Как изготовить посуду в домашних условиях

Керамисты дают мастер-класс в рамках выставки «Гончарный круг времен» в Музее истории Томска. В минувшую пятницу гостей принимала мастер Вера Леонова. Ее работы – необычного для керамики цвета (больше похожи на металл), некоторые – архаичного вида.

– Это естественный цвет, называется чернолощеная керамика, получается только в дровяной печи, – рассказывает мастер. – Надо обжигать изделия до полутора суток при температуре 1000–1200 градусов без доступа кислорода. А внешне это копии русской и древнерусской посуды.

Печь Вера Леонова сложила у себя в сарае (у нее частный дом). Училась гончарному делу на курсах, а потом долго собиралась с духом:

– Год читала литературу, смотрела видео. Заказала гончарный круг. Самые лучшие – японские, но у меня самодельный, с мотором от центрифуги.

На выставке гончарный круг самой простой конструкции надо вращать ногами. С этим вышли проблемы, в конце концов на роль мотора привлекли отдельного человека, чтобы мастер не отвлекался от творческого процесса. Но легче стало не намного: глина – сложный материал, лепить из нее физически тяжело, а испортить работу – запросто!

– Глину надо положить точно на середину, – показывает Вера. – Руки смочить. Вращать круг против часовой стрелки. Левой рукой придерживаем изнутри, основное усилие – правой – снаружи. Если собьешь с центра, ничего поправить не получится: придется срезать и начинать заново. Поэтому большие горшки делают мужчины…

Первым пытается изготовить чашку маленький посетитель выставки. У Данилы почти получается… и вдруг изделие трескается.

– В следующий раз чашку разобьешь, будешь знать, сколько труда вложено, – шутит мама.

Начинающий мастер берет глину и – ну его, этот гончарный круг! – лепит из нее лошадку. А может, динозаврика.

За дело принимаются мужчины: в соседней комнате закончились посиделки у самовара, и гончарное мастерство приходят осваивать участники ансамбля «Находка». Тут идет бодрее. Вскоре получается чашка – немного кривобокая, но мастер не отчаивается и даже прилепляет к ней ручку. Для первого раза очень даже неплохо.

А для профессиональных керамистов на этом работа не заканчивается: изделие должно выстояться неделю в сушильном шкафу или просто дома, потом его надо обжечь, правильно остудить… Отдельная задача – дизайн.

– Хочу освоить молочный обжиг, – делится Вера Леонова. – После обжига изделие надо окунуть в молоко (только деревенское, магазинное не подходит!), а потом снова в печь и сушить при 360 градусах: появится красивый коричневый цвет.

На выставке уже есть изделия с молочным обжигом, так же как и покрытые глазурью, и раскрашенные специальными красками по керамике. Здесь же можно посмотреть предметы, которым более 5 тыс. лет, познакомиться с посудой бронзовой эпохи (2 тыс. лет до н. э.) и средневековой керамикой (VI–IX и XVI–XVII веков).

 

Первым пытается изготовить чашку Данила – самый юный посетитель выставки

Кстати

Материал из-под ног

Самый первый шаг керамиста – найти глину. Нужна жирная, пластичная. У нас она не продается: надо искать самостоятельно (в окрестностях Томска есть в районе Богашева). Правильная глина не треснет, если из нее сделать жгутик и свернуть кольцом. Затем ее надо промыть, убрать корешки и камни. Желательно, чтобы материал с год вылежался на воздухе, под дождем и снегом. А потом можно попробовать что-то изготовить.

2 мысли о “Как изготовить посуду в домашних условиях”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *