыс. кв. м).

 

Секреты Чекиста и трамвай «единичка»

Под боком у Томска в условиях абсолютной секретности небольшой поселок Чекист превратился в самый крупный закрытый город ядерно-энергетического комплекса страны с мощной стройиндустрией.

Параллельно с жилищным в области разворачивалось гражданское и промышленное строительство. В 1945 году был возведен аэродром на Каштаке (прослужил до 1960-х годов), чуть позже появились порты в Колпашеве и Каргаске. В 1949 году, к величайшей радости томичей, закончилось сооружение трамвайных путей, которое производилось методом народной стройки. Неописуема была радость людей, когда от вокзала Томск-1 до площади Батенькова по рельсам забегали сияющие краской новенькие вагоны.

Промышленное строительство не ограничивалось только восстановлением и модернизацией цехов и инфраструктуры традиционного производства. С началом разработки нефтяных и газовых месторождений на севере области возникли крупные строительные объекты. Самое первое обустроенное месторождение – Советско-Соснинское – в 1966 году дало первые 2 тыс. тонн нефти. Особенно развитию строительной индустрии способствовали магистральные нефте- и газопроводы Александровское – Анжеро-Судженск, Нижневартовск – Кузбасс и ЛЭП-220 Томск – Парабель.

 

Нефть и химия

Одновременно с разработкой природных кладовых началось беспрецедентное в истории региона строительство опорной базы нефтедобытчиков. Местом для нее избрали небольшой поселок Стрежевое, основанный в 1930-х годах крестьянами-спецпереселенцами на берегу реки Пасол, протоки Оби. Строительство нефтеграда было сопряжено с величайшими трудностями, ибо не только все грузы, но и строительные конструкции крупнопанельных домов приходилось завозить по воде, что увеличивало сроки сдачи объектов. Несмотря на то что трудовые коллективы складывались по ходу стройки, это не мешало добиваться хороших темпов ввода жилья. Самую большую роль в строительстве таежного города сыграли бойцы студенческих отрядов из Томска, Новосибирска, Москвы, Казани, Липецка, ехавшие за «туманом и за запахом тайги».

 

Еще одна стройка века

1970-х годов – возведение Томского нефтехимического комбината. В проектировании объекта участвовали около 30 организаций со всей страны. Строительство велось высокими темпами и в основном силами крупнейшей на тот момент организации «Химстрой». В мае 1976 года был вынут первый кубометр грунта, а в феврале 1981 года был получен первый полипропилен. Чуть позднее были построены еще три комплекса флагмана нефтехимии страны – по производству метанола, формалина и карбамидных смол. Все эти заводы на тот момент были крупнейшими в мире.

 

Берег левый, берег правый

В последний день лета 1946 года было торжественно открыто движение по понтонному мосту, который строился три года в тяжелейших условиях нехватки материалов и комплектующих. Но в результате неимоверного напряжения сил мост через Томь на 36 плашкоутах весом в 60 тонн каждая и с двойным настилом сверху был установлен. Первыми прошли по мосту 350 подвод и десятки машин с зерном. Понтонный мост прослужил до начала 1970-х – до тех пор, пока ему на смену не заступил опорами первый капитальный мост. Строительство велось с 1969 по 1973 год предприятием «Мостоотряд-101».

В августе 1999 года и.о. председателя Правительства РФ Владимир Путин открыл второй коммунальный мост через Томь, со стороны Северска, за которым закрепились названия Новый и Северный.

 

ЦИФРА

2 835 строительных организацийв строительном комплексе Томской области в 2019 году. Общая численность работников строительного комплекса 17 тыс. человек. Объем выполненных работ в 2018 году составил 47,1 млрд рублей.

 

Народная стройка

С конца 1960-х годов жилищное строительство опосредованно стало ключом к решению как кадровых, так и сложных задач в социальной сфере – образовании, здравоохранении, службе быта. Благодаря хозрасчету крупные предприятия стали возводить жилье для своих работников. Томский инструментальный завод даже создал строительное подразделение, благодаря чему в начале 1970-х рядом с заводом возник компактный и уютный высотный район. Также действовали и на ГПЗ-5: наладив тесную связь со строительными организациями города, сдавали по два дома в год, решив острую проб­лему текучки кадров.

 

Золотой век?

Облик областного центра стал стремительно меняться. Томск прирастал объектами строительства значительно быстрее других сибирских городов, и во многом это было связано с пуском комбината крупнопанельного домостроения. В 1970-х годах предприятие осваивало новые серии панельных домов, неуклонно наращивая мощности. Девяти­этажные высотки разительно отличались от первых панельных пятиэтажек в конце проспекта Фрунзе отделкой фасадов. В 1980 году ДСК начал выпуск высококачественных наружных стеновых панелей, немного позднее были смонтированы прогрессивные конвейерно-кассетные линии. В 1985 году в домостроении произошло значимое событие – совместными усилиями специалистов разных областей – архитекторов, строителей и инженеров – удалось запустить 75-ю серию зданий из железобетона с поворотными блок-вставками. Первые здания этой серии появились при застройке Центрального и Солнечного микрорайонов. Последний из них стал предтечей мегапроекта XXI века – Солнечной Долины. В 1980 году началось строительство самого большого медучреждения области – Томской областной клинической больницы.

В Томске новые микрорайоны поначалу строились на свободных участках – вдоль Иркутского тракта, на пустырях Каштака, который быстро превратился в самый крупный спальный район. В те же годы на востоке стал расти бережно вписанный в природную среду красивейший Академгородок. Вслед за окраинами стал преображаться центр: микрорайоны Центральный, Новый были встроены в территории со сложившейся исторической застройкой. Было это ошибкой или нет, ответило время, но тогда думали по-другому. Во всяком случае, появилась возможность начать переселять людей из подвалов и аварийного жилья (10 тыс. семей проживали в домах с износом до 70%).

За две пятилетки ударными темпами в области было построе­но без малого 5 млн кв. м жилья. Жилой фонд изменился качественно: удельный вес квартир с водопроводом, канализацией, центральным отоплением с 50% в 1975 году увеличился до 80% в 1985-м. Оставались проблемы с коммунальными удобствами на селе: имели водопровод 37% домов в области, центральное отопление – 21%, канализацию – 18%. Хотя были коммунальные островки: села с комплексной застройкой – Чилино в Кожевниковском районе, Воронино и Зоркальцево – в Томском, Маркелово – в Шегарском. Более того, были запущены домостроительные комбинаты в Зырянском и Шегарском районах. Так на поток было поставлено строительство домов на селе.

В 1980-х по принципу комплексной застройки недалеко от села Пудино, в 480 км к западу от Томска, был построен город Кедровый. Получивший свой статус в 1987 году, он пока остается последним новым городом области и самым маленьким городским поселением в России.

 

ЦИФРА

Советский рекорд состоялся в 1988 году – 695 тыс. кв. м жилья.

 

Шедевры под вопросом

По обеспеченности жильем Томская область тогда занимала 64-е место среди 72 регионов РСФСР, более 10% населения проживало в коммуналках. На одного томича приходилось не более 12 «квадратов» жилой площади – меньше, чем в других российских городах.

Были и неоднозначные стройки, воспринятые томичами со скепсисом. На площади Ленина вместо разрушенного старинного Гостиного двора возникло футуристическое здание театра драмы. Считая, что новое здание драмы нарушило исторически сложившийся архитектурный ансамбль площади, горожане окрестили его «элеватором». Так же сдержанно горожане отнеслись к другому зрелищному объекту – Дворцу зрелищ и спорта. И хотя строители «Химстроя» возвели его с душой и за короткие сроки, все же томичи еще долго жалели об утраченном ипподроме, с которым навсегда ушли скачки и бега, оставив коня лишь на гербе.

