Речник – профессия мужественная. Она всегда была и остается востребованной, нужной экономике, а главное – не лишена вечной романтики и духа приключений, риска и преодоления. Огромное количество людей веками посвящали свою жизнь, свою любовь, свое восхищение ее величеству реке. О том, кого сегодня манит волшебная красота пейзажей и вольный воздух водных далей, кто приходит на флот и учится управлять современными судами, – в материале «ТН».

 

 

Плавсостав – одна семья

Не секрет, что речной флот ныне переживает не самые лучшие времена. Но речной транспорт все же не утратил ключевых позиций. Не случилось бы в Томской области большой нефти и большого газа, если бы не речники, виртуозно доставляющие по большим и малым рекам тысячи тонн разнообразных грузов на таежные месторождения. Не выросли бы ни Стрежевой, ни Кедровый, ни вахтовые поселки. Не было бы и сейчас прочных экономических и человеческих связей у десятков малых и больших поселений с Большой землей. Нет, рано списывать этот транспорт на берег. Речной ренессанс проявляется в увеличении грузоперевозок, модернизации подвижного состава, амбициозных целях и перспективах и, конечно, в появлении современной генерации специалистов.  

История кузницы кадров среднего комсостава флота началась в далеком 1940 году, когда решением Новосибирского исполнительного комитета на Томской земле было создано ремесленное училище. Судьбоносным для училища стал 2013 год, когда по инициативе губернатора Сергея Жвачкина и при поддержке Томской судоходной компании (парт­нера и главного работодателя) училище было преобразовано в Томский техникум водного транспорта и судоходства. Выпускники техникума направляются в основном на предприятия Обского бассейна, но нарасхват и на Лене, и в ХМАО, и даже в Казахстане. Трудоустройство – 100%.

Готовят речников по трем специальностям: судовождение, эксплуатация судовых энергетических установок и эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики.

– В этом году добавятся еще две, – дополняет и.о. директора Мария Прохорова, – судостроение и эксплуатация внутренних водных путей.

Техникум еще юный, но у него уже есть своя изюминка, которой очень гордится коллектив. Это преподаватели, часть из которых – настоящие речные волки: капитаны судов, сменившие рубку на преподавательскую кафедру. Это профессионалы, которые, помимо специальных знаний, передают студентам любовь к реке, флоту, романтике и трудностям навигации, те качества, которые необходимы для этого поистине мужского выбора жизненного пути.

 

 

ЦИФРА

Средняя заработная плата речника 45 тыс. рублей

 

– Понимание профессии и закалка характера происходят в основном после второго курса, – продолжает руководитель ТТВТС. – Учащиеся, кому исполнилось 18 лет, идут в свою первую навигацию мотористами и рулевыми и начинают познавать ремесло на судах, в командах, где один за всех, и все за одного.

 После навигации мальчишки сильно меняются: приходят красавцы юноши, физически окрепшие, повзрослевшие, с сформировавшимися взглядами на жизнь. Заболевают рекой, высоко ценят труд речника, потому что познают его через свои преодоления. У них повышается самооценка, ведь каково это – управлять настоящим судном, понимая, какая мощь подчиняется воле человека и сколько зависит от твоих действий?

Большую роль в становлении молодого речника играют капитаны судов, которые выступают в роли наставников, что важно на флоте, поскольку нет более простого и одновременно сложного педагогического приема, чем «делай, как я». Капитаны понимают непреходящую важность такой работы. Тем более что, приходя в небольшой коллектив на пять-шесть месяцев, юноши нуждаются в поддержке и адаптации к требованиям и жестким правилам.

Студенты первого и второго курсов в возрасте до 18 лет тоже проходят практику, но только на учебном судне, которое предоставляет Томская судоходная компания. Кстати, многие профессиональные навыки будущие судоводители, механики и электрики получают в прекрасно оборудованных мастерских, оснащенных самыми современными механизмами, симуляторами и тренажерами по судовождению, с очень высокой степенью эффекта присутствия.

 

Навигация в будущее

Речники по определению ребята с прекрасным здоровьем – как космонавты. В ТТВТС огромное значение придается психофизической подготовке. Психологи помогают обучающимся быть стрессоустойчивыми, уметь работать в малом коллективе, в условиях ограниченного пространства речного судна. Современная спортивная база, на площадях которой благодаря увлеченным преподавателям студенты техникума набирают отменную физическую форму, позволяет учащимся практически всегда быть в призерах на многих соревнованиях городского уровня. Что этих ребят отличает от других спорт­сменов? Выучка, самоотверженность, взаимовыручка.

