Бизнес
5 01.08.2013

Как молодая компания Make Love Pizza заставляет тысячи людей заказывать у себя пиццу снова и снова

Статей на сайте: 492

Малый бизнес если не основа экономики, то ее пульс. И это совершенно точно: по тому, как развиваются малые предприятия, сколько их создается, хорошо судить о бизнес-климате в стране в целом. Можно долго говорить о том, что развитие малого предпринимательства способствует самозанятости населения, увеличивает его доходы и, как следствие, спрос на товары и услуги в стране. Можно воздавать ему должное как институту, помогающему существовать крупному бизнесу: аутсорсинг, поставки расходных материалов, комплектующих etc… Но важнее другое: малый бизнес – это один из способов взрастить в стране настоящий средний класс — самостоятельный, независимый, целе­устремленный. Несомненно, свой бизнес решаются открыть люди именно с такими чертами характера. Что-то у них получается, что-то – нет, и в конечном итоге этот опыт бесценен для других вне зависимости от вида бизнеса – доставка пиццы ли это, IT-компания или салон красоты. Совсем не обязательно всем начинающим предпринимателям наступать на одни и те же грабли. Этим опытом «ТН» и будут делиться.

Бизнес-фан

Когда первый раз зазвонил диспетчерский телефон, несколько секунд никто в офисе доставки не решался ответить. Компания Make Love Pizza существовала уже несколько месяцев, концепция бренда была продумана до мелочей, собственными усилиями выведен рецепт идеального теста и топингов, закуплено оборудование… Но испечь первую пиццу за деньги было очень страшно. Трясущимися руками заместитель директора Наталья Комарова сняла трубку и лично приняла первый заказ. Через час на странице «Мэйк лав пиццы» в соцсети появился отзыв: «Очень-очень вкусно!» Дальше бояться стало некогда: за первые же недели работы нашлось несколько сотен клиентов, из них примерно 20% сделали повторные заказы. Сейчас этот показатель, важнейший для компаний доставки, доходит до 40–50%, а количество клиентов превысило 3 тыс.

Повезет обязательно

К старту готовились очень тщательно. Евгений Давыдов, основатель и генеральный директор Make Love Pizza, для начала поработал в одной из крупных томских доставок – хотел увидеть бизнес изнутри. Потом уехал на пару недель в Челябинск – стажировался простым пиццамейкером в очень известной и динамично развивающейся компании, с которой списался через Интернет. Когда сняли собственное помещение в Томске – цоколь на Фруктовом, начали экспериментировать:

– Мы принципиально решили заниматься только одним продуктом – пиццей, поэтому хотели изобрести свой уникальный рецепт, – рассказывает Евгений. – На два месяца наша кухня стала лабораторией: выкидывали просто горы теста!

Параллельно думали над названием. Посылы были понятны: позитив, молодость, фан, близость к клиентам. Но какой концепцией их объединить?..

– Если чего-то сильно хочешь, тебе обязательно повезет, – говорит Наталья Комарова. – Так и у нас: когда нам показали логотип в виде пацифика, победивший на дизайнерском конкурсе «Идея!» в Новосибирске в 2008 году, мы сразу решили: оно!

На основе идеи Make Love сделали весь стиль компании: в коробки с пиццей кладут не «диролы»», а жвачки «Love is…», не стандартные белые салфетки, а разноцветные, жизнерадостно-хипповские. Администратор их группы в соцсети «Вконтакте», через которую приходит большинство заказов, обращается к клиентам «сестрюня» и «братюня».

На изготовление пиццы от начала до конца уходит семь минут: три минуты она собирается, четыре печется

Конкурентов бояться – в бизнес не ходить

Справочники организаций выдают около 20 компаний доставки, предлагающих томичам пиццу. Казалось бы, зачем новичку (на тот момент Евгений Давыдов учился на пятом курсе экономического факультета ТГАСУ) соваться на разогретый рынок?

– С одной стороны, да, много конкурентов. С другой – значит, есть спрос, – объясняет директор. – Тем более у меня, как у покупателя, томские доставки всегда вызывали вопросы. Проблема в том, что они занимаются и пиццей, и суши, и европейской кухней. Но, если ты делаешь все подряд, ты ничего не сможешь сделать хорошо. Макдоналдс 65 лет продает только гамбургеры, но гарантирует их качество. Поэтому мы подумали, что изначально будем создавать компанию с основным монопродуктом.

В его раскрутке также решили отойти от традиционных приемов.

