Как подвал превратить в бюджетный постоялый двор

хостел06

– Однажды у нас жили две монахини, а рядом с ними трое военных, которые приехали за пополнением в армию. Когда они на кухне пересекались, выглядело это очень контрастно.

– Часто приезжают иностранцы. Уже в этом году мы принимали гостей из Франции, Америки, Чехии. Снимала номер студентка-архитектор из Польши. Она была проездом в Томске, ехала в Анжеро-Судженск. Только там, в краеведческом музее, имеется информация, необходимая ей для научной работы.

– Останавливался парень из Красного Креста. Мы не успели с ним поговорить, потому что одновременно с ним жил дядечка, который приезжает в Томск на бесконечные суды и всем любит про это рассказывать.

Вспоминать гостей арт-хостела «На чемоданах» одна из его создателей Евгения Дмитриева может очень долго. Когда они с партнером только открывали хостел, так и представляли, что к ним будут съезжаться люди буквально отовсюду и у каждого будет своя история.

хостел07

 С места в цоколь

Открыть пристанище для путников Евгения Дмитриева и Дмитрий Войнов заранее не планировали и бизнес-планов не писали. Наткнулись на объявление об аренде подвального помещения на очень выгодных условиях и стали думать, что в нем можно устроить. Как раз накануне Дима прочел статью в Википедии про хостелы, да и вообще многие интернет-сообщества «будущих миллионеров» пестрили информацией о том, что хостел – это самый простой бизнес для начинающих. Пример был заразительный…

– Когда мы пришли посмотреть – цокольный этаж в новом доме в пер. Школьном, то сразу поняли, что это идеальное место для хостела, – рассказывает Евгения.

На то, чтобы открыться, ушло около 300 тысяч: у ребят были кое-какие собственные средства плюс оформили два кредита и выиграли областной грант по поддержке начинающих предпринимателей (для чего все-таки пришлось написать бизнес-план). Поскольку арендная плата была небольшая (меньше 20 тыс. в месяц), основные деньги ушли на то, чтобы обставить помещения мебелью. Дизайном занимались сами. Одну из комнат просто обклеили газетами и назвали ее «газетная». Четырем другим тоже придумали названия, например «морская». И якоря, как положено, были на стенах, и осьминоги плавали. Но со временем концепция стерлась: ремонт в комнатах приходится делать каждый год, из-за большого потока постояльцев они частично теряют задуманный внешний вид.

«На чемоданах» открылся в 2011 году и стал вторым хостелом города, следом появились еще два. Сейчас в Томске таких мини-гостиниц уже 11.

– Сказать, что наш хостел самый популярный в городе, я не могу, – говорит Евгения. – Тогда бы у нас никогда не было свободных мест. Нас выделяет то, что за те же деньги, за которые у наших конкурентов вы получите койку в 10-местном номере, у нас это будет 4-местный. Ну и, конечно, то, что мы пытаемся найти свою изюминку, не зря в названии присутствует слово «арт». В стенах нашего хостела проходят выставки и концерты, мастер-классы и лекции.

хостел03

Свеча горела

– Поначалу к нам приезжало два-три человека в месяц. Но коммунальные услуги и арендную плату (несмотря на то что нам попались очень хорошие арендодатели) никто не отменял, – вспоминает о трудностях первого времени Евгения. – Был момент, когда нам отключили за долги свет и дома, и в хостеле. Я сидела в подвале при свечах, пока Дима занимался оплатой долгов.

Тяжелый период длился примерно полгода. К счастью, каждый месяц клиентов становилось все больше, так что уже через год хостел вышел на самоокупаемость. Его основная аудитория сегодня – это молодежь 21–23 лет из соседних городов (Кемерова, Новокузнецка, Новосибирска), которая приезжает в Томск сменить обстановку и развеяться.

