IT-стартапер или ресторатор: бизнесмен Дмитрий Пангаев о том, кто быстрее станет миллиардером

Дмитрий Пангаев

Чтобы первый томский пивной ресторан получился по-настоящему немецким, Дмитрий Пангаев с компаньоном поехали путешествовать по Германии. Они перенимали опыт и заодно искали для интерьера аутентичные вещи – в Томск ушло несколько бандеролей. Так, например, на стене «Мюнхена» появились настоящие баварские штаны, купленные у старьевщика за 70 евро.

– Человек идет в ресторан не за картошкой и котлетой. Он идет за атмосферой, – уверен Пангаев. – Только большинство предпринимателей, массово кинувшихся в общепит в последний год, этого не понимают.

После ресторана «Мюнхен» Дмитрий открыл еще два пивных заведения, более демократичных, под названием Harat’s pab. А построив бизнес, который он считает стабильным, ресторатор стал IT-стартапером. Его проект «БУБУКА» недавно выиграл один из самых рейтинговых инновационных конкурсов России WebReady-2013.

Атмосфера плюс русский пафос

…Летом 2008 года Дмитрий Пангаев, тогда еще владелец двух не связанных с общепитом компаний, увидел помещение в новом здании на пл. Батенькова и сразу понял: отличное место для ресторана! Он как поставщик элитного пива знал: ниша пивных ресторанов в Томске абсолютна свободна… В ноябре того же года подписали договор аренды и сразу отправились за вдохновением в Германию. Те самые баварские штаны, пивные кружки, таблички, оригинальная посуда – все ценное, что встречалось в пути, незамедлительно отправлялось бандеролями в Томск.

– У нас есть барная стойка, она залита эпоксидной смолой, а внутри лежат всякие штучки типа чеков из знаменитых пивных заведений Германии, – говорит Дмитрий. – Так что дух, атмосфера – все настоящее, немецкое. Правда пришлось частично адаптировать наше заведение под Россию. Например, в Европе непринципиально, какая в ресторане мебель, посуда. А у нас дай вилку и ложку из разных наборов, так скажут: «Издеваетесь?!» Чем стоимость чека выше, тем пафоса должно быть больше, ну публика у нас такая! Так что мебель, посуду – все делали под заказ.

С «Хэрэтсами» было что-то похожее: Дмитрий ехал по улице К. Маркса, увидел старинный кирпичный особняк на углу пер. 1905 года и подумал: «Здорово было бы открыть здесь что-нибудь». Что – еще не знал. Это потом, когда начались переговоры, подоспела идея франшизы: друзья Дмитрия из Иркутска запустили франчайзинговый проект Harat’s pab, которым он очень вдохновился. Два паба, открытые в Томске в 2012 году с разницей в несколько месяцев, заполнили другую пустовавшую нишу: атмосферных пивных, где можно весело провести время, демократичных по цене, но в то же время достаточно дорогих, чтобы отсеять специфичных любителей «Жигулевского» из ларька.

– Ресторатор должен тонко чувствовать момент с выбором помещения, – говорит Дмитрий Пангаев. – Иногда и место хорошее, а чувствуешь, что не пойдет. У меня была такая ситуация с одним зданием: вроде все нравится, уже идем к согласию по аренде, но что-то внутри противится. Пришлось отказаться. Сейчас есть одно такое здание на примете, где, по-моему, был бы отличный ресторан. Может быть, третий Harat’s pab, а может, что-то принципиально новое…

Не котлетой единой

Открытие одного паба стоило Пангаеву и его компаньонам примерно 12–13 млн рублей. Бары попроще обходятся втрое-вчетверо дешевле, и, как отмечает Дмитрий, именно в последний год их открылось сверх всякой меры.

– На мой взгляд, это связано с тем, что из недвижимости забирают деньги. Инвестиции в квадратные метры больше не выгодны, а куда пойти со свободными средствами? Ну, давайте в общепит. И пошли все кому не лень. Покупают франшизы и думают, что доход обеспечен. Черта с два! Каждый день ты должен заниматься своим рестораном. Но мало того – если не чувствуешь какой-то изюминки, ничего не получится. Например, многие новые проекты новосибирцев быстро умирали в Томске: «Вилка-ложка», «Жили-были» и т.д. Приезжие люди, которые их открывали, были смелыми и сильными, но они не учитывали особенности томской публики. Ее на мякине не проведешь! Просто котлет с картошкой ей мало – заведение должно продавать удовольствие. А оно складывается из атмосферы, музыки, мебели, кухни, обслуживания…

– Через год подведем итоги этого ресторанного бума, – улыбается ресторатор. – Рынок сейчас явно перенасыщен, плюс грядут нелегкие времена в экономике всей страны. Слабые будут умирать. Останутся две категории: либо те, кто создал реально хорошее заведение, либо те, у кого здание в собственности. Последние будут существовать, пока не уйдут в минус. А потом сдадут свои «квадраты» какому-нибудь супермаркету.

iTunes для бизнеса

…Если присмотреться, то на дверях многих томских ресторанов и кафе, а также супермаркетов, торговых центров, гостиниц можно увидеть стикер: «Здесь используется легальная музыка с портала «БУБУКА». На bubuka.info стоит счетчик, показывающий, сколько треков из его базы проиграно на сегодняшний день. За минуту показатели прирастают примерно на 100–150 треков, всего прослушиваний больше 40 млн.

