Национальный проект «Цифровая экономика» предусматривает создание в Томской области региональной навигационно-информационной системы мониторинга транспорта, 100-процентное подключение к Интернету больниц, поликлиник и ФАПов, всех образовательных организаций, органов государственной власти, местного самоуправления и государственных внебюджетных фондов.

 

Летняя страда вахтового поселка

В поселке Пионерном началось строительство крупного энергокомплекса

Весной и ранним летом специализированные бригады были заняты на валке леса, срезке кустарника, отсыпке дороги и подготовке самой площадки под будущий источник света.

 

Цифра

6,5 млрд кубометров газа стабильно добывается в Томской области.

 

Долгое время попутный газ просто сжигался на факелах. Но российское экологическое законодательство обязало добывающие компании сократить выбросы в атмосферу и заняться эффективным использованием ПНГ. Так, «Томскнефть» уже более 10 лет в рамках Газовой программы использует попутный газ для электрификации месторождений, отопления, а также транспортирует его в магистральную сеть.

Газовая электростанция в Пионерном – одно из завершающих звеньев многолетней программы развития газовой инфраструктуры компании «Томскнефть».

 

«Мы обязаны договориться с руководством «Российских железных дорог». Потому что от этого зависят темпы социально-экономического развития нашей области, качества жизни людей.

Сергей Жвачкин, губернатор Томской области

 

Рождение концепции

Вопросами утилизации попутного нефтяного газа (ПНГ) это предприятие стало заниматься значительно раньше знакового постановления Правительства РФ от 2012 года, которое обязывало недропользователей довести до 95% уровень эффективного использования попутного газа.

– Мы нашли один интересный протокол от 1993 года, составленный по итогам обсуждения в «Томскнефти» вопросов добычи и транспортировки газа с северных месторождений Томской области. В нем упоминаются Мыльджинское, Лугинецкое и другие промыслы, – отметил заместитель начальника управления по подготовке нефти и газа АО «Томскнефть» ВНК Петр Сысолятин. – Можно предположить, что именно на том совещании впервые была отражена концепция развития газовой отрасли в Томском регионе.

 

Цифра

5,8 млрд рублей с учетом всех программ составил размер дорожного фонда региона  в 2019 году.

 

В самой компании к реализации глобального проекта официально приступили в 2007 году. За 12-летнюю историю его развития «Томскнефть» не только сократила объем выплат за сжигание газа и выброс в атмосферу вредных веществ, но и успешно выполнила взятые обязательства по улучшению экологической обстановки в районах своего присутствия. Направляя газ на дальнейшую переработку, нефтяники реализовали несколько важных и интересных проектов. Среди них жемчужиной в короне стала Лугинецкая газокомпрессорная станция (ЛГКС). С ее вводом были погашены факелы на одном из уникальных промыслов Сибири, для которого началась абсолютно новая история.

В год ЛГКС производит более миллиарда кубометров сухого отбензиненного газа. Здесь не только достигнут уровень эффективной утилизации, но и поставлен рекорд по использованию голубого топлива – 98,8%.

Другое применение ПНГ – выработка электроэнергии. Последняя из введенных в эксплуатацию ГТЭС – Двуреченская на 24 МВт. Она стала третьей после Игольско-Таловой и Западно-Полуденной. Еще действуют газопоршневые электростанции на Герасимовском и Черемшанском месторождениях.

К слову, направляемый на городские котельные попутный нефтяной газ позволяет в Стрежевом держать стоимость тепловой энергии на самом низком в регионе уровне. На голубом топливе, добываемом АО «Томскнефть», работает котельная Кедрового и нескольких поселков ХМАО.

 

Такие заветные цифры

Важным звеном в решении рационального использования НПГ являются вакуумные компрессорные станции (ВКС). За последние несколько лет на нефтепромыслах компании такие станции построены на Советском месторождении, в районе южного Васюгана. ВКС позволяют поставлять в транспортную систему газ низкого давления.

Совсем скоро, после завершения комплексного строительства, целевая отметка 95% используемого газа будет характерна еще для ряда месторождений. В ближайшие годы на финишную прямую выйдут масштабные работы по сдаче в эксплуатацию двух компрессорных станций на Двуреченском месторождении, компрессорной станции на Крапивинском, дожимной компрессорной станции на Ломовом месторождении, компрессорной станции в поселке Пионерном, установки нагрева рабочего агента на Чкаловском месторождении. Последним объектом станет газопровод от Герасимовского до Лугинецкого месторождения, строительство которого намечено на 2023 год.

