Как определить, что ребенку нужен логопед?

Моему сыну два года. Беспокойные бабушки уверяют, что он очень мало и плохо говорит, настаивают на том, что его нужно показать логопеду. А я считаю, что он развивается по возрасту. Может ли мама сама определить, нужен ли ребенку логопед?

Татьяна Павловна, Томск

kutepova
Олеся Кутепова, учитель-логопед, дефектолог, кабинет развития речи «Логоша»

– Дети овладевают правильной речью постепенно, в течение нескольких лет. Для каждого возраста существует своя норма. К году нормально развивающийся ребенок употребляет три-четыре лепетных слова, понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами («где мама?», «дай ручку», «нельзя»).

К двум годам он употребляет предложения из двух-трех слов, понимает и правильно выполняет двухступенчатую инструкцию («пойди на кухню и принеси чашку»), имеет словарный запас минимум 50 слов. К двум годам ребенок уже правильно произносит звуки: «п», «б», «м», «ф», «в», «т», «д», «н», «к», «г». Если к 2,5 года у ребенка не формируется элементарной фразовой речи, значит, темп его развития отстает от нормы.

В речи трехлетнего ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы он переходит к употреблению сложной фразы с использованием падежных форм существительных единственного и множественного числа, употребляет в предложении простые предлоги («на», «в», «под», «за», «с», «из») и союзы («потому что», «если», «когда»).

К 3,5 года значительно увеличивается количество прилагательных. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги («по», «до», «вместо», «после», «из-за», «из-под»), союзы («что», «куда», «сколько»). К этому времени осваиваются свистящие звуки («с», «з», «ц»), а также «ы», «э», несколько позднее шипящие («ш», «ж», «ч», «щ»). Звуки «р», «л» обычно появляются к 5–5,5 года.

К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими понятиями (одежда, овощи). Уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно их употребляет.

Если речь детей значительно отличается от этих норм, следует обратиться к логопеду. Однако часто родители привыкают к речи своего ребенка и не замечают многих проблем в его развитии, особенно если он единственный в семье. Поэтому рекомендуется первый раз посетить логопеда в три года и затем ежегодно – с профилактической целью. Если же лепет у вашего ребенка угас, а первые слова не появились и к двум годам, то обратиться за помощью следует раньше.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

9 + 19 =