– Молодежь так отдыхает: выбирается на выходные в другой, чаще всего незнакомый город, ходит по музеям или другим знаковым местам. А останавливается у нас. Потому что это дешевле, чем в гостинице. Всем очень нравится Томск! – говорит Евгения. – Когда тебе самому кажется, что вот сейчас особенно грязно, серо и ничего нового вокруг, вдруг приезжает человек и ахает: «Я сегодня первый раз в жизни видел ледоход! Какой у вас атмосферный город, какая архитектура!» – и к тебе тут же возвращается вера в свой город и любовь к нему.

Основная реклама заведению работает в социальных сетях, да и собственный сайт арт-хостелу большая подмога. Евгения с Дмитрием активно сотрудничают с университетами. Поэтому осенью к ним приезжают абитуриенты, а зимой заочники мечутся по общей кухне с распечатками лекций, надиктовывая друг другу ответы по телефону и помешивая в сковороде картошку.

– Пробовали еще расклеивать по городу объявления, – вспоминает Евгения. – Но по ним звонили совсем не наши потенциальные постояльцы – то пьяные, то нелегальные мигранты, которые целыми бригадами хотели заселиться к нам. В итоге большая часть тиража объявлений так и пылится где-то у нас на балконе…

 И швец, и жнец, и на дуде игрец

Дмитрий и Евгения относятся к своему бизнесу как к собственному ребенку. Ребята и вырастили его самостоятельно. Выпускница факультета журналистики и бывший госслужащий, занимаясь собственным делом, освоили не одну специальность – сами занимаются и ремонтом, и пиаром, и проведением мероприятий…

Первый сотрудник хостела, администратор Глеб, появился полгода назад. Казалось бы, уже должен быть закален форс-мажорами, но ему до сих пор снится, что гости приехали раньше запланированного на два часа или произошла еще какая-то накладка…

– А мы с Димой в таком состоянии жили два с половиной года! – делится Евгения. – Даже с Глебом в штате отпуск можем позволить себе лишь раз в год, и то недельный. Дальше Алтая на такой срок не уедешь.

Приставка «арт» у хостела не случайна. Ребята постоянно организовывают всевозможные мероприятия – от квартирников до благотворительных выставок. Они дают площадку музыкантам и поэтам. Сотрудничают с томской зоозащитной организацией «Содружество», которая проводит выставки.

– Поскольку многие из арт-тусовки города наши знакомые, есть возможность всегда пригласить их поучаствовать в наших затеях, – говорит Евгения. – Самой масштабной была, наверное, вегетарианская встреча. Приглашенный повар показывал, как крутить вегетарианские суши. Другой повар, мастер ведической кухни, рассказывал про индийские блюда, о том, как заменять в своем рационе мясные продукты на вегетарианские. Наша кухонька тогда – уму не постижимо – уместила десятка три человек – постояльцев и гостей хостела. Среди них был и чайный мастер. Еда и чай гуляли по кругу.

В прошлом году ребята рискнули пойти на эксперимент и открыли велопрокат. Так что, похоже, Дмитрий скоро освоит еще одну специальность – механика велосипедов. А неподалеку от места, где находится «На чемоданах», ребята ремонтируют еще один дом – деревянный, который тоже взяли в аренду, чтобы расширить площади и свои возможности. Концепт нового хостела – бабушкин уютный домик, который сможет вместить еще 15 гостей.

– Мы все это делаем даже не столько, чтобы зарабатывать больше денег. Часть выручки осознанно направляем на развитие бизнеса, – говорит Евгения. – Наша с Димой позиция – не стоять на месте, все время расти и двигаться вперед. Все ради этого.

хостел02

– В российских хостелах есть специфика, – поясняет Евгения. – С чужими людьми в одной комнате постояльцы остаются неохотно. Поэтому подвал с небольшими комнатами для нас большая удача. Наш 4-местный номер с двумя двухъярусными кроватями до сих пор не самый популярный, потому что соотечественников часто гложет мысль: «А что, если кто-то залезет в мои вещи?»

хостел04

Изначально хостел – это место, куда ты можешь приехать, оставить вещи, уйти по своим делам и вернуться, чтобы переночевать. На Западе, как правило, хостел представляет собой большие комнаты, заставленные двухъярусными кроватями, на которых могут оказаться абсолютно чужие люди

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

6 − 2 =