25.12.2017

Ведущие вузы Сибири объединяются для помощи инвалидам

Статей на сайте: 16093

Ведущие вузы Сибири объединяются для помощи инвалидам в получении высшего профессионального образования.

Государственная программа «Доступная среда» на 2011–2020 годы», направленная на формирование равных условий и возможностей для каждого человека во всех сферах жизнедеятельности, затрагивает и образование. Но если инклюзия в общем образовании уже достаточно продвинута, то абитуриентами вузов становятся не более 6% выпускников школ с инвалидностью. И чаще всего проблема связана не с людьми с ограниченными возможностями, а со стереотипами. Но серьезные позитивные подвижки уже есть.

 

inklyuzivnoe_obrazovanie

 

Ключ к вузовской аудитории

Программа Министерства образования РФ, начатая в 2016 году, предусматривает повышение открытости высшего образования для людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Цель – чтобы каждый выпускник школы имел не только право выбора направления, формы и уровня получения профессио­нального образования, но и возможность осуществить свою цель. Программа включает в себя идеологию поддержки и сопровождения студентов с инвалидностью в вузе, а также предлагает набор организационных форм для объединения усилий и ресурсов ведущих образовательных центров страны.

Одним из ключевых инструментов программы стало создание сети ресурсных учебно-методических центров (РУМЦ). В 2017 году статус РУМЦ как базового учреждения получили 13 вузов России. На огромной территории Сибири – Томской, Омской, Тюменской областей, Красноярского края, Ханты-Мансийского автономного округа работу по созданию условий для обучения инвалидов в высшей школе координирует Тюменский государственный университет.

 

Наука и практика в общую копилку

В Томске соглашение с сибирским РУМЦ о сотрудничестве в этом году подписали уже четыре вуза: НИ ТГУ, НИ ТПУ, ТГПУ, ТУСУР. Они пришли к объединению в рамках РУМЦ не с пустыми руками. Каждый из вузов имеет свой уникальный путь, опыт становления инклюзивного высшего образования и научные разработки по использованию реабилитационно-адаптационных технологий. В ТГУ и ТПУ, например, апробированы методики по оптимизации доступности дополнительных образовательных услуг для молодых инвалидов, изучены проблемы трудоустройства инвалидов в Томске.

В педагогическом университете уже несколько лет идет работа по проблематике инклюзивного образования – «Доступная среда», «Готовность специалистов ТГПУ к реализации инклюзивного образования». Одним из самых ярких проектов в этой области является выставка «Блэквист» – интерактивное путешествие в кромешной темноте. «Невидимая выставка» признана лучшим проектом на межрегиональном конкурсе студенческих бизнес-идей. Она нацелена на ликвидацию барьера в общении между зрячими и людьми, имеющими проблемы со зрением.

В ТУСУРе для студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья уже работают реальные практикумы: созданы пропедевтические образовательные программы с методикой обучения и воспитания, разработана дидактика для коллективного и индивидуального пользования, предоставляются услуги ассистентов, оказывающих необходимую техническую помощь. На гуманитарном факультете преподаватели и студенты направления «Социальная работа» уже более 10 лет ведут исследовательский проект по теме «Сопровождение социальной адаптации студентов с ограниченными возможностями в техническом вузе».

– Томские вузы, имеющие огромный потенциал и заключившие соглашение о сотрудничестве с РУМЦ, создали площадку для серьезной работы. И работа началась. Встречи с коллегами состоялись совсем недавно, но мы уже наметили совместные проекты. Впереди у нас еще три года работы в рамках РУМЦ, и этого времени должно хватить для стремительного шага в направлении развития высшего инклюзивного образования. От объединения мы ждем синергетического эффекта, когда появляются новые знания, методы, обеспечивающие выход инклюзивного высшего образования на новый качественный уровень, соответствующий современным реалиям и вызовам. В итоге нашей совместной деятельности двери любого вуза должны быть широко открыты для абитуриентов с ограниченными возможностями, – пояснил начальник отдела мониторинга РУМЦ ТюмГУ Евгений Кукуев.

Предложенный в этом направлении путь – от объединенных ресурсных центров к доступному и эффективному инклюзивному высшему образованию в вузе – предполагает, что в будущем общество избавится от одной из своих болевых точек. Но решить проблему повышения качества инклюзивного образования можно только сообща.

RSS статьи.  Cсылка на статью: 
Теги: ,
Вы можете пропустить до конца и оставить ответ. Pinging в настоящее время не допускается.

Модератор сайта оставляет за собой право удалять высказывания, нарушающие правила корректного общения и ведения дискуссий..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

10 + = 13