Как из мальчишеского увлечения родился первый в Томске океанариум

IMG_3225

ФАКТЫ

Объем всех аквариумов «Риф-парка» – 20 тыс. литров: 12 тыс. л пресной воды, 8 тыс. – морской. Это, пожалуй, максимум для Томска. Огромные океанариумы с танками (большими водоемами, внутри которых – туннели) – это сотни миллионов долларов инвестиций, которые бессмысленны в Томске (так же как в Новосибирске, Красноярске и любых других городах, кроме Москвы и Санкт-Петербурга) с его полумиллионным населением и крошечным турпотоком.

IMG_3204

Однажды Алексей Медведев пришел в свой океанариум «Риф-парк» и обнаружил, что акула лежит на дне и умирает. Рыбу напугал кто-то из посетителей, она шарахнулась на коралл, поранила глаз, остановилась и сразу начала задыхаться (жабры акулы должны постоянно омываться водой, поэтому она ни на секунду не останавливается, даже когда спит). Алексей полдня делал ей искусственное дыхание специальной помпой. Не помогло – ценный во всех смыслах экземпляр (стоимостью 100 тыс. рублей) погиб. Таких историй у бизнесмена Медведева десятки: рыбки – это риск. Но это и любовь, начавшаяся 17 лет назад, когда 12-летний Леша спрятал аквариум в своем шкафу с одеждой.

О любви

Строгий отец не разрешал никаких домашних животных, а Леше вдруг жутко захотелось живых рыбок. Он купил 20-литровый аквариум и спрятал его в шкаф с одеждой. Два месяца спустя родители все-таки раскрыли тайну, но мальчику, как ни странно, не влетело, отец рассмеялся, сказав, что рыбки не воняют и обоев не грызут, и пошел в магазин – за 100-литровым аквариумом.

– Я учился в художественной школе и постоянно экспериментировал с оформлением, – рассказывает директор мини-океанариума «Риф-парк» Алексей Медведев. – Например, однажды увидел в магазине приколов пластиковую черную икру. Родилась идея: сервировал в аквариуме стол, поставил на скатерть тарелки, фужеры, бутылку вина с держателем, купил декоративных стерлядок…

Как-то друг отца захотел поставить в офисе аквариум и попросил у Леши совета по оборудованию и рыбкам. Тот помог. «Слушай, а можешь ухаживать за аквариумом? У меня в офисе этим некому заниматься». – «Без проблем». Так 14-летний мальчик получил первую работу за 400 рублей в месяц (по нынешним меркам 2–3 тыс.). Она требовала одного визита в неделю.

– Спустя какое-то время звонок: «Здравствуйте, это Балановский Алексей, депутат Думы, главный врач родильного дома № 1. Мне вас посоветовали, можем встретиться?» – вспоминает Медведев. – Ему я уже не покупал готовый аквариум, а клеил сам: нашел в Питере герметик, поэкспериментировал, понял, что получается, а это гораздо больший простор для творчества – с нуля все делать самому. Потом опять звонок: «Это первый заместитель губернатора Томской области Наговицын Вячеслав». Увидел у кого-то мой аквариум. Мы с ним садимся на его крутую машину, едем по магазинам, ищем декорации… И пошло-поехало. Сарафанное радио – лучшая реклама для любого бизнеса. Надо просто работать хорошо, и работа будет.

Чувство собственного достоинства

Ценовую политику юноша определил просто: взял среднюю рыночную цену в городе и умножил на два.

– Почему умножил, а не поделил? – Алексей широко улыбается. – Я всегда считал, что, если ты специалист высокого уровня, ты должен стоить дороже. Уровень профессионализма можно подтянуть, стоить ты будешь заранее дорого.

Вкладывать средства в бизнес не пришлось – мальчик работал на деньги клиента: получил предоплату – закупил материалы (и работает так до сих пор; разница в том, что раньше он покупал декорации в томских зоомагазинах, теперь ищет по всему миру). В 17 лет заказчиков стало так много, что он уже не успевал объехать их после школы на маршрутке. Нанял водителя на «Ниве».

– У меня было около 30 клиентов, в среднем каждый платил за обслуживание по 2 тыс. в месяц. Именно это было основным заработком, аквариумы я был готов ставить по минимальной цене, лишь бы заполучить обслуживание, – говорит Алексей. – Водителю платил 10 тыс. (притом что моя мама-учительница получала 4?тыс.). У меня, таким образом, оставалось 50 тыс., но жил я как все, не выделялся – копил на квартиру (и в 20 лет купил гостинку).

