–Год я открещивался, не хотелось опять с нуля начинать бизнес, вникать в управленческие дела, а потом, когда в очередной раз встал выбор: питаться «химией» или все-таки «живыми», настоящими продуктами, все получилось само собой. Подобралась команда, подумали и решили: «А давайте все-таки вернем проект».
«ЕЖи» вновь появились в Томске. «ЕЖовый дом» открылся на ул. Киевской. Предприятие по-прежнему позиционирует себя как компания доставки натуральных, экологически чистых продуктов питания. На этот раз у его руля встал Роман Казаков. Сегодняшние «ЕЖи», как они сами заявляют, заметно отличаются от прежних. В чем разница, какие уроки извлекли бизнесмены из прежнего опыта и в чем изюминка нового пилотного проекта?
Союз распался
Первый проект «ЕЖей» стартовал осенью 2011 года и был ориентирован на людей с достатком выше среднего, которые заботятся о своем здоровье и поэтому готовы покупать «живые» продукты без каких-либо добавок. Главная идея состояла в том, чтобы покупать у фермеров и доставлять клиентам в Томске чистую деревенскую продукцию. Ставку сделали на «молочку» – молоко, сметану, сливки, творог, масло.
Поставщиков нашли в Кожевниковском районе, где в одном из сел, за190 кмот областного центра, было достаточно много семей, которые держали по нескольку буренок в своем подсобном хозяйстве. Предприниматели познакомили хозяев с условиями работы, предложили приемлемые закупочные цены, обозначили объемы закупок и стали работать. А потом, как выразился директор компании, «началась наша российская действительность».
– Логистика такая: в течение дня мы принимали заявки, вечером передавали информацию фермерам, утром наш курьер забирал продукцию, привозил в Томск, и мы доставляли ее клиентам, – объясняет Роман Казаков.
Но частники, по его словам, стали нарушать договоренности, например вместо семи килограммов творога могли приготовить пять или, того хуже, проспать и даже загулять. Таким образом, «молочка» начала поставляться с перебоями. Кроме того, клиенты стали предъявлять «ЕЖам» претензии к качеству продуктов – то комар в молоке плавает, то еще что-нибудь. Это были две главные причины, по которым руководство компании приняло решение заморозить проект.
– Еще одна ошибка была в том, что мы сделали максимально широкий ассортимент натуральных продуктов – дикоросы, консервация, овощи, крупы, питьевая вода, травяные чаи, – считает Роман Казаков. – На тот момент у нас было порядка 12 групп товаров и в каждой группе по нескольку позиций.
Упор «ЕЖи» делали на качество продуктов, поэтому они стоили дорого. Например, хлеб выпекался по специальной технологии без применения дрожжей, использовалась мука собственного помола, ручные операции и только натуральные ингредиенты из подсобных фермерских хозяйств. Отсюда складывалась и цена – 600-граммовая булка хлеба стоила 130 рублей.
Компания в общей сложности проработала полгода. В клиентской базе значилось порядка тысячи человек. Пик продаж в лучшие времена достигал 500 тыс. рублей в месяц. Тем не менее союз с фермерами распался.
На те же грабли
Когда принималось решение по поводу того, что делать дальше с проектом, родилась идея открыть магазин. «ЕЖи» урезали ассортимент товаров, перешли на поставки молока и молочных продуктов не от фермеров, а из небольших деревенских цехов. Магазин себя окупал и пользовался спросом у покупателей. За продуктами приходили не только местные жители («ЕЖи» тогда располагались на ул. Рабочей). Но вскоре предприниматели наступили на те же грабли: сегодня молочную продукцию привезли, завтра – нет.
– К тому же у нас пекарня простаивала. Ее производственные мощности использовались только на треть, – говорит руководитель отдела маркетинга Алексей Степанов.
В результате проект магазина «ЕЖи» тоже свернули, учитывая, что руководству компании все-таки ближе идея доставки продуктов.
– Бизнес в плане доставки гораздо перспективнее, чем система магазинов, – уверен Роман Казаков.
«ЕЖи» подешевели
7 октября этого года «ЕЖи» вновь заявили о себе, открыв офис в центре Томска. Суть проекта (доставка клиентам первоклассных натуральных продуктов) не изменилась, и спрос у населения на такого рода продукцию, уверяет директор, в нашем городе есть. Принципиально изменились подходы к его реализации.
