Инновационному региону – инновационное образование

Томская область – это регион, развитие которого определяют знания и инновации. А инновационному региону необходимо соответствующее образование. Региональный центр развития образования, занимаясь уже более десяти лет разработкой, научно-методическим и организационно-управленческим сопровождением федеральных и региональных инновационных программ и проектов, создает условия для того, чтобы школьники Томской области получали качественное образование современного уровня.

 

Региональный центр развития образования сегодня – это инициирование, стимулирование и поддержка инновационных процессов в образовании

В основе деятельности РЦРО по распространению позитивного педагогического опыта лежит принцип сетевого взаимодействия. РЦРО координирует и сопровождает деятельность сети ресурсно-внедренческих центров инноваций (33 ОУ), сети центров гражданского образования (43 ОУ), сети центров экологического образования (61 ОУ), сети центров этнокультурного образования (25 ОУ), сети школьных предприятий и технопарков (21 ОУ). Базовыми инновационными площадками РЦРО являются 149 образовательных учреждений области.

Один из результатов реализации сетевых проектов – создание банков данных, которые формируются с целью максимально эффективного развития и использования интеллектуального потенциала и творческих способностей педагогов и школьников. Например, в кадровом банке данных «Молодежный кадровый ресурс» 187 действительных резидентов – талантливых и социально активных старшеклассников и студентов из семи муниципалитетов области.

В 2010 году РЦРО получил статус федеральной инновационной площадки Минобрнауки РФ (ФИП) по направлению «Инновационная инфраструктура системы общего образования». Статус почетный: ФИПы создаются на базе лишь тех учреждений, которые уже успешно проявили себя в комплексном проекте модернизации образования, с целью дальнейшей поддержки инноваций. И ко многому обязывающий: таких площадок в России на данный момент действует всего 16. В ноябре 2011 года в Москве состоялось межрегиональное профессионально-общественное обсуждение результативности деятельности ­ФИПов за год. Федеральные эксперты положительно оценили опыт РЦРО по проектированию как ведущему виду деятельности учреждения.

Лилия Войтеховская, заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «СОШ № 80» ЗАТО Северск:

– Открытые образовательные события, реализующиеся в рамках проектов гражданского образования, проектов «Молодежный кадровый ресурс системы общего образования Томской области» и «Создание региональной сети школьных технопарков и предприятий в качестве ресурса формирования предпринимательской компетентности детей и молодежи Томской области», – это именно та возможность, которая позволяет школьникам получить новые компетентности и применить их на практике.

Региональный центр развития образования сегодня – это возможности для развития учительского потенциала

Профессиональное развитие педагогов – приоритетное направление деятельности РЦРО. Вера в учителя, внимательное и бережное отношение к нему – особенности стиля работы с педагогами. Сопровождение педагогического роста учителя происходит через участие педагогов в областном конкурсе УМК «Инновационные образовательные разработки – инновационной экономике» (за шесть лет в нем приняли участие 811 педагогов), в конкурсе профессионального мастерства молодых специалистов (54 участника). По итогам конкурсов формируется тьюторское сообщество педагогов.

Мегапроект «Династия учителей» позволил выявить многолетний педагогический опыт 228 учительских династий из 19 муниципалитетов Томской области. В составе этих династий 1 200 педагогов. Это цвет учительства Томской области, чей уникальный опыт может стать основой работы наставников с молодыми учителями.

Стандарты нового поколения требуют учителя, способного организовывать совместную деятельность школьников и учителей. Поэтому повышение квалификации в РЦРО проводится в интерактивном режиме на различных стажировочных площадках. В 2011 году в инновационных школах Москвы 37 педагогов из 20 муниципалитетов области осваивали педагогическую технологию «Проектная задача», технологию использования интерактивного оборудования в межпредметной проектной деятельности.

Региональный центр развития образования сегодня – это площадка для обмена инновационными идеями и педагогическими разработками, для открытого обсуждения и решения актуальных задач социального развития региона

Традицией стало проведение перед началом учебного года регионального фестиваля педагогических идей и инновационных разработок, инициатором и организатором которого является РЦРО. В августе 2011 года фестиваль проходил уже в седьмой раз. В работе мастер-студий, проектных лабораторий, семинаров-совещаний, круглых столов, выставочных экспозиций по основным направлениям национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», молодежного медиафестиваля Educational Time приняли участие более 1 750 человек.

Значимым событием для педагогической общественности стало ежегодное проведение съезда учителей Томской области. В 2011 году съезд проводился по инициативе Регионального центра развития образования и ТРО общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание» при поддержке администрации Томской области и Законодательной думы Томской области. В обсуждении основной темы V съезда «Учитель, семья, общество, государство: строим нашу новую школу вместе» приняли активное участие 732 делегата.

