Инженерный вопрос

ТПУ на три дня стал центром поиска подходов к формированию национальной доктрины инженерного образования

На общероссийскую конференцию, проводимую на базе Томского политехнического университета, съехались более сотни ведущих представителей инженерного сообщества России. В работе секций и круглых столов приняли участие депутаты Государственной думы и члены Совета Федераций, ректоры и преподаватели ведущих технических вузов, а также представители российских и международных инженерных ассоциаций. Они обсуждали цели, инструменты и методы совершенствования технологий и организации инженерного образования страны в условиях новой индустриализации.

– Национальная доктрина инженерного образования необходима, – уверен президент Ассоциации инженерного образования России Юрий Похолков. – В прошлом году этой доктриной заинтересовались в Госдуме. Сейчас мы должны наметить принципы, методологию, чтобы в дальнейшем принять этот стратегически важный документ.

По словам заместителя председателя комитета Совета Федераций по науке, образованию, культуре и информационной политике Виктора Кресса, столь пристальный интерес к теме продиктован временем.

– Нам уже сегодня нужно торопиться, – считает Виктор Кресс. – От этого зависит, сможет ли наша экономика стать конкурентоспособной на мировом рынке. Президент России Владимир Путин поставил задачу: создать к 2020 году 25 млн современных высокотехнологичных рабочих мест. Без серьезной, а кое-где и кардинальной перестройки инженерного образования решить эту задачу будет невозможно. Хочется верить, что мы выработаем меры, которые позволят сначала ведущим, а потом и остальным техническим вузам России готовить специалистов новой формации, несерийных инженеров с нестандартным набором профессиональных компетенций. 12 декабря Совет Федераций перенимает эстафету у ТПУ: мы будем проводить парламентские слушания по инженерному образованию России.

Стать флагманом

ТПУ стал площадкой для обсуждения подходов к доктрине инженерного образования неслучайно. Философия вуза – ориентация на лучшие мировые стандарты, проектирование новых образовательных программ для инженеров, которые основаны на интеграции с мировым научно-образовательным комплексом. Именно ТПУ первым в России получил возможность сертифицировать профессиональных инженеров, сейчас вуз имеет 12 магистерских программ с ведущими университетами мира, а также совместные программы с российскими высокотехнологичными компаниями. Поэтому, по общему мнению участников конференции, политехнический университет должен стать одним из флагманов, за которым потянутся остальные технические вузы.

– ТПУ – исторически первый технический вуз в азиатской части России, – отметил в своей вступительной речи ректор ТПУ Петр Чубик. – По сей день ТПУ является кузницей инженерных кадров и одним из лидеров образования страны. Но я бы сейчас не стоял за этой трибуной, если бы не было о чем волноваться. Что нужно сделать для того, чтобы высококвалифицированные инженеры выходили из стен не только ведущих вузов страны? Ведь таковых только три-четыре десятка, а технических и технологических вузов в России порядка 140. Мы должны ответить на этот вопрос, подойдя к нему под различными углами зрения – экономическим, политическим, организационным.

Идти в ногу со временем

По мнению депутата Госдумы Ахмата Эркенова, образование – ключевой инструмент инновационных преобразований в экономике, причем в первую очередь именно инженерное образование. Одна из его главных проблем – несоответствие ожидания работодателей и уровня выпускников.

– Главный недостаток инженерного образования – мы потеряли возможности и способности готовить специалистов в области техники и технологий, которые именно сейчас необходимы для современной промышленности, – отмечает проректор по образовательной и международной деятельности ТПУ Александр Чучалин.

– Технические вузы упрекают, что мы плохо учитываем требования работодателей и не используем профессиональные стандарты, – размышляет ректор СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Владимир Кутузов. – Но когда мы просим у промышленности конкретизировать требования, то не можем прийти к единому мнению. Противоречий много, поэтому важно, что мы проводим подобные встречи и диалог ведется, со временем мы заговорим на одном языке. Все-таки наша инженерная школа исторически имеет преимущества, к примеру в плане связи с промышленностью. Надо их реализовывать.

По итогам заседаний и круглых столов участники конференции приняли специальные рекомендации для органов законодательной и исполнительной власти, а также для научно-образовательной общественности, бизнес-организаций и вузов. Вполне возможно, что они и станут основой будущей национальной доктрины инженерного образования.

Мнение

Эндрю Во, заместитель председателя Вашингтонского соглашения:

– За последние несколько лет Россия сделала колоссальный прорыв в инженерном образовании. Но предстоит еще больше: теперь Россия входит в международный контекст в сфере принятия и осознания критериев, необходимых для оценки качества образования, поэтому может наладить выпуск конкурентоспособных на международном рынке труда инженеров.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пятнадцать + 3 =