Во-первых, предприниматели сократили количество продаваемых позиций. Сейчас это четыре группы товаров – молоко и молочные продукты; хлеб, выпечка, печенье, пирожки, пироги; мед; травяные чаи и сборы. При этом «молочка» остается главным, приоритетным направлением.
Во-вторых, «ЕЖи» пересмотрели вопросы ценообразования, благодаря чему снизились издержки и, соответственно, себестоимость продукции.
– Мы выбрали 20 позиций, сделали покупки в обычном магазине и в компании «ЕЖи», для того чтобы сравнить чеки. Если раньше они отличались на 70–80%, то сейчас – на 40%, – говорит Роман Казаков и продолжает: – Если семья тратит на продукты 10 тыс. рублей в месяц, то еще 4 тыс. руб-лей – это цена вопроса здоровья.
Пилотный цех
Учитывая прежний неудачный опыт работы с фермерами, «ЕЖи» пришли к выводу, что им нужен собственный молочный цех, который обеспечит стабильность поставок и неукоснительное выполнение санитарных норм. Иначе проект обречен на неудачу.
– Перед нами стояла задача отработать технологию производства деревенского молока, потому что даже та молочная продукция, которую делают на небольших предприятиях, в том числе в деревенских мини-цехах, производится уже по промышленным технологиям, – рассказывает Роман Казаков.
«ЕЖи» построили молочный цех (мощностью от 300 до 1 тыс. литров в день) неподалеку от Томска. Нашли специальное оборудование и технолога, хотя это было очень непросто.
– Специалисты, к которым мы обращались, реально крутили у виска и говорили, что невозможно производить тысячу литров молока – это экономически невыгодно и технологически невозможно. Причем этот цех мы сделали на всю линейку продукции, то есть там можно делать молоко, сливки, сметану, сыры, – поясняет Роман Казаков.
Еще одна проблема заключалась в том, чтобы найти добросовестных поставщиков, профессионально работающих людей, которые бы понимали, что такое бизнес. В результате долгих поисков такая семья фермеров нашлась. Специально для них был построен и оборудован цех, в котором осуществляется переработка молока.
– По большому счету молоко и молочные продукты мы делаем под каждого клиента. И если заказ мы не выполним вовремя, и он пострадает, и репутация компании, – комментирует директор.
Сейчас клиентская база компании стремительно пополняется. Только за первый месяц открытия «ЕЖовый дом» посетили тысяча человек.
– Дальше нужно развиваться, – планирует Роман Казаков. – Можно, конечно, увеличить объем производства и построить большой молочный цех, но в этом случае мы теряем свою уникальность и превращаемся в промышленное предприятие. Мы хотим сохранить деревенское, натуральное производство. Поэтому пойдем по пути создания мини-предприятий. Одни фермеры будут делать сыры, другие – творог, третьи – сметану. Это выгодно и им, и нам.
Молочный ликбез
Кроме того, «ЕЖи» взяли на себя просветительскую миссию – занимаются воспитанием вкуса к здоровым продуктам питания. «Уроки» для всех желающих проходят в дегустационном зале компании.
– Многие городские жители, к сожалению, не понимают, чем магазинное молоко отличается от деревенского, что из настоящих сливок через несколько дней получается сметана. Можно все попробовать и оценить, – уточняет Алексей Степанов.
Уже в декабре «ЕЖи» намерены расширить ассортимент – появятся экологически чистые овощи.
Все молочные продукты изготавливают фермеры из молока от своих буренок. Специально для этой семьи компания «ЕЖи» построила молочный цех
Название компании «ЕЖи» состоит из двух слов и означает «Есть жизнь».
Молодцы.
Так держать.
Здравствуйте. Я представляю администрацию Кожевниковского района. Есть темы для обсуждения:коровье и козье молоко, крупы местного производства, …
Добрый день, Михаил! Прошу Вас связаться по тел.977-542
Здравствуйте. Хочу поделиться своими впечатлениями как бывший работник в этой компании. Во-первых, не ценят своих рабочих и зарплату не выплачивают или дают подачки. Во-вторых, хамское отношение руководства к рабочим! На мирное решение каких-либо проблем,даже с выплатой заработной платы,постоянно врут и негативно реагируют. Денег постоянно нет (как руководство говорит) и из-за этого постоянная текучка кадров. В этой компании без скандала ни разу никто не увольнялся и даже руководство между собой обманывают друг друга. За такое отношение, компания «Ежи» говорит сама за себя.