КАДРЫ… В ногу со временем?..

Совершенствование учительского корпуса остается одной из приоритетных задач в новом году

Очередное заседание рабочей группы по совершенствованию учительского корпуса проходило в ­ТОИПКРО. И предпраздничная атрибутика помещения, и дата – 25 декабря, да и сама повестка говорили о том, что это будет итоговый разговор. Но отнюдь не праздничный. Деловой. Серьезность темы диктовала необходимость конструктивного обсуждения.

Коротко о главном

Открывая заседание, Татьяна Черневич, главный специалист Департамента образования Томской области, координатор направления по формированию и реализации кадровой политики в сфере общего образования, была лаконична: новый ФЗ об образовании, послание президента РФ, НОИ «Наша новая школа», МРСО, другие официальные документы и сама жизнь требуют дальнейшего динамичного и качественного совершенствования учительского корпуса. Что конкретно за этим скрывается? Работа с молодыми специалистами, формирование резерва руководящих кадров Томской области, непрерывность повышения квалификации, комплекс мер морального и материального стимулирования педагогов для выстраивания собственной системы мотивации качественного труда, квалификационная аттестация и т.д. Выступающая  напомнила, что по новому ФЗ об образовании обязательную аттестацию раз в пять лет будут проходить не только действующие руководители образовательных учреждений, но и претенденты на этот пост. Хочешь стать директором школы – пройди аттестацию перед конкурсом, так как именно с руководителя образовательного учреждения начинаются все качественные изменения в развитии образования. Краткое вступление Татьяна Черневич завершила призывом сосредоточить внимание членов рабочей группы не столько на том, что уже сделано, сколько на том, что предстоит сделать и как ускорить задуманное.

Навигатор – дорожная карта

Светлана Колбас, ст. преподаватель центра аттестации, напомнила о шести основных направлениях так называемой дорожной карты, принятой на августовской педагогической конференции и являющейся путеводителем в кадровой политике системы образования региона. Татьяна Расташанская, проректор ТОИПКРО, акцентировала внимание на том, что в рамках госзаказа, полученного ТОИПКРО от департамента образования (формирование кадрового резерва), необходимо в будущем проводить не интегрированные курсы повышения квалификации представителей ОУ, ДОУ и УДО, а раздельные, с учетом специфики каждой из этих сфер. Сергей Солодков, зав. кафедрой управления и экономики образования ТОИПКРО, транслировал собравшимся мнение руководителей ОУ: формирование кадрового резерва – это функция не школы, а муниципальных органов власти. В числе проблем Сергей Солодков назвал нехватку стажировочных площадок, отсутствие системности в подготовке нормативных документов. О необходимости создания методических служб в Александровском, Тегульдетском районах и в г. Кедровом говорила Евгения Зырянова, заведующая центром организационно-методической работы ТОИПКРО. И уж тем более не должны эти службы ликвидироваться, как это планируется в Асиновском районе. Планами ОГБУ «РЦРО» по работе с молодыми специалистами поделилась начальник отдела управления человеческими ресурсами Ирина Маркидонова, рассказавшая о профессиональных конкурсах, семинарах-тренингах и о многом другом.

Что впереди?

Обсуждение предпринятых шагов логично привело к постановке задач на будущее. В ­2013-м и далее предстоит системная работа с резервом руководящих кадров, с руководителями муниципальных органов образования по формированию целевых запросов на персонифицированные образовательные услуги для педагогического сообщества, реестра заказа на программы повышения квалификации педагогов, решение проблемы привлечения на эти цели внебюджетных средств, дальнейшее развитие региональной нормативно-правовой базы в сфере кадровой политики, касающейся в том числе и малокомплектных школ. То есть ориентиры, заданные в дорожной карте, должны воплотиться в реальные дела и привести к позитивным социальным эффектам.

Комментарий

Андрей Ястребов,  директор школы № 11 (Томск):

– Подвижки в работе с кадрами в последнее время очень заметны. Хорошо, что сейчас департамент формирует рабочие группы, в которые входят еще и практики. Поэтому планы работы составляются с учетом практического опыта. Создание таких групп я считаю весьма продуктивным делом. Рабочая группа формирует планы не только по тематике заседания, но и более широко, глобально. У меня как у руководителя выстраивается линия работы с людьми, то есть параллельно я произвожу корректировку своей управленческой деятельности. Я впервые оказался в составе такой группы, которая работает не формально, а с учетом конкретных задач и внимательно прислушивается к потребностям школы.

Дополнительно, на мой взгляд, в ситуации кадрового дефицита было бы логично более эффективно использовать возможности студентов – будущих педагогов. С их помощью можно было бы закрыть часы по тем предметам, которые не ведутся из-за отсутствия учителей. Таким образом, студенты не играли бы в школу, а получали реальные навыки общения с детьми. В ходе такой практики наставники смогут увидеть перспективность того или иного молодого человека. Аналогичным путем, мне кажется, можно было бы попытаться решить кадровую проблему и в сельской местности.

Участники рабочей группы по совершенствованию учительского корпуса уверены: ориентиры, заданные в дорожной карте, должны воплотиться в реальные дела и привести к позитивным социальным эффектам

Состояние кадрового резерва руководящих кадров в муниципалитетах ТО (данные на 11.12.2012 г.)

В образовательных учреждениях (ОУ) 20 муниципальных образований ТО трудятся 1 064 руководящих работника, в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) – 321, в учреждениях дополнительного образования (УДО) – 171, всего – 1 556.

Возраст руководящих работников: 20–30 лет – 49 человек (3%); 31–35 лет – 127 (8%); 36–40 лет – 199 (13%); 41–45 лет – 314 (20%); 46–50 лет – 298 (19%); 51–54 года – 270 (17% ) 55 и старше – 312 (20%).

Наиболее напряженная ситуация в Александровском районе (средний возраст руководителей в системе образования 51 год), в Парабельском, Первомайском и Тегульдетском районах (49 лет).

Среди руководящих работников ОУ – 119 мужчин (директора и заместители директоров), УДО – 36, ДОУ – ни одного.

Материальная поддержка молодых специалистов в сфере образования

Целевые дополнительные надбавки из областного бюджета, предусмотренные законодательством ТО, в размере 1 тыс. рублей; с 1 января 2012 года – ежемесячные дифференцированные стипендии губернатора ТО молодым учителям в размере от 2 до 6 тыс. рублей. Стипендию получают 322 молодых педагога ТО.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

20 + девятнадцать =