16.11.2018

Как «дочка» строительного гипермаркета проиграла суд

Статей на сайте: 81

 

Читатели «ТН» хорошо знают нашего постоянного эксперта адвоката Марию Родченко. Обычно она рассказывает, как не попасть в лапы разного рода мошенников, а также чересчур навязчивых поставщиков разного рода услуг, обещающих за сотню-полторы оте­чественных рублей вечную красоту и молодость. Но, оказывается, «влететь на бабки» можно и на прозаическом и, казалось бы, перенасыщенном рынке услуг по ремонту квартир. Были бы простодушные граждане, а кому развести – найдется. Рассказанная Марией и ее коллегами-адвокатами история в своем роде уникальна. Не потому, что сама ситуация редка, – горе-мастеров и тяп-ляп-умельцев у нас достаточно. Как и наивных клиентов, боящихся обидеть исполнителя работ недоверием. Уникальность в другом: впервые в новейшей истории Томска истцу удалось выиграть, казалось бы, безнадежный процесс.

 

 

Когда мы были молодые… и чушь прекрасную несли

В советские времена выражение «медвежья услуга» было очень популярным. Вообще, большинство предоставлявшихся не по блату (тоже малопонятно молодым) услуг таковыми и были. Сантехник из ЖЭКа приходил по вызову пьяным и требовал от хозяев разводной ключ, портной из ателье шил криво, а слово «сапожник» вообще было синонимом безрукого разгильдяя. Все эти рудименты и атавизмы активно высмеивались писателями-юмористами и мастерами эстрады, от Александра Иванова до Аркадия Райкина. Помогало плохо. Однако уже первые шаги зарождающегося капитализма породили надежду на то, что его величество Рынок все расставит по местам. И правда. Сантехники поголовно прекратили заливать за воротник, а в столовских пирожках с мясом-рисом откуда-то появилось мясо. Впрочем, эйфория длилась недолго и вскоре сменилась ностальгией по временам, когда все проблемы с водоснабжением и канализацией можно было решить за пол-литра, газовые плиты обслуживали бесплатно, а прочий ремонт в квартирах заключался в простейшей побелке-покраске.

Наша героиня (назовем ее Татьяной Борисовной) была, как говорится, «рождена в СССР». И не только рождена, но и воспитана. Так что миниатюры Райкина наверняка помнит. Но почему-то ей, взрослой и культурной женщине, в голову больше запали шоу последних времен типа «Школа ремонта» и тому подобные. Когда хозяин оставляет бригаде запущенную халупу, а через две недели возвращается и падает на пороге в обморок от восторга.

Примерно такой была и реакция нашей героини, правда, восторг тут был совсем ни при чем. Вздувшийся ламинат, обои, наклеенные то вдоль, то поперек, кривые плинтусы и прочее. Брак – явный и неоспоримый – был виден, что называется, невооруженным глазом. Вооруженным стало еще хуже. Но каково же было удивление заказчицы, когда в ответ на ее возмущение и требования устранить недостатки руководство фирмы, производившей ремонт (ООО «Строительная компания «Сибирь-2008») заявило, что она-де работу уже приняла, а потому никакие претензии не принимаются.

 

Он тебе не друг и не родственник…

Для того чтобы было понятнее, вернемся к предыстории. Во-первых, наша дама, как вы понимаете, в возрасте предпенсионном, пусть и по старым нормам. Всю жизнь мечтала о хорошей квартире. И вот, разведясь пару лет назад с мужем, смогла реализовать давнюю мечту. Купила отличную двухкомнатную квартиру на вторичном рынке, но в относительно новом доме и в приличном районе. Вот только на хороший ремонт денег не хватало. Пришлось копить, причем в весьма жестком режиме. Наконец, заключив договор с серьезной и надежной, как она была уверена, фирмой (все-таки «дочка» самой компании «Стройпарк»!), решила не путаться под ногами у мастеров и, внеся 100-процентную пред­оплату, отправилась отдыхать в теплые страны.

А вот тут – внимание, говорят юристы. Заказчица совершила как минимум две ошибки. Которые едва не стали для нее роковыми. Напомним, в аналогичных случаях фирмы, особенно те, за плечами которых стоят серьезные компании с собственными юридическими отделами, не одну собаку съевшими на подобных исках, суды выигрывают.

