Как Ирина Соколова породнила гидравлику и психологию

Спонсор рубрики «Вечные ценности» — ООО «Стройгаз», генеральный директор Александр Ким

 

Светлана Визнер

Фото: Артем Изофатов

_j0a9956

Профессор Ирина Соколова – мировая бабушка. Но речь не о ее замечательных внуках. В 60 лет, когда многие люди уже на пенсии, она защитила докторскую диссертацию по педагогической психологии, имея степень кандидата технических наук. А сейчас, в свои 80 лет, читает лекции в двух томских университетах – педагогическом и политехническом.

Гидротехнический старт

– Все, чем я занималась и продолжаю заниматься в жизни, мне интересно, – поделилась секретом научного долголетия моя героиня.

Живет Ирина Юрьевна в обыкновенной пятиэтажке на 4-м этаже. В свои 80 лет она в хорошей физической форме. Походы на работу, в магазин, прогулки со шнауцером Ником – далеко не полный список ее ежедневных пешеходных дел.

По первому образованию Ирина Юрьевна технарь чистой воды.

– Я поступила в 1953 году на гидротехнический факультет ТПУ, а через три года наш факультет перевели в ТИСИ. И когда мы заканчивали учебу, шутили с однокурсниками, что получили диплом широкого профиля. Наша специальность называлась «инженер-гидротехник с правом производства общестроительных работ», – рассказывает Ирина Юрьевна.

Трудовую биографию Ирина Соколова начинала мастером Таштагольского участка треста «Востокгидроспецстрой» в Горной Шории на работах нулевого цикла.

– Я руководила бригадой, в которой женщины вручную копали траншеи 4,5 метра глубиной вдоль берега реки. Экскаватор тонул, поэтому использовать технику не было возможности. Мне было очень стыдно, видя, как они выбирают грунт из траншеи, а я хожу и руковожу ими наверху, руки в брюки, – вспоминает события более чем полувековой давности Ирина Юрьевна.

Вернувшись через два года в Томск, она стала работать конструктором на ТЭМЗе в секторе вентиляторов и гидромашин. Вскоре ей предложили работу в политехническом институте на кафедре гидравлики и гидромашин, где Ирина Юрьевна читала студентам лекции по трем техническим дисциплинам.

– Я сразу поняла, что преподавательская работа – это мое, – говорит Соколова.

В науке она продолжила дело своего отца, профессора Юрия Николаевича Соколова, который разрабатывал высоконапорные осевые вентиляторы со встречным вращением рабочих колес. И научный руководитель поставил перед молодой аспиранткой непростую задачу.

– Мне надо было спроектировать такой вентилятор, чтобы он, с одной стороны, обладал высокой подачей (подавал большой объем воздуха по горным выработкам или к горелкам котлов малой мощности), а с другой – создавал большое давление. Кроме того, нужно было предусмотреть, чтобы расход воздуха менялся в зависимости от режима работы вентилятора и обладал достаточно высоким коэффициентом полезного действия, – поясняет Соколова.

Это была тема ее диссертационной работы. Вентилятор с такими характеристиками Ирина Соколова успешно разработала и, защитившись, получила не только ученую степень кандидата технических наук, но и патент на авторское изобретение.

Курс на психологию

– На лекциях мне приходилось много чертить, выводить формулы на всю ширину доски, поэтому к аудитории я стояла, как правило, спиной или в лучшем случае вполоборота, так что лица студентов фактически не видела. И поняла, что нужно изменить методику преподавания, – рассказывает Ирина Юрьевна.

В конце 1980-х годов Соколова составила структурно-логические схемы по темам лекций. Сама их вычертила тушью и раскрасила карандашами.

– Вот, например, схема «Режимы движения жидкости», – говорит, показывая свои произведения, Ирина Юрьевна. – А вот еще одна – «Взаимодействие потока с твердым телом», «Турбокомпрессоры», ну, и так далее.

У преподавателя появилась возможность показывать их с помощью диаскопа на экране и раздавать их каждому студенту на лекциях.