– Проект «БУБУКА» мы вывели на рынок в начале 2012 года, – говорит Дмитрий Пангаев. – И как создатели службы поддержки продаж, и как рестораторы мы понимали: владельцы заведений не против платить за легальный музыкальный контент, но у них нет удобного инструмента. Проще было нарушить закон: скачать из Интернета, поставить CD, включить радио… И мы стали делать инструмент, который был бы прост в управлении и давал возможность почти напрямую общаться с правообладателем.

С каждым из них скрупулезно заключались договоры. В одних случаях правообладателями выступали сами артисты, в других – музыкальные лейблы. Выходили на них напрямую, без каких-либо посредников в лице РАО. Это и позволило сделать контент доступным (стоимость минимального пакета – 900 рублей в месяц). В базе – 20 тыс. композиций, программа загружается на любой девайс – хоть персональный компьютер, хоть планшет, хоть смартфон, хоть бытовой CD-плеер. В облаке системы пользователь выбирает нужные композиции, они перегружаются в зашифрованном виде на плеер и с него воспроизводятся.

– По сути, мы сделали iTunes для бизнеса, – гордится Дмитрий. – На сегодняшний день у нас 11 дилеров в России и один на Украине. Клиенты – от Москвы до Хабаровска. Сейчас задача – закрепиться на рынке России и СНГ, затем – Европа. Сервиса с такой концепцией там точно нет. Его нет даже в Америке, где, кажется, с авторскими правами все схвачено. Так что перспективы у проекта захватывающие.

– В IT-бизнесе важно быть не только разработчиком, но и предпринимателем, – подчеркивает Пангаев. – Я видел много таких стартапов, где идея вроде бы хорошая, но они топчутся и топчутся на месте. Поэтому в проекте важна команда. Вот Стива Джобса многие обвиняли, что он просто примазался к созданию персонального компьютера, который на самом деле изобрел Стив Возняк. Но именно Джобс придумал, как продать его, как преподнести, как сделать красивым и нужным людям.

Мировые парни

Первоначально в «БУБУКУ» было вложено 10 млн рублей. Чтобы проект развивался дальше, нужно еще 30 млн.

– Инвесторам мы интересны, многие узнали о нас как раз благодаря победе на WebReady. Кроме того, мы вошли в топ-25 Russian Startup Rating. В общем, имя у проекта уже есть, сейчас ведем активные переговоры об инвестициях, – рассказывает Дмитрий. – Перспективный IT-проект как девушка на выданье: к тебе ходят, присматриваются, и тут важно не прогадать, не продешевить и отстаивать свои позиции. Обычно бизнес-ангелы очень жестко ведут себя с проектами: денег дают мало, долю просят большую. Они просто душат молодых ребят, выжимают все соки. Стартапер думает, как бы кредиты закрыть, ипотеку взять, машину купить, и инвесторы на этом играют: дают ему немного денег, он свои проблемы решает, но при этом, лишенный значительной доли в бизнесе, теряет мотивацию работать дальше. Ему проще сказать, как в том анекдоте: «Ну, не шмогла я, не шмогла». Так что на старте проекта важно вложить максимум своих усилий и средств.

– При всем при этом быть стартапером безумно интересно, – добавляет Дмитрий. – Хороший ресторан – это очень стабильный бизнес. Рестораны и в войну были! Хорошее заведение всегда ценится, и к нему не зарастет народная тропа. Но масштабы этого бизнеса локальны. IT же бизнес – это бизнес амбиций. Он легко масштабируется, речь уже не идет о рынке Томска или России, ты думаешь о том, что можешь покорить весь мир. Интернет открыл в этом смысле невероятные возможности. Но и ритм работы совершенно другой. Почему успешные IT-бизнесмены сказочно богаты? Потому что они живут в другом ритме. Скорость принятия решений совершенно иная, не идет ни в какое сравнение, например, со строительным бизнесом с его бесконечными совещаниями. Здесь один человек может находиться в Таиланде, другой в Америке, третий в Томске, и они по скайпу, по соцсетям обмениваются информацией. Вот мы сейчас сидим, разговариваем, а мне приходят десятки сообщений из разных городов от моих дилеров. И нам не надо встречаться, чтобы делать бизнес. Быстро решили – быстро пошли дальше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семнадцать + один =