31.08.2018

Как наши педагоги рискуют здоровьем

Статей на сайте: 397

Для большинства учителей школа – дом родной. Для большинства родителей – испытание, а поход в школу почти подвиг. Особенно если ты попал туда во время перемены. Сравнения в голову приходят примерно такие – птичий базар, муравейник… Лично мне, маме двух учеников, всегда хотелось побыстрее оттуда сбежать. А педагоги варятся в школьном соку каждый день по многу часов. И многие с большим удовольствием. Врачи Центра семейной медицины (ЦСМ) уже 20 лет проводят профилактические осмотры учителей накануне нового учебного года. Как испытание школой отражается на здоровье педагогов, мы попросили рассказать главного врача ЦСМ Ларису Абашину.

 – Чтобы работать с детьми, надо иметь богатырское здоровье и железные нервы. Так ли это в жизни, Лариса Владимировна?

– Наряду со школьными учителями мы проводим профосмотры воспитателей детских садов и преподавателей вузов города Томска. Это примерно четыре тысячи человек. У каждого профиля есть свои особенности. Например, учителям начальных классов на уроках приходится много разговаривать. У них высокая речевая нагрузка, ведь они учат ребятишек читать, писать, развивают устную речь. Поэтому педагоги начальной школы чаще своих коллег по школьному цеху подвержены заболеваниям органов дыхания и респираторным инфекциям – малыши больше других школьников болеют гриппом и простудой.

 

«По данным российской статистики, женщины-педагоги в среднем живут около 70 лет, средняя продолжительность жизни у мужчин – 60 лет.

Лариса Абашина, главный врач Центра семейной медицины

 

У учителей средних и старших классов ахиллесова пята – нервная система и психика, это дают о себе знать работа с подростками и, как следствие, неизбежные стрессы. При этом возрастные педагоги подвержены нервным болезням чаще. В целом достаточно иметь пять-семь лет педагогического стажа, чтобы риск развития профессиональных заболеваний стал очень высоким.

– Уточните, какие это болезни.

– На первом месте у школьных педагогов патология верхних дыхательных путей, хронические ларингиты, фарингиты и бронхиальная астма. Астма – бич учителей химии, поскольку они имеют контакт с реактивами. На втором – сердечно-сосудистые патологии: гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, вегетососудистая дистония, хроническая ишемия головного мозга. На третьем – болезни позвоночника, суставов, сосудов нижних конечностей.

– Мужчин среди педагогов немного, но они все-таки есть. Какие риски в школе у сильного пола?

– Если говорить об учителях физкультуры, то 90% рабочего времени они проводят на ногах, то есть испытывают длительную статическую нагрузку. Для них главные риски – варикозная болезнь и патология опорно-двигательного аппарата. Этими болезнями страдают и женщины, но мужчины все-таки чаще.

– А какая картина у преподавателей высшей школы и воспитателей в детских садах?

– В вузах в преподавательской среде превалируют в первую очередь сердечно-сосудистые заболевания. Эта патология является основной. И за этим тянутся все остальные проблемы, о которых мы уже говорили. Радует, что педагоги дошкольных учреждений более стрессоустойчивы, чем учителя и преподаватели. У них чаще всего встречаются респираторные болезни. Вот почему сейчас уделяется очень большое внимание иммунизации этой категории населения. Вакцинация является обязательным условием работы в детском коллективе. Причем речь идет не только о прививках от гриппа. Существуют вакцины от бронхолегочных инфекций. Педагогам прививки ставят бесплатно. Эти вакцины сейчас получены для всех бюджетных образовательных организаций.

– Но ведь есть еще масса других опасных инфекций: корь, коклюш…

– Да, эти инфекции передаются воздушно-капельным путем. Такая вакцина тоже есть в достаточном количестве. Сейчас идет всплеск этих инфекций, о которых мы практически забыли, то есть они были побеждены. Причины – большая прослойка неиммунизированного населения и миграция, приезд к нам в регион гостей из ближнего зарубежья. Как правило, эти семьи не привиты. Для наших педагогов и деток это проблема.

– Как проходят профосмотры педагогов? Многие из нас проходили диспансеризацию в поликлинике. Формальное мероприятие.

– Профосмотры педагогов мы проводим в соответствии с приказом Минздравсоцразвития, в котором утвержден объем осмотра, лабораторных исследований и количество узких специалистов, включая психиатра и нарколога. Периодически наши врачи выявляют различные противопоказания у педагогов, чаще всего по сердечно-сосудистым и инфекционным заболеваниям, болезням нервной и психической сферы.

Таких педагогов мы направляем на дополнительное обследование. Они проходят лечение, и по результатам мы осуществляем допуск. 

– Если сравнить медицинскую статистику за два десятка лет, что изменилось?

– Если раньше превалировали респираторные инфекции и патология органов дыхания, то сейчас лидируют заболевания сердечно-сосудистой системы и болезни нервной и психической сферы. Это очень грозные недуги, поэтому педагоги должны заботиться о себе. Несмотря на загруженность в школе и дома, надо посещать доктора, проходить диспансеризацию, отдыхать, заниматься спортом и обязательно иметь своего психолога. Очень сложно выдержать нагрузку, которая у них есть, и остаться здоровым. В советское время в Томске существовал профилакторий «Учитель» с очень хорошим реабилитационным потенциалом и кабинетами психологической разгрузки. Педагоги могли проходить там диагностику и лечение. Бесплатно. Загруженность этого профилактория была очень большая. К сожалению, он давно закрылся. Было бы полезно возоб­новить эту практику.

RSS статьи.  Cсылка на статью: 
Теги:
Вы можете пропустить до конца и оставить ответ. Pinging в настоящее время не допускается.

Модератор сайта оставляет за собой право удалять высказывания, нарушающие правила корректного общения и ведения дискуссий..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 + 6 =