Как физик Сергей Одинцов вошел в число самых влиятельных ученых

одинцов_2

Компания Thomson Reuters опубликовала очередной рейтинг ученых. Он основывается на том, чье мнение среди коллег считается самым авторитетным, поэтому высоко ценится в научном сообществе. В этом году в списке из трех тысяч фамилий всего три русские. Одна из них имеет самое непосредственное отношение к Томску.

Назвать Сергея Одинцова полностью нашим язык все-таки не повернется: ученый давно стал космополитом и вел совместные исследования с нобелевскими лауреатами в Японии, преподавал в качестве приглашенного профессора в университетах Норвегии, Колумбии, Мексики и США… Сейчас Сергей Дмитриевич, до сих пор оставаясь сотрудником ТГПУ, возглавляет научную группу в Институте космических наук в Барселоне.

Поспорить с Эйнштейном

– Я не знаю, что значит быть самым влиятельным. Это условности, – скромно говорит Сергей Одинцов. – Я активно работаю, публикую много работ. Мои друзья, партнеры и соавторы разбросаны по всему миру от Японии и России до Испании и Греции. Моя научная группа очень активна, поэтому нас часто цитируют. Бывает, что мои идеи оказываются интересными, их даже начинают повторять с некоторыми вариациями и выдавать за свои. В общем, есть статьи, за которые не стыдно и каждую из которых процитировали больше тысячи раз.

Три наиболее значимые работы Одинцова по космологии посвящены проблеме темной энергии. Именно из нее, по современным представлениям, на 70% состоит Вселенная.

– Темная энергия – это то, из-за чего Вселенная расширяется с ускорением, – заслуженный профессор пытается объяснить специфику предмета понятным для гуманитариев языком. – Мне приятно, что мы внесли достойный вклад в изучение этой тематики. Именно я предложил реалистическую модель модифицированной гравитации, объясняющую одновременно инфляцию Вселенной и эпоху темной энергии. Мы утверждаем, что темная энергия – это просто эффект гравитации. То есть гравитации в ранней и поздней стадии развития Вселенной существенно отличаются. Это не соответствует теории Эйнштейна.

Мир без границ

В Томск Сергей Одинцов приехал в 1970-х годах из казахского Щучинска. Жители этого городка для получения высшего образования традиционно выбирали наш город. В 1981 году окончил ТГУ, в 1985-м защитил кандидатскую диссертацию и устроился в ТГПУ на кафедру математического анализа. В 1991 году получил степень доктора наук. С 2003-го является профессором Института космических наук Каталонского института перспективных исследований.

За год Одинцов посещает четыре-пять интересных международных конференций. Один-два месяца в году работает в Японии. Но при этом не теряет связь с городом молодости.

– Я в той или иной форме остаюсь сотрудником ТГПУ, у нас есть группа, изучающая проблемы космологии, – поясняет ученый. – Ректор университета Валерий Обухов старается активно поддерживать это направление. В прошлом году я стал внештатным научным сотрудником ТУСУРа.

Там по предложению ректора Александра Шелупанова открылось новое направление – теоретическая космология. Практически ежедневно общаюсь с томичами по скайпу. Летом в Томске мы обычно проводим конференции, семинары. На них собираются ученые, связанные с нами близкими научными интересами.

Сергей Дмитриевич сожалеет только о том, что в Томске у него нет молодых талантливых учеников. По его мнению, в последнее время интерес к теоретической физике не очень высок во всем в мире, но в России особенно. О причинах рассуждать сложно. Но, наверное, влияет то, что на Западе аспирантская стипендия 1 тыс. долларов, а у нас чуть поменьше. Впрочем, то, что у физика-теоретика, специализирующегося в области космологии, есть возможность заглянуть в будущее Вселенной, должно быть куда более серьезной мотивацией, нежели деньги.

– Кротовые норы, путешествия во времени – пока это даже не теории, а гипотезы, – размышляет Сергей Одинцов. – Но, глядишь, через десятилетия это будет не просто плод воображения фантастов.

При этом физик признается, что описание черных дыр и кротовых нор в художественных произведениях достаточно наивное. Но книги про это он читает с удовольствием. А лучшим российским фантастом считает Александра Бушкова.

По данным отчета «Самые влиятельные в мире ученые – 2015» от Thomson Reuters, наиболее плодо-творными с точки зрения научно-исследовательских результатов являются клиническая медицина, биология и биохимия, а также молекулярная биология и генетика. В информатике, математике, экономике и бизнесе публикуется куда меньше научных работ. Всего в мире насчитывается около 9 млн ученых, которые ежегодно публикуют примерно 2 млн исследовательских работ. Из россиян в список 3 тыс. самых влиятельных ученых кроме Сергея Одинцова вошли Сергей Морозов из Института проблем технологии микроэлектроники и особо чистых материалов РАН (Московская область) и член совета директоров Российской экономической школы профессор экономики Симеон Дянков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двадцать + шесть =