Тот водитель стал первым наемным работником – помощником по уходу за аквариумами, когда Алексей получил права и купил собственную машину. Позже появились другие сотрудники. Некоторые начали обманывать работодателя.

– Налаживают контакт с клиентом и в какой-то момент решают: а зачем нам Алексей? Кому-то предложат скидку – те согласятся уйти, – рассказывает Медведев. – Был тяжелый период, когда из 100 клиентов один сотрудник забрал на индивидуальное обслуживание 20, другой – 15… Просто тогда я в людях не разбирался. Но в отчаяние никогда не впадал, относился к таким урокам философски. Есть настольная игра под названием «Кэш Флоу», мы с друзьями в нее периодически играем. Там есть розовая карточка с неприятными ситуациями: разбил лобовое стекло, проколол колесо. Играя, рано или поздно на эту карточку попадешь. Так же и в жизни.

Кстати, некоторые ушедшие клиенты позже пытались вернуться. Алексей им твердо говорил: «Извините, нет. Вы ушли от меня из-за скидки 500 рублей, даже не позвонив. Я с такими людьми не работаю».

– Чувство собственного достоинства должно быть, – резюмирует Алексей.

Из пучины морской

В 2011 году Алексей обучился в Москве созданию рифового аквариума – самому сложному в аквариумистике уровню.

– Хотелось тут же его воплотить, но где? – говорит Алексей. – У клиента – не вариант: во-первых, рифовый аквариум нужно контролировать каждый день, а в чужой офис не находишься. Во-вторых, это очень дорого. Так и появилась идея первого в Томске публичного рифового аквариума.

Для будущего океанариума начали искать помещение. Требования: парковка, гардероб, теплая площадь, хорошая проходимость. Под критерии в первую очередь попадали крупные торговые центры, но…

– Там просто дикая аренда: тысяча-полторы за «квадрат»! Из семейных развлекательных комплексов были «Fакел» да «Шарики». Пришел к директору «Шариков», и тот сразу сказал: «О, классно! Это наша тема». В нашем распоряжении оказалось 260?кв.?м. За два месяца, которые потребовались для запуска проекта, аренду разрешили не платить. К 1 сентября 2013 года я планировал открыться (по факту так и получилось).

Центром композиции должен был стать рифовый аквариум. Вода для него набиралась 21?день! Искусственная морская вода делается из дистиллированной (добавляешь потом дорогущую морскую соль – и готово!), а та идет из фильтра по капле – пока-а-а наберется нужный объем. Декорации – серую скалу из настоящих кораллов – заказали в Индонезии, она стоила 400 тыс. В целом один только морской аквариум обошелся в 1 млн рублей.

– Тут, помимо всего прочего, сложная система жизнеобеспечения, – Алексей отодвигает панель снизу. – Показатели воды отслеживаются с помощью электроники. Вот холодильник недавно включился: вода нагрелась до 27,5 градуса, надо ее охладить до 27, поскольку в море нет колебаний температуры. Другой прибор следит за уровнем воды и автоматически ее доливает, когда вода испаряется. А эта колонка насыщает воду кальцием, который потребляют кораллы.

– В морской воде столько форм жизни, в отличие от пресноводных аквариумов! – Медведев воодушевлен. – Между камнями звезда ползает, возле трубы морской еж сидит, актинии растут – они тоже живые. Все развивается, постоянно меняется. Здесь даже рыбы ярче и красивее! Кстати, за год в рифовом аквариуме умерла всего одна рыбка.

Дорогая жизнь

Накануне открытия «Риф-парка» его директор ждал последнюю партию рыб из Индонезии. Логистика такая: сначала груз летит в Москву, там проходит таможню, «пересаживается» на другой самолет и летит в Томск. Обычно дорога занимает сутки.

– Но в тот раз самолет вылетел из Индонезии с задержкой, стыковку Москва – Томск пропустили, и груз еще на сутки завис в столице, – рассказывает Медведев. – В итоге я открываю коробку, а там выжила одна мурена за 50 тыс. А весь заказ был тысяч на 320–350, и никому претензии за убыток не предъявишь – ни транспортной компании, ни авиаперевозчику. Это твои риски. Хорошей поставкой считается та, где выжило 70% живого товара.