Ошибка первая. Истица, отправляясь отдыхать, заранее подписала акты выполненных работ. То есть документ был с открытой датой. Это и дало ответчику возможность все отрицать: я не я и халтура не моя, капризная дамочка: сначала ее все устроило, а потом давай капризничать. (Правда, впоследствии это же сыграет не на руку горе-ремонтникам: суд установит, что в день, указанный в акте приемки, хозяйка квартиры была за тысячи километров от Томска!)

Ошибка вторая. 100 процентов предоплаты. Всю сумму вносить ни в коем случае нельзя! Оплатите стоимость материалов, какую-то часть работ. Максимум половину! Самый распространенный вариант: работяги ваш супер­аванс просто пропьют, и придется ждать, когда (и если) они вернутся. К тому же наверняка попросят добавить… Но это, так сказать, спонтанный вариант. Хуже, когда на защиту собственных бракоделов становится руководство. Тут уже возникает вопрос: а брак – это случайное разгильдяйство рядовых исполнителей или способ работы всей компании? Ведь не могли же представители «Строительной компании «Сибирь-2008» не заметить явную и бесспорную халтуру?

Наконец, третья ошибка – это само отсутствие хозяйки во время ремонта.

– Так делать ни в коем случае нельзя! Не только не уезжайте – приходите как можно чаще. Лучше каждый день. Наблюдайте за всеми этапами ремонта. Это даже независимо от того, какую предоплату вы внесли. «Неудобно» – это, извините, детский сад. Квартира ваша и деньги ваши, – говорит Мария Родченко. – От себя я бы еще посоветовала как можно больше узнать о фирме, с которой вы заключаете договор, поищите отзывы в Интернете, поговорите со знакомыми. Оптимальный вариант – именно рекомендации людей, которым вы доверяете. А полагаться на красивую рекламу или высокую «крышу» – совсем ненадежно.

 

Жадность мастера сгубила

Совершив ряд серьезных недочетов при организации ремонта, наша героиня по крайней мере грамотно провела работу над ошибками. Для начала она попыталась разрулить ситуацию мирным путем. То есть обсудить с компанией, каким образом та собирается исправлять многочисленные дефекты. Не добившись толку, она отправила ООО уведомление о проведении экспертизы об оценке качества ремонта. Однако ответчик, хотя и присутствовал при проведении экспертизы, подписать акт осмотра отказался. Между тем, по заключению специалиста, ремонт квартиры был выполнен некачественно, с грубым нарушением СНиПов, СП и других нормативных документов. По заключению экспертов, стоимость затрат на устранение дефектов составила 132 400 руб­лей. Претензия о возмещении затрат была направлена ответчику. На что тот и ответил: извините, поезд ушел – вы, мадам, подписали акты приема-передачи, идите лесом.

Ну, тут уже наша героиня закусила удила и выкатила ответчику моральный вред (100 тысяч) и просрочку – 36 дней. Более того, была проведена еще и судебная экспертиза, которая не только не опровергла результаты предыдущей, но и повысила рыночную стоимость устранения недостатков.

В итоге Советский районный суд решил: взыскать с ответчика 143 398 рублей, неустойку в размере 87 816 рублей, компенсацию морального вреда – 7 000 рублей, штраф – 119 107 рублей, расходы по оплате услуг оценщика – 30 000 рублей.

Кроме того, строительной компании придется уплатить 5 882 рубля госпошлины и 28 024 рубля за производство судебных экспертиз.

Что и говорить – достойная плата за упрямство.

Возможно, эта история станет предупреждением как нерадивым строителям, так и легкомысленным заказчикам. А еще  заставит задуматься, в тренде ли народная мудрость про сильных и богатых, с которыми не стоит бороться и судиться. Стоит, оказывается.

RSS статьи.  Cсылка на статью: 
Теги:
Вы можете пропустить до конца и оставить ответ. Pinging в настоящее время не допускается.

Модератор сайта оставляет за собой право удалять высказывания, нарушающие правила корректного общения и ведения дискуссий..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

20 + = 26