Есть и свои традиции. Прежде всего – открытие навигации. Если для горожан парад кораблей на Томи – классное зрелище, то для студентов-речников – повод для профессиональной гордости. Потому что они в команде людей крепкой мужской профессии, оттого и лихой шаг безупречного строя коробки юношей в форме. На закрытии навигации, празднике подведения итогов сезона, – посвящение в речники первого курса. Тоже символично.

– Наш техникум уникален еще и доброй, живой атмосферой, которая, несмотря на особую дисциплину, объединяет общим делом студентов и сотрудников, помогая постигать трудную профессию, – добавляет Мария Прохорова.

 

Встать на вахту

– Как и в большинстве техникумов, первые два курса – это изучение общеобразовательных предметов, – поясняет преподаватель Владимир Черкасов. – Но уже с первого курса есть предметы по введению в специальность. Общая для всех трех специальностей дисциплина – безопасность жизнедеятельности на судне, ведь любой речник или моряк должны знать строгие правила обеспечения живучести судна, бороться за жизнь корабля, как действовать после оставления судна, оказывать помощь. Есть сложные теоретические дисциплины – по устройству судна, по видам судового оборудования. Большим плюсом для студентов младших курсов становится получение рабочей профессии – моториста или рулевого. Имея эти навыки, они идут на практику.

С третьего курса изучается специфика выбранного направления. Поступая на работу, любой выпускник может подняться по карьерной лестнице – специалист, второй помощник, первый помощник. Речники более универсальны, чем моряки, и имеют по две специальности, например, капитан-механик, моторист-рулевой, а значит, могут легко понять проблему или заменить в рейсе другого члена экипажа.

После навигации студенты защищают дипломные работы: судоводители – как планировать рейс по определенному участку реки, начиная от подготовки судна до прохождения с помощью лоцманской карты, а механики описывают либо двигатель, либо вспомогательный механизм, нахождение неполадок и способы их устранения. Причем выпускники готовы к работе и на том оборудовании, что есть сегодня на флоте, и на перспективной технике, учитывая, что оснащенность судов периодически обновляется, начиная от обшивки корпуса и заканчивая электронной начинкой рубки.

Кстати, этому способствует участие в чемпионатах рабочих профессий. Речное дело лишь в 2016 году было включено в состав профессий, которые перешли на обучение и государственную итоговую аттестацию в рамках движения WorldSkills Russia. В техникуме разработали компетенцию, провели пробный чемпионат. Получилось. Два модуля – судоводители, два модуля – механики. Командное участие по два человека на выполнение задания. Состязание само по себе зрелищное – судоводителю надо провести состав по сложному участку водного пути в разное время: днем и ночью, и без происшествий. Механик должен продемонстрировать слаженную и четкую работу по обслуживанию и регулировке двигателя. В следующем году техникум будет готовиться к национальному чемпионату, ведь преподаватели верят в способности ребят. 

– Как стать капитаном? – улыбается Мария Леонидовна и тут же серьезно отвечает: – Это долгий путь становления человека и профессионала. Капитан, как и врач, должен иметь терпение, любовь к делу и флоту. И конечно, крепкие человеческие качества – быть лидером, способным взять на себя ответственность за людей, судно, груз. Иначе не сложится команды, а состав может не дойти до места назначения. Потому на судне капитан – первый после Бога.

 

 

 

Судоводитель должен уметь:

  • определять местоположение судна визуальным и астрономическим способами с использованием радионавигационных приборов и систем, свободно читать навигационные карты;
  • осуществлять навигационную эксплуатацию и техническое обслуживание систем судовождения и связи;
  • управлять судном: стоять на руле, вести надлежащее наблюдение за судном и окружающей обстановкой, распознавать огни, знаки и звуковые сигналы; выполнять палубные работы;
  • эксплуатировать системы дистанционного управления судовой двигательной установки, рулевых и энергетических систем;
  • использовать радиолокационные станции, информационные системы для обеспечения безопасности плавания, стандартные компьютерные программы, предназначенные для ведения судовой документации;
  • действовать по тревогам, бороться за живучесть судна, использовать коллективные и индивидуальные спасательные средства;
  • проводить грузовые операции;
  • использовать международные и национальные нормативно-правовые акты по перевозкам опасных грузов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

6 + 4 =