Огромное значение для областного центра имело строительство водозабора. Помимо того что городской водопровод работал с большой перегрузкой и не обеспечивал полноценно жителей водой, особенно живущих на верхних этажах, были большие претензии к качеству питьевой воды, которую брали из Томи. Система подземного водоснабжения была выходом, и водозабор был создан в рекордные сроки. Уникальное сооружение, крупнейшее в стране, включает в себя 140 скважин на левом берегу Томи и дает 200 тыс. кубометров артезианской воды в сутки.

 

 

ЦИФРА

В 1949 году в Томске построено и введено в эксплуатацию 277 жилых домов общей площадью 19 тыс. кв. м.

 

Рывок из трясины

В свой 50-летний юбилей в 1994 году Томская область вступила с высоким уровнем инфляции, нарушенными хозяйственными связями, неплатежами, резким падением качества жизни томичей. Строительная отрасль пришла к полному упадку. Даже на успешном ДСК сложилась критическая ситуация вплоть до ареста счетов и угрозы банкротства. В 1998 году прекратили существование две самые крупные организации области – «Химстрой» и «Томскстрой». Жилье фактически не строилось, а фонд ветшал.

Но на рубеже веков спрос на жилье стал расти, а в хозяйственной политике Томской области жилищное строительство снова стало приоритетным направлением. С полного штиля на благоприятный сменился инвестиционный климат. Обороты стройиндустрии выросли. Рост производства материалов и конструкций увеличивался на 20–25% в год. Компания «Газхимстройинвест» ввела третий по счету завод с объемом 80 млн штук кирпича в год. Холдинг ТДСК с вводом площадки на ул. Мостовой добавил к объемам производства сборного железобетона еще 200 тыс. кубометров в год. Примерно на такие же объемы вышел завод ЖБК-100. Заработали новые асфальтовые производства и предприятия по добыче и производству инертных материалов – песка, гравия, щебня.

 

«Перед строительным комплексом страны стоят амбициозные задачи – нарастить объем жилищного строительства, сформировать комфортную городскую среду, ежегодно улучшать жилищные условия не менее 5 миллионов семей. Эти задачи отражены в национальном проекте «Жилье и городская среда». В проекте предусмотрена большая работа по вопросам, напрямую касающимся проектировщиков и строителей: предстоит создать условия для внедрения новых технологий, перейти к цифровой платформе отрасли. Уверен, что будут найдены решения актуальных вопросов отрасли и строительного комплекса Томской области.

Владимир Якушев, министр строительства и ЖКХ

 

Железобетонный Ренессанс

Программа «Доступное и комфортное жилье» стала способствовать максимальному возрождению отрасли. Объемы строительства жилья росли год от года. Томская область в конце нулевых вошла в число лидеров СФО по вводу и объему жилья на душу населения. Одна из примет улучшения ситуации – возведение новых микрорайонов: от уютного и компактного Радужного на Каштаке до взметнувшегося в небо 17-этажного Высотного.

А затем появился самый крупный инвестиционный проект за все время существования строительного комплекса – Солнечная Долина. Аналогичных районов-миллионников с площадью 256 га и общей стоимостью вложений 50 млрд рублей не было ни в одном городе в стране. Более того, после длительного перерыва томские строители вернулись к принципу комплексной застройки, и в гигантском районе к сотне высотных жилых зданий проектом предусмотрены десятки объектов социальной сферы – детские сады, школы, спортивные сооружения, лечебные учреждения, крытые парковки. Один из примеров дальновидной политики – бассейн олимпийского класса «Звездный», ставший украшением микрорайона Зеленые Горки и гордостью Томска. В результате новых подходов в микрорайонах ТДСК и «Карьеро­управления» сняты проблемы с местами в детских садах. Примечательно, что именно в Солнечной Долине после 25-летней паузы в области была построена современнейшая школа на 1 100 мест. Такие же школы появились в Радонежском, Южных Воротах, на улице Никитина. Жилищное и строительство социальной инфраструктуры развернулось в Колпашевском районе, городе Стрежевом, в Каргаске, Парабели, Северске, Асине. В других районах началось малоэтажное строительство.