По словам Петра Сысолятина, объемы добычи углеводородов все время меняются, перераспределяются, поэтому строительство дальнейших технологических объектов будет планироваться с учетом того, на каких месторождениях произойдет рост нефтедобычи. А в целом каждый построенный в рамках Газовой программы объект по праву стал уникальным звеном единой цепочки производственной, экономической, экологической деятельности АО «Томскнефть» ВНК.

 

 

Вагончик тронется – перрон останется

Губернатор Томской области Сергей Жвачкин подписал трехстороннее соглашение с «Российскими железными дорогами» и администрацией Томска о взаимодействии и сотрудничестве на 2019–2024 годы.

Подписи под документом также поставили начальник Западно-Сибирской железной дороги Александр Грицай и мэр Томска Иван Кляйн.

В новом соглашении в значительной мере учтены интересы томских промышленных и инновационных предприятий.

Также в соответствии с соглашением ЗапСибЖД продолжает маневровые ограничения в часы пик на степановском и мокрушинском железнодорожных переездах Томска.

– С руководством «Российских железных дорог» мы регулярно обсуждаем совместные планы и проекты, – подчеркнул губернатор Томской области Сергей Жвачкин на подписании соглашения. – Один из таких проектов – обновление подвижного состава, которое должно произойти в ближайшие годы и сделать путешествия по железной дороге еще более комфортными и безопасными.

Глава региона отметил, что продолжаются переговоры с руководством РЖД о возможности скоростного сообщения с международным аэропортом Толмачево в Новосибирске, а также о строительстве железнодорожной ветки к томскому индустриальному парку. В более далекой перспективе – перенос железной дороги из центра Томска за городской периметр.

– Это перспективные, стратегические задачи, которые мы за год-два не решим. Но решим обязательно, я в этом уверен.

 

 

Дорогой длинною, или Карету мне, карету!

В Музее славянской мифологии прошла краеведческая выставка «Бричкин путь. Экипаж от А до Я».

На выставке было представлено около 300 подлинных экспонатов, рассказывающих о бричкином пути: от свалившего дерево лесоруба – к плотнику, каретнику, кузнецу, шорнику и другим специалистам, изготовившим и оснастившим экипаж. Среди них: детали упряжи, поддужные колокольчики, инструменты кузнеца, столяра, плотника. Можно было увидеть реконструкцию смолокуренного производства Томской губернии?XIX века. Посетители познакомились с секретами изготовления дегтя, смолы и скипидара. И главное, узнали, зачем всё это бричке. Из любопытных экспонатов – плитка чая, проехавшая в?XIX веке по Сибирскому тракту из Китая в Москву. Из уникальных – бинокль фирмы Charles Louis Chevalier (Париж, XVIII век) для наблюдения за скачками на томском ипподроме. А предметы купеческого быта и торговли, атмосфера городской чайной и лавки приказчика позволили каждому погрузиться в эпоху триумфа конных экипажей.

Самые маленькие посетители выставки с интересом собирали модели бричек из магнитных конструкторов. А возможность привести в действие экспонаты, «поскакать» на коне, сыграть в теневом театре сделала выставку по-настоящему открытой и очень понятной посетителям любого возраста.

 

 

Есть брак – нет денег

Региональный штаб нацио­нального проекта «Безо­пасные и качественные автомобильные дороги» поставил жесткие условия дорожникам.

В план национального проекта в 2019 году изначально вошли 20 объектов: семь – в Томске, четыре – в Северске и девять – на региональных автотрассах. Благодаря экономии на аукционах и дополнительному финансированию из областного бюджета перечень пополнили еще два участка региональных автодорог.

О завершении плана-2019 национального проекта с опережением графика в ЗАТО Северск сообщил начальник управления капстроительства администрации закрытого города Николай Славиогло. На отремонтированных участках автодороги от центрального контрольно-пропускного пункта до путепровода (1,14 км), улицы Славского (0,69 км), Северной автомагистрали (0,8 км) и транспортном кольце на проспекте Коммунистическом (1,49 км) идет приемка работ.