Решение задач социально-экономического развития возможно только в толерантном обществе. По инициативе РЦРО реализуется межведомственная стратегия и программа «Этнокультурное образование в Томской области». Центры этнокультурного образования, созданные на базе школ, региональный этнопарк, действующий в сети Интернет, формируют образовательную среду для позитивного взаимодействия различных этносов. На базе РЦРО создается центр русского языка. Дети- мигранты будут изучать живую русскую речь, чтобы иметь равные возможности для успешной жизни в обществе.

Ольга Горских, старший научный сотрудник ОГБУ «РЦРО»:

– Центры этнокультурного образования мы рассматриваем как переговорные площадки по проблемам межнационального взаимодействия. Центры этнокультурного образования являются для детей-мигрантов, вновь прибывших в школу, тем местом, где они могут чувствовать себя успешными, погрузившись в национальную культурно-языковую среду. И учитель, реализующий программу этнокультурного образования, является для него проводником в новый для ребенка социум, в микросреду школы.

Региональный центр развития образования сегодня – это концентрация и рациональное использование ресурсов для повышения качества образования

Выявление инновационного опыта происходит в ходе регионального конкурсного отбора школ, активно внедряющих современные образовательные программы, конкурса лучших учителей в рамках ПНП «Образование», оператором которых является РЦРО. За 2006–2011 годы в конкурсе инновационных школ приняли участие 272 школы, в конкурсе лучших учителей – 1 219 человек.

В 2008 году из числа победителей и участников конкурсов на базе РЦРО была сформирована сеть ресурсно-внедренческих центров инноваций. Статус РВЦИ имеют такие лидеры томского образования, как Губернаторский Светленский лицей, Северская гимназия, школа «Эврика-развитие», Академический лицей, гимназии № 13, 55, 56, школа № 40, Центр планирования карьеры г. Томска и др.

С 2008 года на базе РЦРО реализуется программа повышения квалификации руководителей, педагогов и других специалистов системы образования. Она формируется по сетевому принципу. Это означает, что педагоги и руководители РВЦИ, оформив свой позитивный инновационный опыт в виде программы или модуля повышения квалификации, могут сами проводить обучающие курсы и семинары. В 2011 году на базе РЦРО повышали квалификацию 706 педагогов.

Создание в 2010 году на базе РЦРО межрегионального ресурсного центра в рамках реализации проекта «Создание федеральной сети подготовки участников органов общественно-государственного управления в образовательных учреждениях» свидетельствует о признании лидирующей позиции Томской области в этом направлении. Группа регионов сетевого взаимодействия – 18 регионов Российской Федерации, страны Казахстан, Китай, Япония.

В 2011 году РЦРО стал стажировочной площадкой федерального проекта «Разработка и внедрение модели повышения квалификации педагогов в области гражданско-патриотического образования на основе новых информационных образовательных технологий», разработанного Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования по заказу Общественной палаты РФ. В его рамках опыт Томской области получили возможность изучить и использовать в профессиональной практике 78 педагогов из Томска, Иванова, Калининграда, Красноярска, Москвы, Петрозаводска, Пскова, Ульяновска, Челябинска. Педагоги Томской области благодаря обучению в дистанционной сетевой школе познакомились с опытом регионов-участников проекта.

Ирина Мирошникова, директор МБОУ «Северская гимназия»:

– Деятельность гимназии в статусе РВЦИ позволила качественно повысить квалификацию педагогов гимназии за счет нового типа работы – разработки программ повышения квалификации, проведения семинаров, занятий, курсов. Это позволило педагогам проанализировать, систематизировать и оформить свой опыт работы в качественные образовательные продукты.

Ирина Грабцевич, директор МАОУ «СОШ № 40» г. Томска:

– Получив статус РВЦИ, школа значительно продвинулась в своем развитии: в условиях организации образовательного процесса, в кадровом обеспечении, материальном оснащении. И все это в совокупности сработало на повышение показателей качества образования.

Региональный центр развития образования завтра…

Наши приоритеты проверены временем: разработка и реализация проектов на основе сетевого взаимодействия, в том числе сетевых межведомственных проектов; создание, поддержка и распространение инновационных разработок; поддержка инновационных образовательных учреждений, проектных групп и педагогов.

Коллектив РЦРО уверен, что достижение нового качества образования, возможно только в тесном сотрудничестве, многоуровневом взаимодействии представителей педагогического сообщества, общественности и власти.

Елена СМИРНОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

18 − 6 =