 

ЦИФРА

699 тыс. кв. м – абсолютный рекорд в истории Томской области по вводу жилья, который был достигнут в 2015 году.

 

Время сложных решений

Последние несколько лет на отрасли сказались кризисные явления, связанные с объективными рыночными процессами, в результате чего объемы ввода жилья значительно сократились.

– Я уверен, что не все причины сокращения жилищного строительства в Томске объективные, – подчеркнул губернатор Томской области Сергей Жвачкин. – Но мало искать виновных – нужно исправлять ситуацию.

Одним из искомых решений может стать реновация жилого фонда Томска.  В последнее время строители в основном переориентировались на возведение жилья в Томском районе и ушли из областного центра. Но есть шанс для строительных компаний и мэрии Томска в рамках нацпроектов, по которым региону предоставляется федеральное финансирование, остановить спад.

Проект может затронуть 115 га территории города. Этот ресурс позволит возвести 1,4  млн кв. м жилья. 

– В целом в агломерации Томск – Северск – Томский район под строительство почти 12 миллионов «квадратов» можно использовать 1 450 гектаров, – предложил на одном из  совещаний  с представителями строительной отрасли губернатор Сергей Жвачкин.

Известно, что в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда» власти Томской области планируют возвести 3,7 млн «квадратов» жилья до 2024 года. Нацпроект, в рамках которого в регионе планируется расселение аварийных домов, придаст ускорение планам по реновации областного центра; возведение новых микрорайонов возможно на 12 участках, включая микрорайон Черемошники и центр города. Новое жилье в рамках нацпроекта должно появиться и в 17 из 21 муниципалитета области. Но мало только возводить квадратные метры. По мнению губернатора, пора перестать строить просто жилье, людям нужно новое качество городской жизни. Жилье должно отвечать требованиям века по комфорту и безопасности. Одной из первых ласточек жилья новой генерации станет жилищный комплекс на проспекте Комсомольском, который своим обликом и качеством точно укладывается в новую линию, предложенную главой региона.

Но, безусловно, имеется уверенность, что отрасль получит стимулы для развития через внедрение передовых технологий с появлением механизмов господдержки. Этому способствует развертывание беспрецедентного национального проекта «Жилье и городская среда» с общим бюджетом в 271,2 млрд рублей, нацеленного на увеличение объемов ввода комфортного жилья на 120 млн «квадратов» к 2024 году.

Строители всегда готовы к подвигу, и нет сомнений, что отрасль нашего региона потенциально способна построить все, как и выполнить любые задачи не сегодняшнего, а завтрашнего дня.

 

 

 

 

  • Почетные граждане томской области

Петр Пронягин, создатель крупнейшей в Сибири строительно-монтажной организации «Химстрой», Герой Социалистического Труда

Под его руководством были выполнены сверхсложные работы по строительству и реконструкции СХК. Преимущественно «Химстрой» обеспечил ввод ТНХК. В Томске и окрестностях построены приборный завод, ТЭЦ-3, Дворец зрелищ и спорта, Дом советов, телецентр, аэропорт, НИИ в Академгородке, клинический блок СибГМУ, дом отдыха «Синий Утес», тепличный комбинат в Кузовлеве, свинокомплекс «Томский»,   Межениновская птицефабрика и другие объекты. Награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, полный кавалер ордена Трудового Красного Знамени.

 

Борис Мальцев, заслуженный строитель РФ, профессор, общественный деятель, почетный президент Союза строителей Томской области

С его именем тесно связано освоение и развитие стройиндустрии – крупнопанельного домостроения, возведение жилья и объектов социальной и культурной инфраструктуры. Он руководил строительством Каштака, микрорайонов по Иркутскому тракту, зданий драмтеатра, БКЗ и других значимых объектов. Кавалер орденов «Знак Почета», Дружбы народов, Трудового Красного Знамени, «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

33 − 29 =