Основную цену рыбки составляет именно доставка. Если в Индонезии, Сингапуре, Китае, на Филлипинах, где Алексей их закупает, особь стоит, скажем, три доллара, то в Сибирь она приезжает уже по 600–700 рублей за штуку. Перевозят их в индивидуальных пакетах с водой и системой подачи кислорода. Интересно, что каждая едет за границу якобы в научных целях («для изучения морской фауны»), вывоз для коммерческих нужд в большинстве стран запрещен.

Работа над ошибками

…Через пару месяцев после того, как мини-океанариум начал работать, творческий человек Алексей загрустил: столько сил вложил, а народ к нему шел хуже, чем на примитивные приезжие выставки рыб.

– Но потом, – говорит, – понял, что для такого бизнеса недостаточно быть просто специалистом в аквариумах. Приезжие выставки всегда сопровождаются мощной (и грамотной!) рекламной кампанией, потому и поток посетителей всегда большой. У нас на старте тоже был рекламный бюджет – около 100 тыс. рублей. Но потратили их, честно говоря, бездарно. Купили баннер на «Торренте» (сайт для скачивания бесплатных фильмов) – 20 тыс. Разместили там новость – еще 8?тыс. Дали коротенький ролик на радио (30 тыс.), еще короче – на телевидении (50 тыс.). Только потом, начав общаться с пиарщиками, я узнал, что, например, ролик должен быть не менее 12?секунд, чтобы его запомнили. Что информация откладывается в голове человека, если она попалась ему не менее трех раз: скажем, в машине по радио, на баннере на улице и дома по телевизору. В общем, специалиста по рекламе надо прямо в штате держать.

В сентябре, когда закончится отпускной сезон, к Алексею приедет PR-специалист, который как раз работал с передвижными выставками. Месяц он будет жить в Томске, вложит в рекламу «Риф-парка» свои деньги и будет получать процент с прибыли.

– Посмотрим, чем закончится эксперимент, – говорит Медведев. – Пока мини-океанариум стабильно работает в ноль. Когда появится прибыль, тут же воплощу несколько новых идей. Например, хочу сделать аквариум вверх ногами (на идею натолкнули рыбки-перевертыши). Придумал систему подачи пузырьков сверху вниз, знаю, как закрепить грунт сверху. Еще хочу купить водолазный костюм и старинный гермошлем. И поставить лавочку в виде скелета кита – видел такую в петербургском океанариуме, она из полимербетона, а я как раз этой технологией занимаюсь: сам делаю декорации для аквариумов. Недавно вот делал искусственные скалы для огромного аквариума в торговом центре в Алматы…

Пока изготовление аквариумов на заказ остается для него основным бизнесом. Сейчас Алексей ищет помещение под полноценный цех – хочет освоить технологию склейки аквариумов из акрилового стекла, самых дорогих на рынке. Нашел поставщиков стекла в Китае, вот-вот придет клей из Москвы.

– Знаю, что получится: я всегда добиваюсь целей. Но нужно попробовать, научиться. Тогда смогу заявить: «Я умею это делать!» – и начать продавать акриловые аквариумы по всей стране и миру.

Аквариум – это как картина. Только она сложнее: законы композиции приходится соблюдать в трехмерной модели. На один и тот же коралл можно смотреть под углом, сбоку, прямо – и он всегда должен выглядеть красиво.

Алексей Медведев, директор мини-океанариума «Риф-парк»

москва2

москва

Самый дорогой аквариум Алексей Медведев сделал для москвичей.

– Звонок: «Здравствуйте, я из Москвы. Мне нужен аквариум высотой 1,5 м и диаметром 3 м. Высылаю вам дизайн, посчитайте стоимость», – рассказывает он. – Прислали – а там очень крутой проект, из дорогущего акрилового стекла. Я посчитал: две поездки в Китай – сделать заказ на стекло и забрать его, материалы, месяц жизни в Москве – 1,5 млн. Сколько взять за свою работу? Перезваниваю и чуть ли не дрожащим голосом говорю: «2,5 миллиона будет стоить, я понимаю, что дорого, но это сложный проект». – «Ой, да вы что, в Москве его меньше чем за 5 млн никто делать не берется!» Этот аквариум делался больше года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

13 + пятнадцать =