– Мы не видели смысла вешать на улице баннеры за 20 тыс., или печатать листовки за 30 тыс., максимальный эффект от которых 3%, – рассказывает Наталья. – Изначально была уверенность, что можем сделать все через «Вконтакте». Плюс спонсирование молодежных мероприятий, например «Танцевальной битвы», или музыкального опен-эйра, или контеста бордеров. Время показало, что все это гораздо лучше работает, хотя почти не требует затрат.

– Путь от того, когда ты думаешь: «Черт возьми, не получается ничего», до того, когда все отлично, преодолевается очень быстро, – говорит Евгений. – У нас само­окупаемость наступила неожиданно, примерно через месяц после начала работы. Я считаю, это не уникальный случай: успешной может стать любая компания, построенная по принципу «Делай как для себя и уделяй внимание деталям». У меня есть друг, который очень любит автомобиль. Вот он все пытается выдумать бизнес, какие-то космические технологии, новые покрытия… А я ему говорю: «Да сделай просто нормальный автосервис с вежливым профессиональным обслуживанием!» В Томске очень большие проблемы с адекватным подходом к клиенту. Из всех наших поставщиков только один – бытовой химии – нормальный: всегда все привозит в срок, если задерживается – извиняется. А так, постоянно какие-то срывы, постоянно надо звонить, писать эсэмэски, напоминать… Ты приходишь с наличкой, просишь: «Дайте!» А получить качественную услугу все равно не можешь. Фирм много, но нет борьбы за клиента, и это очень странно.

На кухне «Мэйк лав пиццы» дисциплина железная: производство подчинено жестким стандартам. Но, если заказов нет, над душой у сотрудников никто не стоит. В свободное рабочее время они обычно рисуют на коробках (которые потом уезжают к клиентам), или слушают музыку, или играют в компьютер. Этот корпоративный дух свободы – самый убедительный аргумент для соискателей работы, из которых уже образовалась очередь

Команда успеха

Как подсчитал Евгений, создание своего бизнеса обошлось примерно в 1,5 млн рублей: часть он накопил за пять лет студенчества, пробуя себя в разных сферах малого предпринимательства, часть занял в банках.

– Сейчас даже говорить неудобно, под какой процент я взял кредиты, – улыбается Евгений. – В одном банке – 26%, в другом – 36%. Когда ты молод, по-другому не дают…

Был и еще один серьезный ресурс, который невозможно оценить в деньгах, – личный вклад каждого члена команды «Мэйк лав пиццы».

– С Натальей мы были знакомы по другим проектам, и я знал, что мы сработаемся, – рассказывает Евгений о кадровой политике. – Так и все наши первые сотрудники – это друзья или знакомые. Сейчас проблем с поиском персонала вообще не испытываем: у нас очень сильная группа «Вконтакте», люди постоянно пишут: «Хотим у вас работать!», они готовы ждать. Можем одномоментно найти 30 человек на кухню.

– Сложнее всего с курьерами, ведь они, по сути, лицо компании, но их никак не проконтролируешь, – добавляет Наталья. – Когда мы открываем вакансию, приходит много водителей такси. Но есть требование, которое отсекает сразу 80% претендентов: мы не берем на работу курящих. Ну и у нас хорошо налажена обратная связь: если курьер новый и едет к кому-то знакомому, можем потом спросить: «Как вам наш сотрудник?» Ни разу такого не было, чтобы человек прошел все интервью, а потом нахамил…

Пока у «Мэйк лав пиццы» 15 сотрудников: пять – на кухне, шесть курьеров плюс администратор, оператор и руководство. В день они выполняют несколько десятков заказов, в выходные – в 1,5–2 раза больше. Сейчас компания готовится к масштабированию – Евгений и Наталья попробуют сделать так, чтобы в самый час пик клиент не ждал пиццу больше 45 минут.

RSS статьи.  Cсылка на статью: 
Теги: ,,
Вы можете пропустить до конца и оставить ответ. Pinging в настоящее время не допускается.

5 Responses to Как молодая компания Make Love Pizza заставляет тысячи людей заказывать у себя пиццу снова и снова

  1. Aniskin

    Мммм.вкусняшка!!!

  2. зуля

    скрытая реклама, иначе не назовешь

    • Галина

      Да даже если и так)) того, что это крутая компания, по-настоящему крутая, это никак не отменяет))).

  3. Надежда

    Очень вкусная пицца! Теперь только там заказываем! Ребята молодцы! И оформление стильное, позитив так и излучает!

  4. Макс

    Если они такие популярные, то они могут попытаться сделать себе номер в «Популярной сети» (гугл в помощь)

Модератор сайта оставляет за собой право удалять высказывания, нарушающие правила корректного общения и ведения дискуссий..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 1 = 1