– С тех пор я проводила лекции в форме диалога, стоя лицом к аудитории, и увидела, как по-разному студенты реагируют на учебный материал. И вообще какие они все разные. В тот момент я поняла, что без психологии никуда, – говорит Соколова.

Ирина Юрьевна стала вникать в эту науку, учиться на курсах и полученные знания применять на практике.

– У каждого человека индивидуальное сочетание свойств нервной системы, что определяет его индивидуальные особенности восприятия и переработки информации, – поясняет Ирина Соколова.

Кстати, один из аспирантов Ирины Юрьевны привлек студентов к самостоятельному созданию таких схем.

– Молодец! – хвалит коллегу Соколова, – Ведь это активизирует все познавательные процессы – восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь.

Кстати, схемы Ирины Юрьевны пригодились не только ее студентам, но и сыну и внуку, который окончил теплоэнергетический факультет ТПУ.

Лиха беда начало

Родной политех в 1989 году направил Ирину Соколову на повышение квалификации по психологии в Санкт-Петербургский университет. Обучение в столичном вузе ознаменовало крутой поворот в ее научной карьере. Но начиналось все не очень гладко.

– Меня не принимали в университет по возрастному цензу. 45 лет – предельный возраст приема в вуз, а мне до пенсии оставалось три года, – улыбается Ирина Юрьевна.

Но когда декан психологического факультета увидел наработки Соколовой, в том числе по психологии познания, психологии личности, сделал для нее исключение, сказав при этом: «Вам надо стать доктором психолого-педагогических наук».

Ирина Юрьевна послушала «крестного отца». Окончив учебу в Питере, она получила диплом практического психолога и через несколько лет защитила докторскую диссертацию, посвященную психологическим основам технологий подготовки специалистов в техническом вузе.

– Я поставила четкую цель, как добиться качества образовательного процесса, и предложила собственную систему оценки, то есть по каким критериям оценивать качество подготовки, – объясняет Ирина Юрьевна.

В экспериментальной части Соколова разработала методику определения склонности студентов к инженерно-технической или инженерно-гуманитарной деятельности.

Ирина Юрьевна уверяет, что концепция, изложенная в ее диссертации, может быть реализована в любой системе общего и высшего образования.

Несколько лет Соколова работала психологом в 32-й школе города Томска, особенно с младшими классами, принимала детей в первый класс, проводила тестирование. И очень удивилась, что при формировании классов учителя не принимают во внимание психологические особенности детей.

– Были такие случаи, когда в класс для детей с задержкой развития переводили выраженных интравертов, то есть медленно действующих ребят. Прежде чем ответить на вопрос, им требуется подумать, – объясняет Ирина Юрьевна.

Своя школа

Ирина Соколова сотрудничает с Российской академией естествознания. РАЕ – ассоциация ученых и педагогов.

– Эта общественная организация помогает специалистам развиваться и двигаться вперед, – считает Соколова.

Эксперты РАЕ приметили Ирину Юрьевну и, изучив ее работы, признали руководителем научной школы развития личности, сохранения здоровья и качества образования. Ее учебные пособия побеждали на международных и всероссийских конкурсах. Вот и в этом году на Международной книжной выставке-ярмарке, которая проходила на ВДНХ в Москве, Ирина Соколова получила дипломы лауреата и золотые медали за четыре учебно-методических издания.

Сейчас основное место работы Ирины Соколовой – педагогический университет.

– У нас очень хорошая кафедра психолого-педагогического образования. Это счастье, когда в коллективе работают коллеги-единомышленники, – уверена Соколова.

А аспиранты и магистранты Ирины Юрьевны проводят исследования, как, применяя психологию, развивать у школьников и студентов интеллектуальные, творческие и профессиональные способности. И в этом она видит свою миссию.

У Ирины Соколовой 23 ученика защитили кандидатские диссертации и еще на подходе четыре кандидатских и три докторские.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три + семнадцать =