Заместитель мэра Томска по благоустройству Вячеслав Черноус доложил о выполнении на 66% мероприятий национального дорожного проекта в областном центре. В план-2019 включены Иркутский тракт, улицы Большая Подгорная, Демьяна Бедного, Смирнова, Мичурина, Усова и проспект Ленина. Дорожно-ремонтные работы ведутся комплексно: обустраиваются обочины и бордюры, поднимаются люки коммуникаций.

О реализации нацпроекта на региональных автотрассах отчитался директор «Томскавтодора» Юрий Дроздов. Общее выполнение плана на девяти объектах достигло 50%.

– Годовой план национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в Томской области выполнен более чем на 60%. Дорожные работы идут практически на всех объектах. Но расслабляться нельзя, при этом особое внимание необходимо уделять качеству. Губернатор Сергей Жвачкин ставит это во главу угла, у него позиция жесткая: оплаты за выполненные с браком работы не будет, – отметил вице-губернатор Игорь Шатурный.

 

 

«Ифар» нам в помощь!

Препарат для кардиологических больных, способный заменить сразу несколько лекарств, получил одобрение Минздрава на начало клинических испытаний. Инновационная разработка принадлежит проектной компании группы «Ифар».

По словам ее генерального директора Вениамина Хазанова, томичам удалось найти молекулу, которая обладает способностью одновременно снижать образование тромбов, снимать спазм сосудов и ограничивать область повреждения тканей при ишемии; на ее основе и создан лекарственный препарат с новым механизмом действия. Сейчас пациентам после инфаркта или инсульта назначают сразу несколько препаратов, что увеличивает вероятность возникновения побочных эффектов, особенно у возрастных больных. Еще одна категория – пациенты после стентирования, установки искусственного клапана сердца, которым необходимо пожизненно принимать лекарства, снижающие свертываемость крови.

– Сейчас на первый план выходит безопасность лекарства, минимизация вредных побочных эффектов. Поэтому мы искали и нашли безопасное средство, которое действовало бы по всей цепочке, – сказал профессор Хазанов.

Как сообщили инноваторы, доклинические исследования компания-разработчик проводит самостоятельно. А вот добро на клинический этап дает только Минздрав РФ, и проводится он в три этапа.

– Первая фаза клинических испытаний нашего препарата, скорее всего, пройдет в Томском НИИ кардиологии и продлится около года. Последующие этапы по правилам должны проводиться в нескольких медицинских учреждениях. Сейчас идет подписание контракта с клиниками, практически все готово для начала работы, – уточнил руководитель «Ифара».

Проект томской компании поддержало Министерство промышленности и торговли РФ по программе «Фарма-2020», фонд «Сколково», а также администрация Томской области в рамках развития фармкластера. Это первая собственная инновационная разработка группы компаний «Ифар», получившая разрешение на клинические испытания. Препарат защищен патентами всех ведущих стран мира.

 

 

За водой – в Латат

Специалисты ТПУ модернизировали комплексы водоподготовки и очистки, предназначенные для установки в отдаленных населенных пунктах Томской области в рамках губернаторской программы «Чистая вода». Первый комплекс из новой серии в рамках уже третьего этапа программы отправился из Томска в деревню Латат Асиновского района 26 июля.

Программа «Чистая вода» стартовала в регионе в 2017 году. За первый год комплексы, основанные на технологии безреагентной очистки, появились в 69 поселках региона. Благодаря им бесплатный доступ к доброкачественной питьевой воде получили 56,5 тыс. сельских жителей. В 2018 году специалисты ТПУ собрали 47 станций. В 2019 году установили еще 22 комплекса. Всего губернаторская программа «Чистая вода» предусматривает установку еще около 35 локальных станций очистки. На эти цели в бюджете региона на 2020 год заложено 67 миллионов рублей. Другой источник финансирования: федеральный и местный бюджеты.

На базе ТПУ создан единый информационный центр управления, в котором аккумулируется вся информация со станций: какая вода поступает на очистку, в каком объеме жители ее потребляют, сколько электроэнергии расходует комплекс…

Также центр получает сведения обо всех поломках и их причинах, благодаря чему создана новая, улучшенная серия станций. Они более ресурсоэффективны, меньше по размеру и при этом, по словам специалистов, могут обрабатывать воду практически с любыми особенностями, которые встречаются на территории Томской области.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

97 − 89 =